исторические факты

Приходские храмы села Введеньё

Старинное торгово-промышленное село Введеньё в Шуйском районе примечательно своим прошлым, тесно связанным с Николо-Шартомским монастырем, расположенным в самом центре современного села

Старинное торгово-промышленное село Введеньё в Шуйском районе примечательно своим прошлым, тесно связанным с Николо-Шартомским монастырем, расположенным в самом центре современного села. При подъезде к Введенью внимание издали привлекают многочисленные церковные постройки – храмы и колокольни монастырских и приходских храмов. Большое количество церковных построек (три монастырских и четыре приходских храма с колокольнями) свидетельствует об активной в прошлом экономической жизни и высоком достатке местных жителей. Современное село Введеньё образовано слиянием в 1964 г. двух соседних сёл Введенского и Пупок. Эти старинные села располагались по разным берегам реки Молохты – Пупки на левом, Введенское – на правом [1]. История и экономика этих сёл тесно связаны с Николо-Шартомским монастырем, который за последние столетия пережил несколько периодов расцвета и упадка.
Стоит отметить, что несмотря на наличие природной границы между двумя селами по реке Молохте и существование в них отдельных церковных приходов, оба поселения порой воспринимались как одно. Даже местный священник Иван Назимов озаглавил статью во Владимирских губернских ведомостях в 1851 г. «О Пятницкой церкви Шуйской округи в селе Пупки или Введенском».

Вид на Введенье со стороны Гориц (2008)

В Смутное время монастырь и его вотчины несколько раз разорялись польско-литовскими интервентами и казаками. Но уже во второй половине 17-го столетия доходов от монастырского хозяйства и вкладов хватило на масштабное каменное строительство. До секуляризационной реформы 1764 г. монастырю принадлежало около 1500 душ крестьян, значительные земельные наделы, соляные варницы. К Николо-Шартомскому монастырю было приписано до десяти небольших монастырей. Весомыми источниками дохода для монастыря были проходившие у его стен ежегодные ярмарки и регулярные торги. После реформы 1764 г. монастырь потерял большую часть земель и прежних источников дохода, и был отнесен к 3-у (самому низшему) классу со штатом в 12 монахов. Приписанные монастыри были обращены в приходские церкви. На рубеже 18 и 19-го столетий в селах активизируется промышленность – строятся фабрики (в Пупках и Введенском было десять ситцевых и набивных фабрик), ярмарки продолжают приносить доход и монастырю, и местным жителям. С 1860-х гг. после открытия железной дороги Новки-Иваново местная промышленность и торговля постепенно угасают, что также отражается и на состоянии монастыря.

По сохранившимся каменным постройкам 17-19 вв. можно заключить, что наиболее благоприятными периодами для церковного строительства в монастыре и прилегающих селах были вторая половина 17-го века (строительство Никольского собора, Казанской и надвратной церкви в монастыре) и первая половина 19-го (перестройка четырех сельских храмов в камне, строительство каменных корпусов и перестройка надвратной церкви в монастыре).

Публикаций, посвященных истории Николо-Шартомского монастыря, достаточно много (десятки статей, отдельные брошюры, разделы в книгах). Сведений о приходских храмах Введенья и Пупок значительно меньше. Ценная информация об истории Введенья и местных церквей приводится в рукописи краеведа Владислава Николаевича Казанского[2].


Перестройка в камне деревянных приходских церквей в соседних Пупках и Введенском происходила практически одновременно – холодные церкви в обоих сёлах были освящены в октябре 1806 г., теплая церковь в Введенском была изначально построена и освящена в 1845 г., в Пупках – в 1842 г. Архитектура сельских храмов типична для своего времени. Сохранились архивные документы переписки о строительстве и освящении церквей с упоминанием местных священников, церковных старост, прихожан, сведений о церковных реликвиях.

Введенская и Владимирская церкви

На месте Введенской церкви в селе Введенском до 1764 г. существовал небольшой женский монастырь, приписанный до 1733 г. к Николо-Шартомскому. Об этом монастыре имеются отдельные документальные упоминания. В 1741 г. в ведомости о монастырях и монашествующих по епархиям Святейшего правительствующего синода Введенский монастырь отнесен к «девичим безвотчинным» монастырям. На тот момент в монастыре имелась одна церковь с одним престолом. Монастырь управлялся начальницей, в нем состояли две монахини. Богослужения велись белым духовенством: двумя священниками, одним дьяконом, одним дьячком и одним пономарём[3]. В сборнике копий с жалованных грамот Суздальской епархии, составленном в 1753 г., Введенский монастырь указан в числе монастырей, в которых «никаковых грамот не имеется как настоятели тех монастырей подписками объявили»[4]. Введенский монастырь был упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь.

