шуйский уезд
Село Васильевское Матнинского стана Шуйского уезда
Документов о селе Васильевском у В.А. Борисова опубликовано очень мало, если сравнивать с. Шуей, с. Дуниловом, с. Горицами. История села Васильевское конца XVII и начала XVIII вв. документально опирается на В.А. Борисова
«В 17 верстах от г. Шуя, по тракту на Нижний Новгород, находиться с. Васильевское. Настоящее название село получило в начале XVII столетия; а до этого времени оно известно было под именем Матнинского стана. Само село расположено на р. Матня. Когда и кем основано данное село на этом месте – не известно. Из древних актов, хранящихся в местном архиве с. Васильевского, видно, что оно 1631 г. принадлежало князю Дмитрию Манстрюковичу Черкасскому, а около 1741 г. от потомка его, канцлера князя Алексея Михайловича Черкасского, поступило в приданное за единственной дочерью графу Шереметьеву- одному из предков последнего владельца села. Придание говорит, что с. Васильевское название свое получило оттого, что сюда вдревле в бывшие на этом месте глухие леса из с. Парское выезжал для соколиной охоты князь Василий Иванович Шуйский. До настоящего времени (1846 г.) есть там место, называемое «Княжий двор». Действительно, село некогда было владение князей Шуйских, ибо в челобитной, поданной царю М.Ф. Романову в 1629 г. старостой Ф. Кондратьевым сказано: «Бьют челом и являют боярина князя И.И. Шуйского вотчиной Суздальского уезда с. Парское». В царствование А.М. Романова Васильевское было не более, как усад весьма бедных крестьянских дворов с деревянную ветхою церковью во имя Св. Архистратига Михаила; в его же царствование, как видно из актов, приказано учредить в Васильевском еженедельные торги для сбыта крестьянских изделий. Торговля начала поправлять благосостояние жителей села, заставило их заниматься различными домашними ремеслами и промышленностью. Пример по развитию своего ремесла у васильевцев было рядом в селах Дунилово и Горицы по Аракчеевскому тракту. До наших дней XXI дошли сведенья об Аракчеевском тракте, протянувшемся от г. Ярославля через г. Нерехту, деревни Ярлыково, Котюрево, Горицы, Дунилово, Васильевское на Нижний Новгород и Казань. Заросшие лесом остатки Аракчеевского тракта с двусторонним движением гужевого транспорта, обсаженные вековыми деревьями, до настоящего времени носят название «бульвары». Общение между двумя селами «смутный период времени» было далеко не без облачным. Обратимся к историческому документу из актов В.А.Борисова. «Челобитная дворцового с. Дунилово приказчика Урака Сабурова 1619 г.». Эта челобитная очень большая, но и из сокращенного варианта можно уяснить суть жалобы. «Государь, в Суздальском уезде вотчина в соседстве с. Васильевское боярина князя Д.М. Черкасского. Его приказчик. Д. Творогов ездит на торги в Шую и на Дунилово, а с ним человек 40 и более и называются казаки. Крестьян Государевых по дорогам и по деревням побивают и грабят, и подводы емлют, и жен их и детей позорят, и животину всякую из луков и из пищалей стреляют, и по хлебу ездят. На базаре с. Дунилово стали казаки с князем у крестьян дуниловских сукна и холсты грабить, а людей побивать». «Казаки-разбойники» князя Д.М. Черкасского пробирались в текстильно-скорняжные дворцовые села Дунилово и Горицы через лесные болотистые дороги от Васильевского по будущему Аракчеевскому тракту. Путь этот проходил через небольшие деревеньки, такие как Крохино, Пшенисново, Орлиха, Большие и Малые Дворишки, Пырьевка. Можно только представить, какие издевательства переносили жители этих лесных деревень.
