исторические факты
Создание сельских Советов в РФ и Дуниловской волости
Наши села, Дунилово и Горицы, во времена дореволюционной России отличались для крестьян малоземельем и очень скудными урожаями зерновых культур, в среднем не более 6 ц. с одного гектара
Наши села, Дунилово и Горицы, во времена дореволюционной России отличались для крестьян малоземельем и очень скудными урожаями зерновых культур, в среднем не более 6 ц. с одного гектара. Это вынуждало местное тягловое население к другим видам заработка, такие как выработка и пошив изделий из крольчих шкур, выделка овчины, занятие домашним ткачеством текстильных изделий. До двух революций 1917 г. около 400 рабочих Дунилова и Гориц имели постоянный заработок на ткацкой фабрике Гуськова и Рубачева. История, как известно, обратного хода не имеет. В царской России произошла Октябрьская революция со всеми ее известными и неизвестными последствиями. Необходимо было реорганизовать местное самоуправления до самой малой деревни. На основании постановления Совнаркома от 24 декабря 1917 г. «Об органах местного самоуправления» началась ликвидация низших административных и земских всесословных органов самоуправления Временного правительства – волостных исполкомов и волостных земских управ. Земства, по закону 1864 г., занимались такими сферами общественной деятельности, как развитие здравоохранения, просвещения, агрономии или с/х, заведовали строительством и ремонтов дорог и мостов. При содействии земств грунтовые дороги в сельской глубинке впервые за многие годы были приведены в относительный порядок. По ним было налажено регулярное движение гужевого транспорта. В Шуе, Иваново-Вознесенске и в больших селах Шуйского уезда: Дунилове, Горицах, Васильевском, Тейкове - были организованы станционные пункты, на которых всегда были наготове лошади. Благодаря усилиям земских врачей и фельдшеров крестьяне имели возможность бесплатно получать квалифицированную врачебную помощь. В результате в нашем текстильном крае к началу ХХ в. почти забыли о такой страшной болезни, как холера. Вначале, после роспуска волостных земских управлений и разгона волостных старшин и писарей как представителей бывшей власти, были созданы волостные исполкомы, но их быстро реорганизовали в новую систему сельских Советов. Система сельских Советов была закреплена Конституцией РСФСР 1918 г. Постепенно возникали новые законодательные акты и Положения «О сельских Советах» от 15 февраля 1920г., от 26 января 1922 г. и от 16 октября 1924 г. В задачу сельских Советов и их председателей входили административное управление, борьба с преступностью, охрана революционного порядка, выявление нетрудовых элементов и лишение их избирательного права, взыскание налогов, борьба с самогоноварением. В области сельского хозяйства сельсоветы должны были содействовать развитию с/х коммун, артелей и др., улучшению способов ведения с/хозяйства, охране лесов, учету земель, посевов, семян и инвентаря, а также домашнего скота. В области продовольствия советы должны были учитывать урожаи и посевы, заготовку продуктов, вести борьбу со спекуляцией. В области трудовой повинности сельсоветы должны были вести учет рабочей силы, привлекать к судебной ответственности тех лиц, кто уклонялся от трудовой повинности. Кроме этого, они должны были вести учет военнообязанных граждан, учет лошадей, повозок и упряжи. Советы должны были создавать в селениях избы-читальни, пункты ликвидации неграмотности, заботиться об учреждениях дошкольного, школьного и внешкольного образования. Советы возглавляли наблюдение за санитарным состоянием сел и деревень, содействовали борьбе с эпидемиями. Советы были обязаны организовывать помощь раненным красноармейцам, больным и инвалидам. Эти нормальные законодательные постановления на все время существования Советской власти на самом низком уровне были очень мало обеспечены экономически – все зачастую упиралось в отсутствие финансирования. Одними из первых председателей Дуниловского сельсовета были Сергей Александрович Муравьев и И. А. Антонов.