Священники и прихожане села Введенского 1 марта 1794 г. обратились с прошением к епископу Суздальскому и Владимирскому Виктору о разрешении строительства холодной каменной церкви взамен деревянной[5]:
… В упомянутом нашем Селе Веденском находящиеся две деревянныя из коих первая упомянутая Введения Божия Матери холодная, вторая теплая благовещения Пресвятый богородицы, церкви пришли в ветхость, вместо оных по усердному нашему желанию имеем мы нижайшее намерение построить одну каменную с теплым приделом в реченныя именования а упомянутыя деревянныя теплую при начатии оныя а вторую по освящении предела употребить на обжиг кирпича…

Прошение подписали местные священники Григорий Степанов, Александр Степанов, Андрей Григорьев, церковный староста Семен Васильев и крестьяне (Григорий Иванов, Иван Петров, Федор Семенов, Иван Федоров Аржаников[6] и другие).


На прошении 3-го марта 1794 г. оставлена следующая резолюция:

вместо двух деревянных ветхих церквей каменную во имя Введения с приделом Благовещения пресвятыя Богородицы… удобном месте строить, и теплую при начатии, а вторую по освящению придела употребить на обжиг кирпича благословляется….


Строительство и внутреннее обустройство Введенской церкви продолжались довольно долго – с 1794 по 1806 г. Через год после получения храмозданной грамоты никаких упоминаний о начале строительства еще не было. Так в ведомости Якова Орлова о церквях, священноцерковнослужителях и приходах г. Шуи, Шуйской и Ковровской округах за 1795 г. относительно введенских церквей отмечено[7]:


В селе Введенском церковь Введения богоматери деревянная. 2-я благовещения пресвятыя богородицы деревянная теплая ветхая.


В рукописи краеведа В.Н. Казанского с оговоркой на отсутствие документов отмечено, что каменный Благовещенский придел был освящен в 1800 г. Основное здание Введенской церкви с колокольней было готово к освящению осенью 1806 г. Введенский священник Петр Николаев 28 сентября 1806 г. докладывал епископу Ксенофонту:

… и оная церковь строением окончена, и всеми принадлежащими что касается к священнослужению вещами снабжена и ко освящению приуготовлена…

Благочинный Шуйской округи священник села Пупков Федор Михайлов перед освящением вновь построенной церкви составил опись «церковного строения, иконостаса, всякой утвари, церковной ризницы, книг и прочего что для церкви потребно». В описи перечислены и описаны храмовые иконы, кресты, престол, ковчег, одежды священнослужителей, церковные книги, колокола. Опись подписали священники села Введенского Андрей Григорьев, Петр Николаев и Григорий Степанов, дьяконы Павел Иванов и Григорий Михайлов. В ответ епископ Ксенофонт распорядился:

Означенную новоустроенную церковь велеть приуготовить для освящения в первых числах следующего месяца на что выдать и антиминс.


Новоосвященный атласный антиминс для церкви был получен 27-го сентября 1806 года[8].

Кратко архитектуру Введенской церкви характеризует фраза из Свода памятников архитектуры и монументального искусства[9]:

Церковь Введения – несколько архаичный по облику храм с объёмной композицией в традициях 17 в. и барочным декором.


Внешне структура и декоративное оформление Введенской церкви близки Троицкой церкви в с. Красноармейском Шуйского района, построенной в тот же период. В плане Введенская церковь отличается асимметрией – южная часть трапезной шире четверика (в ней располагался теплый придел), а колокольня смещена южнее относительно продольной оси запад-восток.


Примечательно, что в оформлении церкви использовались изразцы, расположенные в центрах кокошников, украшающих четверик (практически все изразцы разбиты). При внимательном рассмотрении декоративного убранства можно отметить различия, указывающие на разное время строительства церкви и колокольни. Четверик Введенской церкви, увенчанный небольшими изящными главками, оформлен элементами древнерусской архитектуры. Шатровая колокольня обладает достаточно крупными размерами и лаконичным оформлением.

В переписке об освящении Введенской церкви о колокольне сказано мало:

На колокольнице колокол, большой во 135, второй 44, третий 18, четвертой 8, пятой 4 пуда, два малых зазвонных.


