исторические факты

Странствователи-торговцы или офени в Суздальском уезде Владимирского края

Когда и при каких условиях началось офенство, исключительно принадлежащее одной Владимирской губернии, пока неизвестно. На этом познавательном пути можно констатировать весьма шаткие догадки

Когда и при каких условиях началось офенство, исключительно принадлежащее одной Владимирской губернии, пока неизвестно. На этом познавательном пути можно констатировать весьма шаткие догадки. Впервые этот промысел упоминается в первой половине XVI века в г. Шуя. Шуйский мануфактурный округ огибала дугой полоса мелких торговцев штучным товаром – офеней, этих оригинальных странствователей-торговцев по всем пределам тогдашней России, с подвижными лоточками своего мелкого товара. Сразу же можно вспомнить конец ХХ в., распад СССР и торговлю товаром из-за границы на всех бесчисленных базарах постсоветского пространства. В XVI в. некоторые жители г. Шуя вели торговлю разними мелкими товарами: табаком, мылом, кустарными изделиями, посещая не столь близкую Украину. По преданию между офенями самоназвание их пришло к ним от афинских торговцев из Греции. Представителей этих торговцев было достаточно на Руси еще ранее XV столетия, особенно на Крымском полуострове. Однако, автор этой статьи М.Раевский (1859 г.) подвергает это сомнению. Сам офенский язык, которым некоторые исследователи подтверждают это предание, представляет, судя по его словарю во Владимирском сборнике, просто набор темных для русского человека слов, изобретенных плутоватыми офенями с целью надуть удобнее своих покупателей. Немногочисленные греческие звуки, встречающиеся в нем, могли быть занесены офенями из их весьма отдаленных странствий. Константин Никитович Тихонравов, редактор неофициальной части «Владимирских губернских ведомостей», приводит свои суждения по поводу происхождения самого названия офеней. Для объяснения этого вопроса служат примерно три придания или толкования, существующие у самих офеней. Офени рассуждают так: во-первых, они называют себя мясыками, а мясыки, вроде такой народ, кочевавший по Волге, от которого они, будто бы, заимствовали свое название и этот офенский язык; во-вторых, другое придание говорит, что торговцы – венгры из города Офена первыми стали называться здесь офенями, а затем это название перешло к местным ходебщикам. Имеется ввиду, что древние венгры и болгары связаны с Южным Уралом; в-третьих, название офень происходит от того, что греки, начав вести в значительных размерах торговлю с Русью явились сюда в виде переселенцев из Афин и потому назывались афеня или афинян, или, по здешнему местному произношению, офенями. Действительно, в XV столетии было большое переселение греческого населения к нам на Русь, и это название афинян или офеней могло перейти от них к здешним ходебщикам, имевшим с ними торговые сношения. Это тем более вероятно, что и доныне в искусственном офенском языке есть слова, взятые просто из греческого. Посчитав последнее придание правдоподобнее других, следует иметь ввиду, что еще в XV в. офенство существовало в Шуйском крае как отрасль местной промышленности. В XVI столетии офенство было весьма развито, как подтверждают старинные шуйские акты. Тогда шуяне, посадские люди, вели торговлю разным мелким товаром, передвигаясь по южным окраинам Руси.

В трех крупных селениях Шуйского края, в Палехе, Холуе и Мстере Вязниковского уезда, мы встречаемся с ремеслом, крайне своеобразным и также принадлежащим исключительно Владимирскому краю – иконописью. Название здешних иконников суздальцами, а самой иконописи – суздальской, указывает на то, что в древности занятие это было распространено вообще по Суздальской области. Первоначально иконопись сосредотачивалась здесь по монастырям. Уже в начале XVII в. мы встречаем ее развитие в г. Шуя и Холуйской слободе, входивших в пределы Суздальской области. В челобитной 1676 г. шуяне говорят, что некоторые из иконописцев «бродят в мире, кормятся работою своею». В статье М.Раевского «Список населенных мест по сведениям 1859 г.», издательство С.-Петербург, 1863 г., описывается поточный способ изготовление икон. Художественный элемент не проглядывает в работах здешних иконописцев, которых прозвали в народе суздальскими богомазами.