В Шуйской газете «Серп и молот» за 1926 г. была интересная заметка о работе И.А. Антонова в должности председателя Дуниловского сельского Совета. «И.А. Антонов – человек довольно грамотный. До революции служил табельщиком на текстильной фабрике Гуськова-Рубачева. С остановом фабрики почти все время работает председателем сельсовета. Техническая работа у него всегда хороша, но любит попьянствовать, а при пьянке часто заходит к чужим женам, где бывают и скандалы. Выпивку он умеет находить и ночью. В будущие перевыборы крестьяне села Дунилово не должны повторить ошибки с выбором председателя с/Совета». Чтобы восстановить последовательность работы многих председателей Дуниловскго сельского Совета, воспользуемся воспоминаниями последнего председателя сельского Совета Корелова А.Ю. Он говорит, что с середины 30-х годов до начала 40-х Дуниловский сельский Совет возглавлял И.Ф. Брюхов, что подтверждено документом. После ВОВ сельский Совет возглавлял В.В. Кабешов (1946-1950гг.). С 1950 г. по 1963 г. председателем был Г.И. Ушаков. В 1963 г. его сменила А.А. Висягина. С 1967 г. 1973 г. на этом посту работал Н.М. Кавалев, а с 1973 по 1980 г. эту должность занимал Н.П.Кокуркин. В промежутке между 1980 г. по 1987 г. председателями сельского Совета работали Г.Ф. Самойлова, М.В. Куликов, Л.И. Жукова. И до самой реформы современного местного самоуправления с 1987 г. по 2006 г. в этой должности проработал А.Ю. Корелов. Депутатов, основных помощников в работе Дуниловского сельского Совета, перечислить практически невозможно. Эти люди, по мере своих возможностей, оказывали практическую помощь колхозу имени Крупской, Дуниловской средней школе, детскому комбинату «Зайка», Дуниловской участковой больнице, Дуниловской сельской кооперации и т.д. В стенах здания Дунилово-Горицкого сельского Совета по факту, а не по названию, решались и более глобальные местные вопросы с выходом на политические воззрения государства того времени. Известно, что после революции 1917 г. повсеместно стали закрываться православные храмы. В Дунилове и Горицах приходские службы проходили до 1941 г. В первой половине 1941 г. Дуниловские и Горицкие храмы были закрыты «по требованию масс местного населения». В учреждениях и предприятиях сел в присутствии председателя сельского Совета были проведены собрания по вопросу закрытия храмов. Приводятся протоколы двух собраний. 1) Протокол общего собрания медработников с. Дунилова.
Дуниловская больница от 6 марта 1941 г. присутствовало 40 человек. Слушали: о закрытии церквей с. Дунилово и с. Горицы. Постановили: просить исполком сельсовета о закрытии церквей в Дунилове и Горицах, так как этого требует основная масса населения.2) Протокол объединённого собрания членов Дуниловской швейной и меховой артели от 4 февраля 1941 г. присутствовало 176 человек. Слушали И.С. Киселева и А.Е. Теплякова, который указал на вред религии, так как лично нагляделся на «святых» в Соловецком монастыре. Очень сомнительно, что он видел там священников с «паучками пудиков на семь», которые не задаром служили молебны. Этой фантазии нет примера в литературе о страшной Соловецкой особой тюрьме. Еще один местный житель напомнил, что существующие при церквях двадцатки от содержания зданий храмов отказались, так что «местное население» требует закрытия их. Постановили единогласно 1) Просить с/совет войти в ходатайство перед Шуйским райисполкомом закрыть Дуниловскую и Горицкую церкви как ненужные очаги мракобесия и передать их для использования на хозяйственные и «культурные» цели. 2) Просить исполком Дуниловского сельского Совета выполнить наказ избирателей в устройстве катафалка, а также через культкомиссию сельского Совета обеспечить быстрое и организованное получение духового оркестра на похороны по доступным ценам для жителей сел.
Думаю, что сами эти «исторические постановления собраний рабочих и служащих говорят красноречиво о времени процветания атеизма».