исторические факты

К истории строительства Воскресенско-Федоровского монастыря в Сергееве

Село Сергеево Шуйского района в настоящее время не слишком известно даже жителям Ивановской области – оно расположено среди лесов на тупиковой дороге всего в семи километрах от Шуи

Село Сергеево Шуйского района в настоящее время не слишком известно даже жителям Ивановской области – оно расположено среди лесов на тупиковой дороге всего в семи километрах от Шуи. В советское время в селе располагался сельскохозяйственный техникум (закрыт в 2014 г.).

 Примерно до середины 19 века небольшое село с помещичьей усадьбой и парой небольших церквей ничем не выделялось среди десятков других поселений Шуйского уезда. В отличие от ряда крупных торгово-промышленных сел Шуйского уезда, в Сергееве никогда не было ни фабрик, ни ярмарок. Местные жители до революции занимались сельским хозяйством, незначительными промыслами, работали на шуйских фабриках. Важным событием в жизни Сергеева на рубеже 19-го и 20-го столетий стало строительство на месте барской усадьбы крупного женского монастыря.

Женский Воскресенско-Федоровский монастырь в селе Сергееве Шуйского уезда был образован в 1889 г. из общины, зарегистрированной в 1881 г. Название монастыря сложилось из двух частей – наименования села (село Сергеево по названию главного престола сельской церкви также именовалось Воскресенским-Сергеевым) и чтимой родовой святыни дворян Шубиных – иконы Федоровской Божией Матери, пожертвованной монастырю его основательницей помещицей А.Н. Шубиной.

За короткое по историческим меркам время существования монастырь из небольшой общины при помещичьей усадьбе превратился в крупный духовный и хозяйственный центр со своими реликвиями, традициями, храмами, крупным и крепким хозяйством. Число монашествующих и послушниц в 1916 г. составляло свыше 200 человек [1]. За стенами монастыря были устроены помещения для ночлега и питания странников и бедняков, которых особенно много было в зимнее время (до 300 человек в месяц). При монастыре велось хорошо организованное хозяйство, просуществовавшее до конца 1920-х гг. История становления и развития монастыря в Сергееве переплетается с историей ряда нижегородских монастырей – Серафимо-Дивеевским, Серафимо-Понетаевским и Саровской пустынью. С Воскресенско-Фёдоровским монастырём в Сергееве связаны судьбы священномученика митрополита Петроградского Серафима (Чичагова), преподобномученицы игуменьи Арсении (Добронравовой) и преподобномученицы Севастианы (Агеевой-Зуевой).

В 1930-х гг. все церкви в монастыре и в самом Сергееве были закрыты, внутреннее убранство храмов уничтожено, реликвии утрачены. Воскресенская и Георгиевская кладбищенская церкви были уничтожены. Вместе с двухэтажной Воскресенской церковью была разрушена и находящаяся под ней усыпальница владельцев села – дворян Марковых. После закрытия монастыря в 1929 г. на его территории размещались школа-колония для малолетних правонарушителей (1930 – 1934 гг.), совхозная школа животноводства (1934 – 1953 гг.), техникум механизации сельского хозяйства (1953-2014 гг.). В Успенском соборе была ремонтная мастерская, в Архангельской церкви размещалась столовая техникума, затем склад зерна. Трапезная использовалась как клуб, в просфорной был магазин, в бывших келейных корпусах размещались квартиры и сельская начальная школа. Отдельные монастырские постройки были разрушены, на территории монастыря появились частные дома.

К настоящему времени основные постройки монастыря сохранились и, после возвращения Церкви в начале 2000-х, постепенно восстанавливаются. Храмы бывшего Воскресенско-Федоровского монастыря переданы Русской Православной Церкви 24.08.1994 г. В Архангельской церкви проводятся регулярные богослужения. С 1997 г. отдельные службы совершаются в Успенском соборе. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 9.04.1998 г. монашеская община, существовавшая здесь с 1994 г., преобразована в мужской монастырь. Ансамбль Воскресенско-Федоровского монастыря решением исполкома Ивановского облсовета депутатов трудящихся от 31.05.1965 № 465 отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.

Ансамбль Воскресенско-Федоровского монастыря с краснокирпичными стенами и башнями и огромным собором живописно расположился на берегу реки Тезы, возвышаясь над окружающими лесами и речной гладью. Село Сергеево принадлежит к числу наиболее примечательных в художественном и историческом отношении сел Шуйского района наряду с Дуниловым, Горицами, Васильевским и Введеньем. Несмотря на то, что Воскресенско-Федоровский монастырь пока не включен в туристические и паломнические маршруты, сюда самостоятельно приезжают паломники, туристы, художники и фотографы, а также ценители красоты и архитектуры.

