исторические факты

Дуниловско-Горицкие священнослужители, пострадавшие в начале ХХ в. за православную веру

В начале ХХ в., после революционных событий, на текстильной Шуйской земле начались неимоверные гонения противорелигиозного характера. Не обошли стороной подобные деяния старинные русские села Дунилово и Горицы Шуйского уезда

В начале ХХ в., после революционных событий, на текстильной Шуйской земле начались неимоверные гонения противорелигиозного характера. Не обошли стороной подобные деяния старинные русские села Дунилово и Горицы Шуйского уезда., где с давних времен было налажено скорняжное и текстильное производство вместе со строительством православных храмов. Священно служители этих сел воспитывали у местных прихожан уважение к православное вере и веру в Единого Бога Вседержателя. Самих же священников местных церквей политический каток всероссийского ГУЛАГа не обошел стороной. Стоит назвать известные на сегодня имена протоиерея Матфея Миловидова и иерея Константина Третьякова, служивших в Благовещенском приходе. Оба они закончили свой жизненный путь в небезызвестных Соловецких лагерях. В то же время иереи Иоанн Коржавин и Петр Зяблицкий были неоднократно арестованы, а затем расстреляны в Ивановской тюрьме 4 февраля 1938 г. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе они прославлены в лики святых новомучеников и исповедников Российских. За многие столетия до событий начала ХХ в. нескончаемый ряд священнослужителей, монахов и других православных ревнителей провели огромную работу по церковно-архитектурному великолепию этих двух уникальных купеческих сел. Вернемся к изложению жизненного пути новомучеников с. Дунилово и с. Горицы насколько позволяют исторические документы и воспоминания жителей этих сел, зафиксированные на период начала ХIХ в.

Священномученик Иоанн Коржавин родился 13 января 1866 г. в с. Дунилово. Крещен 14 января в местной Успенской единоверческой церкви. Крестными в метрическую книгу записаны его дядя М. Х. Коржавин и двоюродная сестра Е.А. Коржавина. Родители Иоанна – П.Х. Коржавин (1840-1876 гг.) и Татьяна Ефимовна (1842-1868 гг.) – происходили из крепостных крестьян князя Меньшикова. Когда Ивану исполнилось два с половиной года, умерла его мать, так что воспитывала его вторая жена П.Х. Коржавина – Татьяна Тимофеевна – крестьянка деревни Лаврово. 29 апреля 1884 г. И. П. Коржавин венчался в Успенской церкви с крестьянкой с. Дунилово Анфисой Аковлевной Елиной. Известно, что в их семье родилось два сына – Иван и Николай. До революции Иоанн Коржавин жил обычной крестьянской жизнью. Когда для православной веры начались тяжелые испытания, Иоанн Коржавин решил посвятить себя служению Церкви. Свое служение он начал 15 декабря 1921 г. в качестве псаломщика Благовещенской церкви. Через какое-то время он был рукоположен в сан священника. Последнее место служения о. Иоанна – Покровская церковь с. Дунилово. 26 октября 1937 г. о. Иоанн был арестован и отправлен в Шуйскую тюрьму НКВД. Затем о. Иоанна перевели в тюрьму №2 г. Иваново. Следствие над заключенными продолжалось всего два дня. И по ложным доносам специальных осведомителей - сокамерников состоялось решение тройки. 3 февраля 1938 г. постановлением тройки УНКВД по Ивановской области о. Иоанн Коржавин был осужден к высшей мере наказания – расстрелу по обвинению «В систематической контрреволюционной террористической агитации». Приговор приведен в исполнение 4 февраля 1938 г. В 1989 г. иерей Иоанн Коржавин был реабилитирован. В Успенском храме Свято-Успенского женского монастыря с. Дунилово имеется иконописный образ новомученика о. Иоанна и частица мощей его. Осенью 1937 г. были арестованы священники из других приходов: Иоанн Розанов, Петр Зяблицкий, его брат Иаков Зяблицкий, Николай Бухарин, Иоанн Успенский, Иоанн Доброхотов. Всех их отправили в тюрьму № 2 г. Иваново. Все священники из разных тюрем области были этапированы в Ивановскую тюрьму. Их поместили в одну камеру, куда добавили четырех осведомителей из числа подследственных. Последовали систематические доносы на служителей православной церкви. Всем арестованным священникам скоро предъявили стандартное обвинение по статье 58 п. 10 «За систематическое ведение контрреволюционной агитации и клеветнические измышления против вождей партий и правительства». 25 января 1938 г. уполномоченный Баринов открыл против арестованных следственное дело, которое продолжалось всего два дня. Уполномоченный Баринов постановил: «Следствием установлено: вы, находясь в заключении, систематически занимались камерной контрреволюционной деятельностью». 3 февраля 1938г. постановление тройки УНКВД по Ивановской области о. Иоанн Коржавин и иерей Петр Зяблицкий были проговорены к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 4 февраля 1938 г.