Из этих сведений можно понять, что колокольня в 1806 г. существовала и выдерживала достаточно большие по весу колокола.


В рукописи введенского краеведа В.Н. Казанского приводятся уникальные сведения о введенской колокольне. Источниками информации автору служили устные рассказы старожилов, а также найденная автором казначейская книга Введенской церкви. По сведениям В.Н. Казанского в ноябре 1813 г. произошло обрушение колокольни, в результате которого была повреждена кровля теплого Благовещенского придела, упали колокола, а обломки каменной кладки усыпали подходы к храму. Из Владимира был вызван губернский архитектор[10], который за 150 рублей произвел осмотр разрушений и организовал работы по восстановлению поврежденного свода Благовещенского придела. Также была выполнена уборка кирпича и щебня (отдано 150 рублей крестьянину Ивану Орженикову[11]), через год были разобраны остатки обрушившейся колокольни, очищен годный для строительства кирпич и выкопаны ямы для новой колокольни (отдано 630 рублей работникам купца Лядова). В декабре 1814 г. тот же архитектор составил проект новой шатровой колокольни высотой 24 сажени (составление проекта обошлось прихожанам в 1000 рублей), а также взялся осуществлять контроль за её возведением (заключив контракт на 943 рубля). Строительством руководил подрядчик Спиридон Васильев (получил за работу 920 рублей). Строительство колокольни продолжалось пять лет. Общие затраты на возведение колокольни составили 9000 рублей. Строительство было закончено летом 1819 г.[12].

В каменной Введенской церкви, построенной в 1806 г., были объединены престолы ранее существующих отдельных деревянных храмов – Введенского и Благовещенского. Сведений о существовании в селе отдельной теплой церкви в период с 1806 до 1845 года не обнаружено. В 1845 г. была построена отдельная теплая каменная церковь во имя иконы Владимирской Богоматери. Строительство теплой церкви проходило в два этапа – возведение пятиглавой Владимирской церкви с приделом Успения Божией Матери в 1845 г. и её перестройка с устройством трёх престолов в 1860-х гг.


В октябре 1845 года священники и прихожане сообщали архиепископу Парфению о готовности новой каменной теплой церкви к освящению[13]:

В показанном нашем селе Введенском теплая вновь строющаяся церковь во имя Владимирския Божия Матери, и при ней придел во имя Успения Божия Матери строением закончены, иконостасы равно и святые иконы поставлены на своих местах, утварь церковная, нужная для священнодействия имеется вполне; время же теперь наступает зимнее, и в местном храме служить зимой будет трудно.

Посему Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Всепокорнейше просим, благословить нашего Благочинного села Васильевского священника Григория Вишнякова освятить упомянутые храмы: настоящий Владимирские Божия Матери и придельный Успения Божией Матери на новых Антиминсах будущаго ноября 12-го дня сего 1845-го года, и о сем учинить милостивейшую Архипастырскую резолюцию.


Прошение подписали сельские священники и церковнослужители – священники Павел Левитский, Иоанн Назимов, Василий Беляев, дьяконы Павел Близнецов, дьячки Александр Островский, Петр Дроздов и Ксенофонт Введенский, пономари Гаврила Никольский, Парфений Лебедев, Егор Васильев. Также подписались церковный староста Григорий Мокушинов, шуйские купцы Афанасий Горбунов, Алексей Мокушинов, Иосиф Потелкушин и выборные крестьяне.


Готовность новопостроенной церкви к освящению и её полное обеспечение всем необходимым подтвердил в своем рапорте владимирскому и суздальскому архиепископу Парфению 18 октября 1845 года благочинный шуйской округи священник села Васильевского Григорий Вишняков:

Ведомства моего Шуйской Округи села Введенского теплая вновь строющаяся во имя Владимирския Божия Матери церковь, и при ней придел во имя Успения Божия Матери строением закончены, иконостасы сооружены искусно и согласно с рисунком, Святые Иконы написаны исправно и в иконостасе поставлены; утварь нужная для священнодействия имеется в довольном количестве; а посему церковь, как настоящая, так и придельная, к освящению готовы.


К рапорту приложена опись теплой церкви с приделом, составленная Григорием Вишняковым вместе с сельскими священниками с. Введенского 27-го октября 1845 года. Внешний вид церкви характеризуется следующими словами:

Показанного села теплая Владимирския Божия Матери церковь строением закончена, каменного здания, покрыта вся железом и выкрашена мумией[14], на ней пять глав, обитые железом и выкрашенные медянкой[15], кресты на них обиты Английской жестью.