История Воскресенско-Фёдоровского монастыря с иллюстрациями и ссылками на источники наиболее полно отражена на монастырском сайте[2]. Основными дореволюционными источниками по истории монастыря являются издания «Воскресенско-Федоровский женский монастырь близ г. Шуи (Владим. Губ.)»[3] 1897 г. и «Подвижница благочестия Александра Николаевна Шубина и основанный ей Воскресенско-Феодоровский женский общежительный монастырь[4]» 1916 г.

Ниже приводятся сведения, дополняющие историю строительства монастыря.


Формирование монастырского комплекса


Строительство комплекса Воскресенско-Федоровского монастыря началось после официального преобразования существующей здесь женской общины в монастырь в 1889 г.

Первое время община владела только одним каменным одноэтажным корпусом с садом на территории помещичьей усадьбы А.Н. Шубиной. Сестры ходили на службы в сельскую приходскую церковь. Территория общины даже не была огорожена. Около 1887 г. общине был передан барский дом с домовой церковью Феодоровской иконы Божией Матери. В 1888 г. был построен первый двухэтажный деревянный корпус с трапезной и кухней, территория общины была обнесена деревянной оградой.


К открытию монастыря была приурочена передача ему зимней приходской церкви Архангела Михаила, которая была торжественно освящена архиепископом Владимирским и Суздальским Феогностом 2 сентября 1889 г. в присутствии приглашенных А. Шубиной представителей шуйского духовенства, дворянства и купечества. Позднее было построено несколько деревянных двухэтажных корпусов для келий. В 1897 г. священник Н. Миловский писал про монастырь следующее[5]:


Воскресенско-Федоровский монастырь со всех сторон окружен деревянной оградой. На восточной стороне её находятся святые ворота с большой на них иконой Знамения Божией Матери. От этих ворот внутри монастыря расходятся по разным направлениям несколько дорожек. Главная их них, отклоняясь влево, ведет к церкви св. Архистратига Михаила. Близ этой дорожки в юго-западном углу монастыря возвышается среди молодых тополей и кустов сирени деревянная, в шесть сажен вышины, восьмигранная колокольня. На ней девять колоколов; большой, в 200 слишком пудов, пожертвован одним из шуйских граждан.

Строительство главного монастырского храма – Успенского собора продолжалось с 1897 по 1905 гг. Также на территории монастыря были построены колокольня, трапезная, жилые и служебные корпуса, детский приют. Сам монастырь был обнесен высокой кирпичной стеной с угловыми башнями. За пределами монастыря были построены дома для духовенства, хозяйственные постройки, две двухэтажные гостиницы для паломников, а также помещение приюта для странников.



Внешний облик и размеры монастырского комплекса в начале 20-го века вполне соответствовали высокой численности монашествующих и благополучному материальному положению обители. Достаточно обширная (около 5,5 га) территория, обнесенная высокой краснокирпичной оградой с башнями, разделяется на две части – парадную (западную) и хозяйственную (восточную). В западной части, ограниченной высоким берегом реки Тезы, на удалении друг от друга располагались монументальный пятиглавый Успенский собор, колокольня, зимняя Архангельская церковь, несколько деревянных и каменных корпусов и трапезная. С северной стороны за монастырской оградой был устроен липовый парк с аллеями и большим прудом прямоугольной формы. Также с северной стороны к монастырю примыкало небольшое кладбище.

Домовая церковь Феодоровской иконы Божией Матери


Домовая церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери была устроена А.Н. Шубиной в северо-восточном углу деревянного двухэтажного барского дома для своей матери и дяди. Освящение церкви было проведено 2-го января 1879 года. Благочинный Шуйского уезда священник села Васильевского Григорий Вишняков докладывал епископу Муромскому Якову:

храм тот мною освящен при возможно благоговейной торжественности, совершенной тишине и порядке по установленному Чину в сослужении еще четырех Священников: Настоятеля сего Архангельскаго-Сергиевского прихода Погоста Архангела Михаила Иоанна Фортунатова, местного священника помощника его Гавриила Беляева, города Шуи Киселевской больничной церкви Настоятеля священника Павла Изволенского и Вязниковского Уезда Дорковского прихода села Малых Дорков Священника Василия Доброхотова, в присутствии родных Г. Шубиной и жителей села с посторонними людьми.

Деревянный корпус, где находилась Феодоровская церковь, разобран в 1990-х гг. На его месте установлен памятный крест.