Обратимся к истории жизненного пути дуниловского священномученика Петра Зяблицкого. Он родился в 1873 г. в семье диакона Алексея Зяблицкого. В 1882 г. Петр поступил во Владимирское духовное училище. С трудом, но все же закончил полный курс обучения в 1889 г., а затем П. Зяблицкий учился на курсах пения при школе Братства Св. Александра Невского во Владимире. 20 февраля 1891 г. Петр Алексеевич, имея замечательный природный голос, был определен псаломщиком в Дуниловскую церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 15 января 1893 г. Петр Зяблицкий обвенчался в Покровском храме с дочерью шуйского мещанина, живущего в с. Дунилово, Верой Михайловной Синициной. С 1916 г. он назначается диаконом-псаломщиком Покровской церкви. Став священником, он в Покровском храме восстановил ведение церковно-приходской летописи. В середине 20-х г. ХХ столетия, когда закрывались монастыри и церкви, монахини, послушницы и верующие женщины-ткачихи, Гуськовского-Рубачевской ткацкой фабрики с. Дунилово обращались к духовному попечению саровского старца Исаакия (Новикова). Петр Зяблицкий помогал духовному руководству тайной общины. В 1930 г. и 1933 г. его дважды арестовывали за «контрреволюционную деятельность». Отец Петр Зяблицкий таких обвинений не признавал, а говорил, что выполняет свой долг священнослужителя, духовно помогая крестьянам, скорнякам, уволенным ткачихам сел Дунилово и Горицы. 26 октября 1937 г. о. Петр вновь арестован, но уже в с. Дмитриевской Погост Ковровского уезда, вместе с братом Иаковом Зяблицким. 3 декабря 1937 г. их приговорили за «Активную систематическую контрреволюционную антисоветскую агитацию» к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. 25 января 1938 г. против священников было открыто новое следственное дело, которое привело к исполнению расстрельного приговора Петру Зяблицкому 4 февраля 1938г. 20 марта 1989 г. священники были реабилитированы прокуратурой Владимирской области.

Имеются некоторые сведения о протоиерее Матфее Павловиче Миловидове, который был настоятелем древнего Благовещенского храма. Происходил он из потомственной семьи священников. Из архивов известно, что первый раз священника арестовали в 1924 г. по статье 67. Второй арест был в 1929 г. по статье 58 п. 10, третий в 1930 г., закончившийся высылкой на север на три года. 1 октября 1937 г. – очередной арест по обвинению в «распространении контрреволюционных писем среди верующих и активное участие в группе церковников». Постановлением тройки УНКВД по Ивановской области от 26 октября 1937 г. М.П. Миловидов был приговорен к расстрелу – исполнение 1 ноября 1937 г.

Следующим репрессированным Дуниновским и Шуйским священником был К.В. Третьяков. Родился он в 1877 г. в семье священника с. Елитино Шуйского уезда Владимирской губернии. Образование получил в приходской школе и гимназии г. Кохма, а 1900 г. закончил Владимирскую духовную семинарию. Путь служению Богу о. К.В. Третьяков начал в с. Дунилово при Благовещенской церкви. Семья Константина Васильевича была большой и дружной. Господь послал им 17 детей, но не все выжили. После 1917 г. жизнь семьи дуниловского священника резко изменилась. После Шуйских событий начались гонения на служителей церкви. 1931 г. – первый К.В. Третьякова – три года ссылки в Архангельский край. Семью с младшими детьми выселили из дома. Обездоленная семья переехала в Шую, где жили взрослые дочери. Вернувшись из ссылки, о. Константин пошел служить на кафедру Шуйского-Воскресенского собора. До последнего ареста семья Третьякова жила в г. Шуя на улице Садовая д. 31. Арестовали его и еще 11 священников 27 марта 1936 г. 25 апреля 1936 г. о. Константин Третьяков и другие священники были сосланы в Соловецкий лагерь особого назначения. До осени он не дожил, умер утром в столовой Соловецкого лагеря. Похоронен на местном кладбище с порядковым номером 319. Собор Русской Православной Церкви 2000 г. определил «Прославлять для общецерковного в лике СОБОР святых новомучеников и исповедников Российских ХХ в., поименно известных и доныне миру не явленых, но ведомых Богу».

Справочная литература:
1.    Владимирские Губернские ведомости (В.Г.В) № 7 неофициальная часть 15.02.1870 г.
2.    Владимирские епархиальные ведомости № 5 неофициальная часть от 01.03. 1889 г.
3.    Святые земли Шуйской 2007г. г. Иваново
4.    В.Г. Шаповал «История сел Дунилово и Горицы» Из-во О.К.С. г. Иваново 2016 г.