В святом алтаре пять окон, из них одно в среди венгерское с железными решетками и стеклянными оконницами…


При описании икон упоминается редкий для русской иконописи образ Коронования Божией Матери (размещался над царскими вратами главного Владимирского придела).

На поданном прошении сделана приписка:

Новоустроенные храмы благословить освятить Благочинному 11 и 12 числа.

Вероятно, так и было исполнено и Владимирская церковь с Успенским приделом были освящены благочинным Григорием Вишняковым 11 и 12 ноября 1845 г.


Между внешним видом современного храма и описанием церкви 1845 года имеется ряд противоречий. В описании церковь пятиглавая, сейчас одноглавая. В 1845 г. упоминаются только два придела, сейчас три.

В Своде памятников отмечено: «Владимирская церковь – оригинальный по композиции приходской храм периода эклектики, в декоре которого формы позднего классицизма дополнены отдельными элементами русского стиля… Своеобразие зданию придаёт использование форм, свойственных скорее гражданской, чем культовой архитектуре: ярусы второго света, возвышающиеся над центральными ризалитами боковых фасадов, напоминают мезонины усадебных домов, люкарны в основании кровли центрального четверика – слуховые чердачные окошки»[16].

Можно предположить, что церковь перестраивалась и дополнялась декоративными элементами уже во второй половине 19-го века. Действительно, во Владимирских епархиальных ведомостях опубликованы более поздние даты освящения престолов Владимирской церкви: 27 ноября 1866 г. освящен престол Успения Божией Матери, 28 ноября 1866 г. престол Владимирской Божией Матери[17], 15 октября 1867 г. престол Архистратига Михаила[18].По объемной композиции и размерам церковь Владимирской Божией Матери в Введенье близка к Сретенской церкви суздальского Ризоположенского монастыря, построенной по проекту епархиального архитектора Н. Артлебена в 1881 г.[19].

Сравнивая введенскую и суздальскую церкви можно отметить идентичную центральную часть с четвериком, приподнятой четырехскатной кровлей с люкарнами и луковичной главой. По боковым фасадам обеих церквей имеются ярусы второго света над центральными ризалитами. Окно центрального ризалита Владимирской церкви декорировано килевидным кокошником (что указывает на то, что центральная часть была сооружена или перестроена позднее западной и восточной).


Материалы краеведа В.Н. Казанского объясняют причины перестройки Владимирской церкви, произведенной уже через 20 лет после освящения[20].

… Владимирскую церковь начали возводить в 1833 г. на прежнем месте, т.е. вблизи болотистого левого берега ручья, без принятия достаточных мер по усилению фундамента. Пятиглавый, одноарочный, с шестью кувшинами-голосниками в своде, храм сооружался подрядчиком Аленевым под авторским надзором архитектора Петрова. Предалтарный иконостас изготовлен Трубниковым…


"Теплая" церковь была освящена в 1845 году, и в ней началось богослужение. Однако через 15 лет обнаружилось, что из-за слабости грунта боковые колонны, поддерживающие центральный свод, стали оседать. Угрожающие трещины свода заставили прекратить в 1863 г. богослужение. Начались реконструктивные работы под руководством подрядчика Брусницына. Единый свод был заменен на плоские деревянные (оштукатуренные) перекрытия, поддерживаемые четырьмя колоннами и 12-ю арками. Барабанное пятиглавие заменено на четырехскатное овершье с одной главой. К ранее существовавшему южному приделу во имя Успения Богородицы в церкви добавлен северный придел во имя Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил.


Сопоставляя перечисленные сведения можно примерно воссоздать основные этапы строительства Владимирской церкви. В 1845 г. в классическом стиле была построена пятиглавая теплая церковь с приделом. После появления трещин в колоннах, поддерживающих свод, в 1860-х гг. была произведена капитальная перестройка церкви с изменением центральной части и кровли, но сохранением внешних стен. Проект перестройки церкви вероятнее всего составлял епархиальный архитектор (которым в тот период был Н.А. Артлебен). Можно предположить, что позднее, при строительстве монастырской Сретенской церкви в Суздале архитектор использовал проект церкви в Введенье с незначительными доработками.