Церковь Михаила Архангела


Церковь Михаила Архангела в Сергееве была построена примерно за пятьдесят лет до учреждения монастыря и относилась к сельскому приходу. Южнее церкви Михаила Архангела находилась двухэтажная Воскресенская церковь с колокольней, построенная в 1740 г.

Сведения о строительстве теплой церкви Михаила Архангела противоречивы. В Своде памятников архитектуры Ивановской области указано, что данный храм построен в 1730-1732 гг.[6]. В ведомости шуйского заказчика Якова Орлова о церквях, священноцерковнослужителях и приходах г. Шуи, Шуйской и Ковровской округах за 1795 г.[7] Архангельская церковь не упоминается. В клировых ведомостях за 1907 г. отмечено, что церковь Михаила Архангела построена иждивением статского советника Михаила Соломоновича Маркова в 1834 г.[8]. В книге Н. Миловского годом постройки Архангельской церкви указан 1832[9]. В 1889 г. приходская церковь Михаила Архангела перешла в собственность монастыря (процесс отчуждения церкви от сельского прихода был болезненным и сопровождался взаимными жалобами прихожан и помещицы А. Шубиной епархиальному начальству).

Косвенным свидетельством того, что данный храм не был изначально монастырским является его специфическое расположение – вдоль монастырской стены, выступая южным фасадом за её пределы. Летняя приходская церковь Воскресения Христова располагалась параллельно Архангельской в нескольких метрах от нее к югу и возводить ограду между двумя храмами не стали.

В феврале 1897 г. под правым клиросом Архангельской церкви была захоронена основательница монастыря Александра Шубина. В 1950-х гг. в помещении церкви размещались кухня и студенческая столовая сельскохозяйственного техникума. По сведениям шуйского краеведа-фотографа В.Ф. Никонова в 1957 г. во время ремонта гробница А. Шубиной была вскрыта. Останки владелицы села и основательницы монастыря были перезахоронены на кладбище.

С южной стороны от Архангельской церкви за пределами монастыря установлен железный крест на месте уничтоженной в 1930-х гг. приходской Воскресенской церкви.

Успенский собор


В 1890-х гг. с увеличением числа монахинь стала остро ощущаться необходимость строительства новой вместительной церкви. Имеющиеся на территории два небольших храма (зимняя церковь Архангела Михаила и домовая Федоровская церковь в барском доме) не годились для продолжительных и многолюдных церковных служб во все времена года.


Проект будущего монастырского собора, составленный гражданским инженером С.П. Брагиным[10], был рассмотрен и одобрен строительным отделением владимирского губернского правления 29 июля 1896 г. Дело о строительстве собора слушалось владимирской духовной консисторией 25 сентября 1896 г.[11]. Отмечалось, что «жертвовательнице, находящейся в преклонных летах, весьма желательно, чтобы закладка нового храма начата была при ее жизни», а строительство велось под наблюдением составителя проекта С. Брагина. Для ускорения начала строительства на территории монастыря был устроен кирпичный завод, на котором уже было заготовлено значительное количество строительного материала. Была сформирована комиссия по построению храма, куда вошли игуменья София, казначея Евгения, священник о. Василий Доброхотов и архитектор П. Беген. Архитектора П. Бегена включили в состав Комиссии «как имеющего близкое местожительство к монастырю нашему и поэтому имеющего возможность и более частого надзора за постройкою»[12].


Архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий в ноябре 1896 г. выдал храмозданную грамоту на строительство в монастыре Успенской церкви. Но по неясным причинам автор проекта С.П. Брагин, изначально согласившийся производить строительство, вскоре после смерти основательницы монастыря А. Шубиной[13] отказался от своего участия. Вместо уже одобренного и согласованного во всех инстанциях проекта собора был разработан новый.

Архиепископу Сергию от игуменьи Софии 24 марта 1897 г. поступило прошение о рассмотрении нового проекта соборного храма. Сперва данное прошение в Консистории было сочтено ошибочным, но 12 апреля на нем появилась резолюция архиепископа:

По личному объяснению архитектора им представлен новый план в измененном против прежнего виде; поэтому следует отправить его вновь в строительное отделение на рассмотрение, предварительно показав мне; при том г. Брагин отказался от этого дела, а взялся за него другой; сего последнего следует назначить членом строительной Комиссии вместо Брагина.

В Строительном отделении вскоре были рассмотрены оба проекта и, утвержденный губернатором и архиепископом, «проект фасада на означенную постройку вручен составителю онаго, Архитектору Беген»[14].

