исторические факты

Сказания и акты о разбойниках в Мардасской волости

В извилистой исторической судьбе дворцовых сел Дунилово и Горицы были горькие и неспокойные дни не только из-за иностранных захватчиков «смутного времени», но и от расплодившихся ватаг разбойников

С одной стороны, купечество пробило торговые пути через Ярославль, Нерехту, Дунилово, Васильевское и далее на Нижний Новгород, а с другой стороны образовалась разбойничьи ватаги, грабившие торговых людей на этом пути. В XVII столетии разбои и грабежи были грозою для мирных жителей. Разбойничьи станы гнездились в непроходимых лесах и топях. В этом отношении с. Дунилово и с. Горицы с их огромными болотно-лесными окрестностями было очень привлекательным местом. Нападая на население тати (разбойники) нередко превращали их в пепел, да и жителям не давали пощады. Места где когда-то обитали разбойники долго сохранялись в памяти местных жителей. Интересно, что около г. Шуя отмечается только одно урочище «Вангирь», где скрывалась разбойничья ватага. Зато не далеко от с. Дунилово и Горицы целая плеяда разбойничьих мест пребывания: Елюшка, лесная Яковка, пустоши Калиниха, Деменовка, Максаки, Русаково, Манылово. В былые времена старожилы были поговорить на эту тему и возбуждали ужас в кругу своих слушателей. Повсеместные лесные притоны этих татей объясняют тот обычай, что если кто ехал в дорогу верст за сто, то считал необходимым исповедаться и причащаться Святых Таинств в церкви. В с. Дунилово отголоски наиболее одиозных имен разбойников сохранились в виде «клички», даже в конце ХХ века. Привожу некоторые имена или клички разбойников «сохранившихся» в народной памяти Едун, Пуча, Фаддеич наводили такой страх, что кожу на теле подирало и волосы на голове становились дыбом.

Об Едуне старики-крестьяне рассказывали, что он был уроженцем деревни Клетино и слыл еретиком (колдуном), заговаривающим ружейные выстрелы. Когда его на разбое поймали и убили, он снова ожил и ночами приходил в деревне, стучал в окно и грозил мщением за себя своим убийцам. Крестьяне долго не знали, как от него избавиться. Кто-то посоветовал, когда он снова появиться, ударить его передней осью из-под телеги, затем, выкопав в лесу яму, сжечь тело разбойника над осиновыми дровами. Тем эта легенда и кончается.

Об атамане вангиреевском Пуча ходил слух, что он роста великого, силы богатырской, в состоянии был бросить возы с товаром, как мячик. Судьба уготовила ему помериться силами с худощавиньким мужичком, который в наказание за слезы своих собратьев, вытаскал у атамана, как уверяют, один по одному все зубы. После этого Пуча отказался от разбоя и, раздав все награбленное нищим, всю оставшуюся жизнь ел только кисель, каялся да молился Богу и прожил до глубокой старости.

О Фаддеиче говорили, что он был и добр, и беспощаден. К простым мужикам иногда проявлял снисхождение, а в добрый час кого-то и награждал деньгами или вещами, безусловно ворованными. Для богатых же купцов и бояр настоящим бедствием. Из древних актов видно, что прозвища у разбойников всегда были довольно оригинальными на пример: Журавль Ярышка, Тяпун, Лыд, Мастрючко, Ивашко Глухой и т. д. В устном предание сохранился народный «анекдот» из необычного рассказа о Фаддеиче. Однажды на дороге, пролегающей в глухом лесу, увидел он мужика с возом горшков. Приказывает разбойник мужику слезать с телеги и перебить все свое изделие. Мужичек со страха повиновался и переколотил все горшки, уверенный, что и с ним будет не лучше. Каково же было удивление мужика, когда атаман, вынув из своей кожаной мошны горсть золотых монет, снял с него шапку бросил в нее золото и, отдав мужику, сказал: «Сказал спасибо за работу, поезжай с Богом домой, да помолчи об этом, никому ни гу-гу». Это конечно народная сказка, а на самом деле разбойники безобразничали на территории Мардасской волости до конца XVII века не всегда было спокойно и в общении жителей дворцовых сел Дунилово и Горицы. Челобитная 1674 г. царю Алексею Михайловичу на стряпчего с. Дунилово Ф. Боркова. Крестьянин с с. Горицы Иван Давидов пишет: «26 декабря посланы были крестьяне с. Горицы П. Леонтьев, И. Афанасьев, Б. Матвеев в с. Дунилово купить для меня свиных мяс. На реке Теза попались им навстречу Ф. Борков, да подьячий Г. Иванов напився пьяна, вызвали из саней, Ф. Боркова с чеканом, а подьячий Г. Иванов на голую саблю тех крестьян они били и увечили. Ивашку да Борьку на дороге замертво положили, а Панька от них в с. Горицы уволокся чуть жив при смерти» В.А. Борисов т. 2 стр. 148. В старинном акте № 24 1641 г. опубликованном в т. 2 стр. 168 В.А. Борисовым; приводится схема описания примет разбойников. «В этой росписи описаны приметы двадцати пяти разбойников. Приметы описаны следующим образом, например, «Сережка Афанасьев, собою низмен, плоск, был кудряв, борода невелика, был плешив, глаза беловатые. Углецкой выемщик».