По сведениям В.Н. Казанского Введенская и Владимирская церкви были обнесены каменной оградой с воротами (изначально ограда была сооружена в 1820-1823 гг., затем в 1863-65 частично обновлена). За пределами церковной ограды построена каменная часовня с иконой Казанской Богоматери (1814 г.). На сельском кладбище ориентировочно в 1880-х гг. была построена вторая каменная часовня. Ограда и часовни разрушены в 1940-х гг. Около Владимирской церкви были захоронения священников, дьяконов и церковных старост. Там же был установлен камень в память о прихожанах, не вернувшихся с русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Сохранились гранитные надгробья и ограда семейного захоронения местных купцов Аржаниковых.

Общеизвестная информация о Введенской и Владимирской церквях, основанная на сведениях, приведенных в Историко-статистическом описании[21], нуждается в небольшой корректировке. В Историко-статистическом описании указано, что Введенская церковь построена в 1807 г., а Владимирская в 1845. Из приведенных документов видно, что Введенская церковь была готова к освящению в сентябре 1806 г. и, вероятно, была освящена в начале октября того же года, как предписывалось епископом Ксенофонтом (следовательно, 1807 год, как дата завершения строительства является ошибочным). Владимирская церковь, построенная изначально в 1845 г., была перестроена в 1860-х гг. Престолы Владимирской церкви были освящены в 1866 г. (Успенский и Владимирский) и в 1867 г. (Архистратига Михаила).

Церкви села Введенского закрыты постановлением Ивановского облисполкома от 17 мая 1941 г.[22] и использовались в качестве складских помещений.

Вознесенская и Богословская церкви

Ансамбль церквей Вознесения и Иоанна Богослова бывшего села Пупки располагается у дороги на Горицы к северу от Николо-Шартомского монастыря. Церковь в Пупках именуется по-разному: Вознесенской (по главному престолу холодной церкви), Пятницкой (по более древнему и почитаемому придельному престолу), Богословской (по наименованию теплой церкви).

Краткая информация о деревянных церквях, существовавших в Пупках в 17-18 столетиях, приведена в Историко-статистическом описании[23]:

В XVII столетии в селе существовала церковь деревянная – в честь Св. Мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы. В 1699 году церковь «волею Божию со всем церковным строением с иконами и утварью сгорела без остатку»; вместо сгоревшей, по благословению Суздальского Митрополита Илариона, прихожане построили новую деревянную церковь, которая была освящена в прежнее наименование. Эта церковь стояла в селе до начала настоящего столетия. В XVIII столетии при Пятницкой церкви была теплая, деревянная же, церковь – в честь Св. Евангелиста Иоанна Богослова, и существовала в селе до сороковых годов настоящего столетия.


Более полные сведения о пупковской церкви приведены в статье местного священника Ивана Назимова «О Пятницкой церкви Шуйской округи в селе Пупки или Введенском»[24]. В статье приводится текст храмозданной грамоты на построение новой деревянной Пятницкой церкви вместо сгоревшей при пожаре 5 февраля 1699 года[25]. В публикации Ивана Назимова, а также в Историко-статистическом описании перечисляются некоторые реликвии, хранимые в сельской церкви. В Пятницкой церкви находились древние иконы Мученицы Параскевы, Скорбящей Божией Матери, Спаса Нерукотворного, а также резная икона Мученицы Параскевы. В храме хранился древний напрестольный крест с частицами мощей Святой Мученицы Параскевы, крест с частицами Святых мощей, древние деревянные брачные венцы «имеющие форму царской короны времен Иоанна Грозного» с изображениями Спасителя, Богородицы, пророков и апостолов.


Также в пупковской церкви хранился ряд богослужебных книг, напечатанных во второй половине 17-го столетия и приложенных ради поминовения души умерших родственников. Среди вкладчиков, присылавших в Пупки книги, были известные и неординарные личности.

Наиболее древней церковной книгой было Евангелие 1677 г. печати «с дубовыми досками в зеленом бархате, средник и Евангелисты серебряные» приложенное в 1681 г. суздальским иеродиаконом Савватием «по собещанию своему келейному»[26].

Одним из постоянных вкладчиков Пятницкой церкви был патриарший иеромонах Феофилакт[27]. В марте 1699 г. он приложил в пупковскую церковь постную и цветную триоди. В декабре 1699 года – двенадцать месячных миней[28]. В январе 1703 г., будучи уже архимандритом костромского Богоявленского монастыря, Феофилакт приложил в пупковскую церковь богато украшенное напрестольное Евангелие[29].