Судить о варианте Успенского собора, предложенном С.П. Брагиным, невозможно по причине отсутствия в архивном деле самого проекта. Интересно замечание современника о том, что А. Шубина пожертвовала капитал «на построение нового храма, по образцу Дивеевского»[15]. Возможно первый проект собора в Сергееве был действительно близок по архитектуре Троицкому собору Серафимо-Дивеевского монастыря, куда регулярно ездила А.Н. Шубина.

Искусствовед А.В. Слезкин отмечает, что архитектура Успенского собора в Сергееве, построенного по проекту П. Бегена, во многом подражает Спасо-Преображенскому собору Николо-Угрешского монастыря, возведенному по проекту московского архитектора А.С. Каминского в 1880 - 1894 гг.[16]. Наиболее очевидным вариантом знакомства П.Г. Бегена с проектом собора Николо-Угрешского монастыря представляется публикация А.С. Каминским фасадов, разреза и плана собора в издаваемом им сборнике[17]. Не исключается и личное общение П.Г. Бегена с А.С. Каминским (Каминский А.С. преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества, в котором учился П.Г. Беген; период строительства собора в Угрешском монастыре[18] в 1880-1889 гг. совпадает с периодом обучения П.Г. Бегена в Москве; в 1890-х гг. Каминский уже сам строит особняки и храмы в Шуйском уезде, где активно работает Беген).

Начальные средства – 20 тыс. рублей на строительство нового монастырского храма были предоставлены основательницей монастыря А. Шубиной. Этой суммы и иных средств, оставленных А. Шубиной монастырю, было недостаточно для завершения строительства и отделки собора. Из переписки видно, что игуменья всеми силами стремилась изыскать необходимые деньги. В клировых ведомостях 1907 г. отмечено, что Успенский собор построен «на средства благотворительские и оставленные монастырю учредительницею онаго г. Шубиною в 1905 г.».


Общее представление о круге благотворителей, участвующих в строительстве собора в Сергееве, можно получить из некролога монастырского священника Василия Доброхотова, опубликованного во Владимирских епархиальных ведомостях[19]:

…На постройку его (Успенского собора) она (А.Н. Шубина) пожертвовала 20,000 рублей. Через год, после того как было приступлено к заготовке материала, Шубина померла. Между тем на постройку собора, при монастырском лесе и готовом кирпиче, требовался капитал не менее 150,000 рублей. Недостающие 130,000 рублей были собраны совместными стараниями о. Василия и игумении монастыря. За строгость жизни и церковное благолепие, поддерживаемые усердием о. Василия, стараниями игумении и ревностию сестер, многие богатые люди сочувственно отнеслись к постройке собора и присылали свои пожертвования. Так, когда стены собора были воздвигнуты, а у монастыря не хватало средств к дальнейшему его устройству, Шуйский фабрикант И.Н. Терентьев с сыновьями пожертвовал необходимую сумму на устройство пола и крыши. Иваново-Вознесенские фабриканты, хотя некоторые из них и принадлежали к единоверческой церкви, однакоже, любя Воскресенско-Федоровский монастырь за строгость соблюдение богослужебного и монастырского уставов, купили для собора всю церковную утварь, из которой иные лампады стоили по 125 р.


В числе благотворителей, участвующих в строительстве и отделке собора, упоминаются и монастырский священник Василий Доброхотов (на его средства была выполнена роспись сводов алтарей храма) и архиепископ Владимирский[20].

Одной из критических проблем, грозящих остановкой строительства собора, в начале 1900-го года стала инфляция. Договоры на выполнение каменных работ 8 января 1898 г. были подписаны с подрядчиками Яковом Федоровичем Коровиным[21] и Василием Григорьевичем Пановым из Балахнинского уезда Нижегородской губернии (первый из деревни Максимовки, второй – из деревни Алфёрово). По условиям договора подрядчики получали 6 рублей на 1000 шт. кирпича. Но по причине роста цен В.Г. Панов отказался от продолжения работы на второй год. Коровин «сделав подвальный этаж и первый поверх земли, находит невозможным для себя продолжать далее работу, в виду больших для себя убытков от дороговизны мастеров». Коровин указал, что значительную часть работ проделал себе в убыток, но не будет просить компенсации. Он сообщил, что готов продолжать работу только при повышении оплаты – «за кладку второго этажа с арками и сводами 10 рублей за 1000 шт. кирпича, за кладку трибунов – по 12 рублей за 1000 шт.». Игуменья София указала, что «являлись и другие подрядчики, но все назначали цены не ниже, но даже выше Коровина»[22]. Сложность заключалась в том, что стоимость работ, определенная перед началом строительства, была согласована строительной комиссией с владимирской духовной консисторией.