Самые большие грабежи приходятся на ближайшие годы после смутного времени, когда, например, из села Васильевского по документу 1619 года том 2 стр. 305. Челобитная приказчика с. Дунилово Урака Сабурова. Привожу в краткое изложение «Князь Д.М. Черкасский и приказчик Д. Тварогов из с. Васильевского ездят эти люди на торг в г. Шуя и, а Дунилово, а с ними по двадцать и по сороку и больше и называют себя казаки. Крестьян Государевых по дорогам и по деревням погибают и грабят, и подводы емлют, и жен их и детей позорят, и животину всякую из куков и пищалей стреляют, и по хлебу ездят. 1619 г. 2 июля, в пятницу, в торговый день с. Дунилово, Данило с казаками князя Дмитрия стал у крестьян Государевых сукна и холеты грабить, а крестьян побивать». Интересная публикация В.А. Борисова т.1 стр. 170 акт № 27 – 1644 годе «Допросная речь Шуян о разбоях и разбойниках, бывших около г. Шуи и Шуйского уезда, бояре и дворяне их детей, прикащики, старосты, целовальники, крестьяне, посадские люди должны сообщать Царю. О лихих людях, татей и разбойниках, душе губах у кого живут. Сколь давно, о кою пору разбойники и кого разбили». Отмечается, что разбойники как в ночных, так и в дневных своих набегах, не употребляют без нужды огнестрельное оружия. Оружие же огнестрельное употребляется только в случаях, когда им дали явное сопротивление тем же оружием, особенно против посылаемых на них местными начальниками воинских команд и отрядов. Не далеко от с. Дунилово в низ по р. Тезе находиться д. Овсянниково, а на противоположном берегу когда-то существовала д. Манылово. Жители этой деревни ни сеяли и не пахали, а жили за счет разбоев и грабежей. Заманивали проезжих игрой в резнь. Бесконечные жалобы на такую деятельность привели к тому, что военные выселили жителей разбойничьих деревень и с тех пор осталось только наименование «Манылово», не глубокие ямы из-под, бывших строений, да масса современных кладоискателей, которые надеяться найти закопанные когда-то разбойничьи схроны.

До наших дней дошли сведения об Аракчеевском траке, протянувшиеся от г. Ярославль через г. Нерехту, деревни Ярлыково, Котюрево, села Горицы, Дунилово, Васильевское на Нижний Новгород и Казань. Живы в памяти старожилов названия местечек по этому тракту. Например, Кузина сторожка, из трех домов располагалась в соседстве с болотом Максаки, Гляденцево поле, Погиблово, Печенское болото, Ледяная дорога из деревни Деменовка, Орловская сторожка, Гарелинский лес, Рязанцева сторожка, Дроздовская сторожка и др. Поскольку эти сторожки, насчитывавшие два-три дома и подсобное строения, находились в отдалении от более крупных селений, то часто становились приютом для всякого рода проходимцев, «темных» людишек. Привожу воспоминания Дуниловского односельчанина о трагическом происшествии 30-х годов ХХ века у Рязанцевой сторожки на ул. Васильевской с. Дунилово проживал торговый хозяин с. Колесников. Два сына помогали ему в торговле. В конце февраля 1930 года сыновья возвращались с торгов через с. Васильевское по Аракчеевскому тракту в обоз к ним попросились два брата дальние родственники из д. Щемиловки. Неподалеку от сторожки они убили и ограбили братьев Колесниковых, закопали тут же. В одной из сторожек продали лошадей, обоз и вернулись в с. Дунилово. Местный житель М. Агапов, по кличке Рыжий, весной, собирая грибы, случайно нашел место преступления. М. Агапов сообщил отцу погибших братьев. Тот сказал, что сыновей уже не вернут, убийцам «Бог-судья. С таким грузом долго не проживут». Через полгода оба убийцу преставились. Убитых братьев похоронили на местах преступления. С тех пор это место носит название «Братенков мост».

Справочная литература:
1.    В. А. Борисов «Описание г. Шуя и его окрестностей» том 1 и 2. Из-во Мик г. Иваново 2002 г.
2.    А.Е. Александрова «Дунилово-Горицы» историко-краеведческий сборник. Из-во Санкт-Петербург 2012 г.
3.    В.Г. Шаповал «История с. Дунилово и с. Горицы» Из-во «Лопицентр» г. Шуя 2012 г.