В с. Холуй никаких руководств по иконописи, кроме древних икон, не имеется. Мастер калькировал со старинной иконы контур и оттискивал его на доске, затем передавал оттиск ученикам, умеющим писать только доличное, а от них передавал другим, пишущим лицевое. Этот род иконописи зовется у холуйских мастеров греческим. Существует еще здесь живописное письмо маслеными красками по грунту – фряжкое. В Палехе и Мстере иконопись была более совершенной. Скорость работы по греческой манере дает возможность в одном только Холуе ежегодно писать до 1,5 миллионов икон. Иконы греческого письма продаются по два рубля за сотню, по большей части офенями, которые с Холуйских ярмарок развозят эти иконы по всем краям России.

В конце XVII столетия в Шуе и уезде стала развиваться текстильная мануфактурная промышленность. Жителям Шуйского уезда стала выгодно заниматься работами на фабриках и заводах шуйских и ивановских мануфактуристов. С того времени вместо шуян офенскою торговлей стали заниматься в Ковровском уезде и Алексинской волости. Офенская торговля процветала примерно до 1820 г. Постепенный упадок произошел, потому что крестьяне-капиталисты записались большею частью в купечество и переселились на житье в разные губернии, особенно в Сибирь. Примером может служить история семьи В.А. Борисова. Матвей Борисов (1668 – 1744 гг.) крестьянин князя Ю.И. Пожарского, село Нижний Ландех, - офеня-разносчик. Б.И. Борисов (1724-1770 г.) – с. Нижний Ландех – разносчик-продавец по Сибири и Украине. До 1810 г. Борисовы были крестьяне и торговцы княжеской вотчины Черкасских, затем И.Б. Борисов перешел в купечество. И занимался оптовой хлебной торговлей в Маршанске, Рыбинске и Москве.

Офени-разносчики – большей частью люди, умеющие заслужить своей аккуратностью и оборотливостью доверие Московских, Шуйских купцов и Холуйских иконописцев. Обязанности офени к доверителю заключалось в том, что по истечении известного срока он должен был возвратить хозяину нераспроданный товар, а за распроданный заплатить условленную между ними цену. Выгода офени заключалась в разнице цены по договоренности и фактической при реализации товара в той или иной отдаленной местности. Во время отъезда офень для дальней торговли домами их управляют и оплачивают все казенные подати и помещичьи оброки их отцы, братья, матери и жены. Они же занимаются всем хозяйством и полевыми работами. Между офенями, как в группе особенного склада людей и особенностями их торговли, возникла надобность скрывать от посторонних людей свои намеренья и поступки. Постепенно создался особенный искусственный язык. Язык этот состоит преимущественно из народных слов, местных говоров, только с изменением значения слова или буквальной формы и, отчасти, из слов иностранных. Главное, исключительно принадлежавшие этому искусственному языку, свойство, что он остается с течением времени без изменения, как мертвое создание произвола людей. Словарь офенского искусственного языка опубликовал Н. И. Тихонравов в неофициальной части ВГВ. Другой этнограф, И.А. Голышев, сообщает в жернале № 15 (5) ВГВ в неофициальной части за 1855 г.: «… помещенный был составленный мною словарь искусственного офенского языка, состоящий из 260 слов. Ныне, в дополнение того словаря, сообщаю вновь собранные мною еще 60 слов офенского языка. Эта публикация состоит из словаря офенского языка по алфавиту, счета на офенском искусственном языке, названия денег, меры веса и объема». Некоторые слава понятны и современному человеку. Привожу примеры: злой - лютый, кожа - шкура, крестьянский мужик – лох, кружка – бухарница, мать –масья, не хочется – неволится, лукошко – торба, лучше- клевее, плохо – хило, пошел – похлил, спать – кимать, пить – бусать, попался – влопался и т.д. есть в словаре много несозвучных, необъяснимых офенских выражений.

Бурное развитие в XVIII текстильной бумаго-прядильной промышленности в Шуе и уезде, увеличение доходов жителей привело к отмиранию офенской торговли.

Справочная литература:
1.    В.А. Борисов «Статьи, письма, записи о Шуе и Шуйском уезде» т. 3. Из-во Мик г. Иваново 2005 г.
2.    И.А. Голышев журнал ВГВ. № 15 Из-во г. Владимир 1855 г.
3.    А.А. Александров « Дунилово- Горицы» сборник. Из-во Санкт-Петербург 2012 г.