Архиепископ Сергий отметил в резолюции к прошению Софии «цена, требуемая подрядчиком за кладку церкви, очень высока». Для экспертной оценки цены, предлагаемой подрядчиком Коровиным, привлекли епархиального архитектора Николая Корицкого. Епархиальный архитектор, вникнув в подробности, поддержал подрядчика. В своем рапорте Н. Корицкий указал[23]:


…но, принимая во внимание, что

1) Кладка арок сводов и трибунов (трибун – глухое основание барабана потребует опытных мастеров каменщиков чем при кладке фундамента и стен 1-го этажа)

2) Мастера-каменщики чем выше кладка могут положить меньше кирпича в день, так как им приходится с большею осторожностию производить каменную работу, и кроме того потребуется устройство лесов, подноска кирпича, извести, песку и воды


В итоге игуменья София докладывала епископу 20 апреля 1900 года[24] «…архитектор Корицкий находит, что назначенная подрядчиком цена, соображаясь дороговизною рабочих рук, довольно подходящая с действительностью».


В прошении Сергию от 24 августа 1901 г. София просит разрешения об устройстве в строящемся храме иконостаса. Считается, что иконостас Успенского собора был скопирован с иконостаса Успенского собора Саровской пустыни. Позднее, в октябре 1902 г. София сообщала, что устройство трехпридельного иконостаса выполняет подрядчица резных и столярных работ мещанка г. Шуи Осетрова «по цене сравнительно с другими недорогой». Стоимость работ составила 7 тыс. рублей, платежи планировалось выполнять поэтапно – 4 тыс. руб. в ноябре 1902 г., 1 тыс. руб. в феврале 1903 г., оставшиеся 2 тыс. руб. после установки иконостаса на место. Настоятельница просила епископа разрешения взять из иваново-вознесенского отделения Государственного банка 8 тыс. рублей «пожертвованных на сей самый предмет неизвестным лицом». Превышение снимаемой суммы над необходимой София объясняла тем, что «этой же резчице Осетровой заказываются еще кроме иконостаса и несколько киот, необходимо нужных для храма».


Главный Успенский престол собора был освящен архиепископом владимирским и суздальским Никоном 24 октября 1905 г. после проведенной им накануне службы в Воскресенском соборе Шуи[25]:

23 октября Владыка служил литургию и по литургии молебен пред Смоленскою иконою Божией Матери в Шуйском соборе. За литургией Владыкой сказано слово на тему о помощи, оказываемой нам Богом в несчастиях, но нашим молитвам. С 23 на 24 число Преосвященный Никон совершал всенощное бдение во вновь устроенной церкви Федоровского-Воскресенского монастыря, а 24-го совершено было Владыкою освящение означенного храма во имя Успения Божией Матери и литургия в нем…[26].

Колокольня



Первая деревянная монастырская колокольня вместе с деревянной оградой упоминается в статье Н. Миловского 1897 г.[27]:

…в юго-западном углу монастыря возвышается среди молодых тополей и кустов сирени деревянная, в шесть сажен вышины, восьмигранная колокольня. На ней девять колоколов; большой, в 200 слишком пудов, пожертвован одним из шуйских граждан.

По окончании строительства Успенского собора игуменья София со старшими сестрами в прошении епископу Владимирскому от 31 августа 1902 г. поднимает вопрос о необходимости строительства каменной колокольни: «звонница у нас в монастыре деревянная на столбах, обшитых тесом, в настоящее время она приходит уже в ветхость и становится опасно держать на ней звон, довольно тяжеловесный более 300 пудов»[28]. К прошению прилагался план колокольни, составленный архитектором «Петром Беген, строителем нового нашего Храма, который изъявляет согласие быть строителем и сей звонницы». Проект колокольни был рассмотрен и одобрен строительным отделением губернского правления 17 октября 1902 г.[29] Далее, 16 ноября 1902 г. консисторией было выдано разрешение на строительство колокольни «под наблюдением составлявшего тот проект архитектора П. Беген»[30].

Игуменья София в прошении архиепископу Владимирскому и Суздальскому Сергию от 28 августа 1904 г.[31] сообщила об окончании строительства колокольни под наблюдением архитектора П. Бегена и о её успешном освидетельствовании.

Трапезная


Здание монастырской трапезной, построенное в 1915 г.[32], отличается своим архитектурным оформлением в стиле неоклассицизма от других построек монастыря, но не диссонирует с ними. Кроме внешнего оформления трапезная отличается необычной объемной структурой. С южной (парадной) стороны здание одноэтажное, украшенное портиками и колоннами. С северной (тыльной) – трехэтажное с гладкими стенами без декоративного оформления. Существует мнение, что изначально на ризалите северного фасада размещался балкон, с которого открывался вид на липовый парк за пределами монастыря. В здании находились кухня, хлебопекарня, просфорная, жилые помещения для сестер и само трапезное помещение.