Вернемся в историю возникновения названия с. Васильевское. Это название тесно связано с династией князей Шуйских. Первым князем Шуйским был Юрий – сын Василия Кирдяпы, князя Суздальского и Нижегородского. В это годы Суздальско-Нижегородские князья идти под высокую руку Москвы не желали и даже пытались отнять титул Великого князя. Шуйские с начала XV в. и по начало XVIII в. – едва ли не самые знатные на Руси. Они всегда с высока смотрели на московских правителей, которые свой род вели от Даниила Московского – четвертого сына А. Я. Невского. Шуйские же – от третьего сына А.Я. Невского – Андрея. По праву наследства они имели больше прав на Великокняжеский стол, чем московские князья. Великий князь московский Василий Дмитриевич в 1393 г. ходил в Нижний Новгород на Кирдяпу и его брата Симеон и «выведя их, дал им град Шую». Пять поколения князей из рода Василия Кирдяпы владели городом, от названия которого и пошла их новая фамилия. В селе Мельничное князья Шуйские имели свой загородный дом. В с. Васильевском Шуйские содержали специальный охотничий двор. До начала XVIII в. село располагалось по р. Мотне и называлось Матнинским станом. Придание утверждает, что свое новое имя село получило с тех пор, как туда на соколиную охоту стал выезжать царь Василий Иванович Шуйский. Гипотезы в истории присутствую разные, в том числе и по названию Шуи. Местные краеведы г. Шуи в «Борисовском сборнике» выдвинули версию, что в XV в. наследники Суздальских князей владели не только Шуей, но и землями на р. Шуя. Эта река некогда протекала на территории будущего города Шуя. Река Шуя и дала название уделу с центром г. Шуя, от которого произошел княжеский титул Шуйские. В. А.Борисов сообщает, что в 1608 г. с. Васильевское Тушинским самозванцем было пожаловано П. Третьякову, при этом литовцы опустошили село, а крестьян ограбили и высекли. В 1839 г. после пожара выгорела половина с. Васильевское. Новое село расположилось на ровном и открытом со всех сторон месте при не большой речке Матне, впадающей неподалёку в р. Люлех.
В первой половине XIX в. крестьяне Васильевской волости занимаются разными кустарными промыслами: одни из них домашним ткачеством полотна, миткаля, бумажной пестряди; другие – портные – шьют постельное белье, одеяла, жилеты, полотенца и т.д. Другие работали плотниками, сапожниками, столярами, колесниками. Соседство текстильно-фабричной Шуи значительно подорвало кустарный промысел крестьян Васильевского. Васильевское значительно обеднело. Теперь в нем 140 домов (1845 г.). в настоящее время в с. Васильевское четыре каменные церкви: 1) холодная – Троицкая, однопрестольная, пятиглавая; 2) холодная – в честь Грузинской Божьей Матери, однопрестольная; 3) теплая – в честь Святителя и Чудотворца Николая, с приделами Архистратига Михаила и Святителя Митрофана, Воронежского Чудотворца; 4) кладбищенская – Успенская, с приделами во имя прав. Лазаря и в честь Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Колокольня при церкви и ограда каменные. Святыми иконами, утварью, резницею данная церковь снабжена очень богато. По преданию, часть икон Андрея Рублева из Успенского собора города Владимира находилось в селе Васильевское. Притча по штату было положено: четыре священника, два дьякона и четыре псаломщика. На их содержание приходилось в год 4203 рубля, при этом дома были собственные, построенные на церковной земле. Приход: села и деревни Запрудное, Летнево, Гришуково, Торбово, Шалахино, Теплово, Хотяново, Клетнево, Лепняги, Овинново, Дементьево, Зубиха, Лыкаво, Лушки, Ульянково, Лазарево, Крохино, Котчево, Кузнечиха, Пшенисново, Меньшиково, Бакшиво, Емильяниха, Канапляново, Погорелка, Еремкино, Березовец, Малое Среднево, Подлесное, Морозиха, Осиновец, Скорятиха, Кстово, Поречье, Большое Среднево, Молотово. Всех дворов в приходе 943, душ мужского пола 3410 и женского пола 3691 душа.
Кто бы из современников поставил бы памятные знаки о бывших деревнях Матнинского стана, обживавших наш ремесленно текстильный край!
В Васильевском приходе имелись народные школы образцовая двухклассная мужская с 1869 г. и земская женская с 1871 г. В деревнях – Еремкино – Земская школа с 1888 г., в деревне Авиново – церковно-приходская школа. Кроме того, имелись школы грамоты в деревнях Большое Среднево, Пшенисново и Лушки. В.А. Борисов пишет, что в селах и деревнях Васильевской волости вырабатывалось ткачами разных льняных и бумажных пестрядей, шахмотки, тяжины и миткалей в год на сумму до 800 тысяч рублей ассигнациями.
Вернемся все же к князьям Шуйским. Вернувшись из походов на Литву, князь М.В. Горбаты-Шуйский-Кислый в 1535 году в своей духовной грамоте завещал свою Дуниловскую вотчину жене Анне. Княгиня Анна с. Дунилово и часть деревень пожертвовала Суздальскому-Покровскому женскому монастырю, а Горицы и другие деревни она отдала Николо-Шартомскому мужскому монастырю, являющемуся усыпальницей князей Горбатых-Шуйских. Ветвь Горбатых-Шуйских пресеклась со смертью Федора Михайловича Горбатого-Шуйского-Сусло. По женской лини род продолжался, а Николай II приходился далеким правнуком Шуйским-Горбатым.