Монастырская ограда


Игуменья София 13 августа 1899 г. обратилась к епископу с просьбой о разрешении строительства каменной стены из бракованного кирпича, непригодного для постройки Успенского собора[33]:

…на жертвы благотворителей начать постройку каменной ограды вокруг монастыря хотя по малым частям и по мере средств собираемых, начав с северной стены. План ограды представлен будет после. Стена, предполагаемая к кладке, будет простая гладкая, без всяких архитектурных украшений»



В ведомости 1916 г. отмечено, что монастырь «обнесен каменною оградою построенною на монастырские средства в 1904 году и над главными воротами ея построена в том же году каменная колокольня оштукатуренная снаружи»[34].


Монастырские стены действительно получились предельно простыми и лаконичными, как писала игуменья София. Но в их проектировании видно участие профессионального зодчего. Монотонные высокие кирпичные стены, опоясывающие территорию монастыря, дополняются массивными угловыми башнями. В декоративных элементах башен ограды (ложных машикулях[35] и ложных окошках) просматривается связь с оформлением барабанов Успенского собора. Изначально башни завершались высокими шатрами со шпилями. Высота башен превышала монастырские стены примерно в два раза, а каждая башня была подобна отдельному храму или часовне. Примечательно, что башни неодинаковы по величине (южная башня значительно меньше остальных), а их расположение не всегда строго соответствует границам ограды. В настоящее время шатры и верхние ярусы башен разобраны, что значительно снижает художественную ценность ограды и монастырского ансамбля в целом.

Архитектор монастыря – Петр Густавович Беген


Большой вклад в формирование художественно-архитектурного облика монастыря в Сергееве внес архитектор Петр Густавович Беген. Он спроектировал Успенский собор и колокольню, проводил надзор за строительством. Вероятно, им же были спроектированы и стены с башнями и трапезная монастыря (документальных подтверждений этому пока нет). Неизвестно сколько времени архитектор уделял строительству монастыря в Сергееве. Перед началом строительства собора архитектор был включен в состав строительного комитета «как имеющего близкое местожительство к монастырю нашему и поэтому имеющего возможность и более частого надзора за постройкою» (где именно тогда проживал П. Беген неясно, предположительно вместе с матерью и братьями в Иваново-Вознесенске). Но уже во время строительства собора в Сергееве П. Беген стал исполняющим обязанности губернского архитектора и по долгу службы должен был продолжительно находиться в губернском Владимире, а также совершать рабочие поездки во всей губернии.

При проектировании собора и колокольни архитектор П. Беген несомненно учитывал расположение существующих и строящихся зданий и делал все, чтобы монастырский ансамбль выглядел уравновешенно и гармонично. Построенные в разное время и в разных архитектурных стилях монастырские храмы, жилые корпуса и трапезную, а также бывшие усадебные постройки дворян Марковых удалось успешно соединить в едином живописном ансамбле.


Будущий архитектор родился 11 июля 1863 г. в селе Городечня Суражского уезда Черниговской губернии (сейчас – Красногорский район Брянской области). Пётр Беген закончил Климовическое приходское, затем уездное училище[36] (сейчас г. Климовичи на территории Могилёвской области Республики Беларусь). Предположительно в конце 1870-х гг. семья Бегенов переехала в Иваново-Вознесенск. В семнадцать лет Пётр был определён на иждивении брата Александра в московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое закончил в 1885 году. В 1886 году удостоен малой серебряной медали за проект «Биржа». В 1888 – большой серебряной медали за проект «Училище Живописи, Ваяния и Зодчества». После окончания обучения Пётр Беген получил звание классного художника архитектуры с представлением прав на чин 14 класса и на производство строительных работ.

С начала 1890-х гг. Пётр Густавович участвует в строительстве частных домов в Иваново-Вознесенске[37]. В 1895 г. Пётр Беген определён на службу в ведомство Министерства Внутренних Дел сверхштатным техником строительного отделения Владимирского губернского правления. В начале 1899 г. П. Беген занял вакантную должность младшего архитектора строительного отделения Владимирского губернского правления. В 1901 г. –вакансию владимирского губернского архитектора, но числился шесть лет «исправляющим должность». Достаточно напряженную службу в строительном отделении Беген с 1900 по 1908 г. совмещал с должностью городового техника во владимирской городской управе. В должности техника П. Беген занимался инвентаризацией всех городских зданий и сооружений Владимира[38]. С 1 марта 1906 г. Пётр Беген по представлению владимирского губернатора был утверждён в должности губернского архитектора «в виду отлично усердной его службы по строительному отделению губернского правления в течении шести лет». Но вскоре карьера архитектора оборвалась –Пётр Густавович серьёзно заболел и 11 января 1908 г. был уволен со службы «по домашним обстоятельствам». Петр Густавович умер 1 марта 1917 г. и был похоронен в с. Клевцово (сейчас – урочище Клевцово Ивановского района Ивановской области на берегу Уводьского водохранилища).


Постройки, возведенные П. Бегеном за два десятилетия активной строительной деятельности, в основном сконцентрированы во Владимире, Иванове и Шуе. В губернском Владимире по проектам П. Бегена был выполнен ряд значительных и разнохарактерных построек (казенный винный склад, родильный приют, исторический музей, духовное училище, исправительное арестантское отделение, драматический театр, собственный дом, дворянский пансион-приют). В уездной Шуе архитектор проектировал и строил городские бойни, земскую школу, женскую гимназию, корпус для ткацкой фабрики. В Иваново-Вознесенске – частные дома, храмы, больницу, концертный зал общественного собрания.

Особо стоит отметить вклад архитектора в церковную архитектуру. По проектам П.Г. Бегена в Шуйском уезде было возведено несколько крупных пятиглавых храмов соборного типа (Успенский собор Воскресенско-Федоровского монастыря в с. Сергееве, Введенская и Владимирская церкви в г. Иваново-Вознесенске). Одной из наиболее ценных архитектурных построек Иваново-Вознесенска, утраченных в 1930-е гг., стала монументальная Спасская церковь, спроектированная выдающимся архитектором Ф.О. Шехтелем и построенная под наблюдением П. Бегена (Беген подготовил пояснительную записку к проекту с результатами исследования грунта, описанием порядка работ на три года строительства, указанием толщины стен и сводов в разных частях здания, требований к строительным материалам, устройству отопления и вентиляции)[39]. Также в Иваново-Вознесенске П. Беген построил колокольню церкви «Всех скорбящих Радость», перестроил старообрядческую моленную в церковь[40]. К церковным постройкам зодчего также принадлежит единоверческая церковь Рождества Христова с колокольней в селе Семёновка (Владимирская область, Муромский район, урочище Семёновка).

В художественном отношении лучшие произведения П.Г. Бегена обладали своеобразием, успешно сочетая элементы разных архитектурных стилей (византийско-русского, эклектики, псевдорусского, кирпичного, неогреческого, неоклассицизма, модерна).


Число монашествующих в Воскресенско-Федоровском монастыре пока невелико. Но монастырь явно оживает – в последние годы заметно продвигается восстановление монастырских построек, преображается пространство вокруг собора (убран хлам и строительный мусор, вырублены кусты и усохшие деревья, появляются элементы благоустройства), на праздничные службы приходит все большее число верующих, многие приезжают из других регионов. Станет ли монастырь в Сергееве снова таким же многолюдным и притягательным для богомольцев, как в прежние годы, покажет время.


Черниховский Д.


[1] ГАВО ф. 556, оп. 6, д. 68, с. 35. В перечневой ведомости монашествующих и послушниц Воскресенско-Федоровского монастыря за 1916 г. отмечено 53 монашествующих и послушниц и 161 послушница на испытаниях.
[2] https://www.vfmon.ru/book/page-1
[3] Миловский Н.М. Воскресенско-Федоровский женский монастырь близ г. Шуи (Владим. Губ.). М.: Университетская типография, Страстной бульвар. 1897.
[4] Подвижница благочестия Александра Николаевна Шубина и основанный ей Воскресенско-Феодоровский женский общежительный монастырь. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1916.
[5] Миловский Н.М. Неканонизированные святые города Шуи: Избранные труды и материалы / сост. и отв. ред. В.В. Возилов. Иваново: Издательский дом «Референт», 2007, с. 106.
[6] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область, ч. 3. М.: Наука, 2000. С. 614.
[7] ГАВО ф. 560, оп. 2, д. 674.
[8] ГАВО, ф. 556, оп. 6, д. 68. (Клировые ведомости Ильинской церкви г. Шуи и ведомости Воскресенско-Федоровского женского монастыря Шуйского уезда за 1907 и 1916 годы), л. 32.
[9] Миловский, с.103.
[10] Сергей Павлович Брагин (1859 - 1898 гг.) – российский архитектор, гражданский инженер. Родился предположительно во Пскове. Закончил институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге в 1885 г. После окончания института был причислен к Технико-Строительному Комитету Министерства Внутренних Дел и откомандирован на постройку Новороссийской железнодорожной ветви, где на протяжении 80-и вёрст им были произведены все гражданские постройки (есть мнение, что С.П. Брагин строил здание вокзала на станции Тихорецкая). С апреля 1887 г. в городе Ковно строил казармы для 28-й артиллерийской бригады. В 1889 г. перешёл на службу во владимирское губернское правление младшим архитектором строительного отделения, где главным образом занимался строительством казённых зданий (известно, что С.П. Брагин строил тюремный замок в Покрове). По его проекту построена церковь-часовня Архангела Михаила при городской тюрьме в Коврове (РГИА, ф. 1293, оп. 166, д. 107). Наиболее значительной работой зодчего стал Успенский собор Всесвятского единоверческого монастыря в Шуе.
[11] ГАВО, ф. 556, оп. 1, д. 3968 (О постройке нового каменного храма в Воскресенско-Федоровском, Шуйского уезда монастыре), л. 1об., 7-9.
[12] Там же, Л. 10, 10об.
[13] А.Н. Шубина умерла 8 февраля 1897 г. в возрасте 80 лет, не дожив до торжественной закладки Успенского собора, состоявшейся 2 сентября 1897 г.
[14] ГАВО, ф. 556, оп. 1, д. 3968, л. 15-17об.
[15] Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный, 1897. № 6-й. С. 200-208.
[16] Слезкин А.В. Образы Московского Кремля в архитектуре храмов неорусского стиля. Архитектурное наследство, 2007. № 47. С. 287-299.
[17] Художественный сборник русских архитекторов и инженеров / А. Нетыкса. Вып. 1. М., 1890. Табл.10–12; Приложение. С. 11; Вып. 2. М., 1891. Атлас. Л. 13–15; Вып. 3. М., 1892–1893. Атлас. Л. 49–50.
[18] Монастырь располагается на территории г. Дзержинский Московской области.
[19] Доброхотов А. Некролог священника Воскресенско-Федоровского женского монастыря Шуйского уезда протоиерея Василия Михайловича Доброхотова // Владимирские Епархиальные Ведомости, 1909, №38, с. 629-632.
[20] Миловский, с. 204.
[21] Подрядчик по каменным работам – крестьянин деревни Максимовки Балахнинского уезда Нижегородской губернии Яков Федорович Коровин упоминается в переписке о строительстве церкви в с. Студенцах Шуйского уезда – ГАВО, ф. 556. Оп. 1. Д. 2404. Отмечено, что он строил колокольню (1875-1879 гг.). Благочинный священник с. Афанасьевского Андрей Никольский отмечал «Означенный мастер Коровин, хорошо известный знанием своего дела в г. Шуе» (л. 122 об.).
[22] ГАВО, ф. 556, оп. 1, д. 3968, л. 28-29об.
[23] Там же, л. 27.
[24] Там же, л. 28.
[25] Относительно двух остальных соборных престолов информации нет. В 1916 г. они оставались неосвященными.
[26] Владимирские епархиальные ведомости, 1905, №21, с. 629, 630.
[27] Миловский, 106.
[28] ГАВО, ф. 556, оп. 1, д. 3968, л.36, 36 об.
[29] ГАВО Ф. 40, оп. 1, д. 19754, л. 465,
[30] Там же, л. 39-40 об.
[31] Там же, л. 42, 42 об.
[32] ГАВО, ф. 556, оп. 6, д. 68. (Клировые ведомости Ильинской церкви г. Шуи и ведомости Воскресенско-Федоровского женского монастыря Шуйского уезда за 1907 и 1916 годы), л. 39об.
[33] ГАВО, ф. 556, оп. 1, д. 3968, л. 24об.
[34] ГАВО, ф. 556, оп. 6, д. 68., л. 39 об.
[35] Машикули – нависающие над стеной наклонные проемы для ведения обстрела и литья смолы на осаждающих.
[36] РГАЛИ, ф. 680, оп. 2, д. 164, л. 1879-1888.
[37] Тихомиров А.М. Иваново. Иваново-Вознесенск. Путеводитель сквозь времена. Иваново: ИД «Референт», 2011.328 с.
[38] Творцы застывшей музыки: 25 владимирских архитекторов / В. Г. Толкунова. Владимир: Транзит-ИКС, 2022. 202 с.
[39] ГАВО. Ф. 40. Оп. 1. Д. 19070. Л. 1-5.
[40] ГАВО. Ф. 40. Оп. 1. Д. 18359. Л. 236-236 об.