В историко-статистическом описании также упоминается иеродьякон Феофилакт, приложивший в июне 1699 г. в пупковскую церковь служебник 1693 г. печати «в помяновение своих родителей вечно»[30].


Несколько богослужебных книг в восстанавливаемую после пожара 1699 г. Пятницкую церковь приложил справщик правильной палаты печатного двора Николай Семенович Головин[31] – две книги Осмигласника, две пролога[32]. Перечисляя вклады Феофилакта и Н. Головина Иван Назимов сообщает «и их же вклады были книги: два Евангелия толковыя, и другия, которыя 1839 года Августа 11-го числа с теплою деревянною церковью сгорели».

На основании описи церковного имущества, составленной 4-го июня 1745 г. и хранимой в церковной ризнице, Иван Назимов заключил, что к тому времени церковь была достаточно благолепна и обеспечена все необходимым для богослужений (в конце описи отмечено, что при церкви было 20 ульев). Также Иван Назимов отмечал «после учинения сей описи имущество церкви умножалось все более и более, и 1764-го года устроена была другая теплая деревянная ж церковь по имя С. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова». В 1789 году была составлена опись уже двум сельским церквям (опись 1789 года значительно превосходила по объему более раннюю, сделанную в 1745 г – первая занимала пол-листа, вторая – шесть листов мелким почерком).


Деревянная Пятницкая церковь, заново отстроенная после пожара 1699 г., простояла около ста лет[33]. Сохранилась переписка о строительстве и освящении каменных церквей в Пупках[34]. Священник села Пупков Феодор Михайлов обратился 4 мая 1800 г. с прошением к владимирскому епископу Ксенофонту:

В означенном селе Пупках имеются две деревянныя церкви, 1-я настоящая во имя Великомученицы Пераскевии нареченныя Пятницы, 2-я во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Суммы церковной в сборе на лицо состоит около двух тысяч рублей; прихожане желают вместо означенной настоящей Пятницкой церкви построить на другом удобном месте каменную во имянование Вознесение Господа нашего Иисуса Христа с приделом Великомученицы Пераскевии церковь с колоколнею, для строения коих и материал заготовить на прописанное количество суммы удобно можно.

Того ради ваше преосвященство покорнейше прошу означенную каменную Вознесенскую церковь с приделом Великомученицы Пераскевии и колоколнею строить дозволить, а деревянную церковь Пятницкую с имеющеюся при ней деревянною же колоколнею повелеть употребить, по разобрании их, на обжиг, для имеющей строиться, ежели от ВАШЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА на сие последует благоволение, каменной с колоколнею церкви кирпича.


К прошению священника приложен мирской приговор о согласии прихожан на строительство новой каменной церкви, подписанный выборными от приходских поселений – села Пупков, деревень Мизгина, Семухина, Поповки, Миркова, Тимофеевки, Бородина, Толчкова, Гумнищ, Нефедьева и Кожевникова.


В приговоре отмечалось:

… желаем мы на место имеющейся при оном селе Пупках холодной деревянной Пятницкой церкви построить каменную церковь настоящую во имя Вознесения Господня с приделом в трапезе мученицы Параскевы нареченныя Пятницы и при ней колоколницу каменную же. В разсуждении способности буту на новом месте, которой фасад имеет быть настоящая длиною и шириною восемь, вышиною дватцеть, трапеза длиною десть, шириною одиннацеть, вышиною шесть, олтарь длиною шириною и вышиною шесть, колоколница вышиною тритцеть аршин; с тем чтоб во всяких случившихся при выстройке той церкви потребностях и работах как то в доставлении бута, кирпича, извести, железа, и в прочих работахкаковыя касатся будут до нас прихожан, то не делать нам ни малейшей противности ослушания и остановки, а всякое иметь в том помоществование, в случае ж каковаго либо ослушания и невыполения нами друг противу друга каковой либо работы или потребности, должен он священник представлять на ослушников началству со изъяснением каковое и в чем произошло ослушание, за что и должны ослушники взносить в церковь денгами противу работы в трое…;


У отдельных крестьян, подписавших приговор, указаны фамилии (Николай и Дмитрий Останины, Григорий и Иван Глазуновы, Иван Оржеников, Федор Тютин, Петр и Федор Зиновьевы, Алексей и Федор Кокины, Гаврила Новожилов, Егор и Степан Заичиковы, Иван Чуриков, Степан Плешков, Перфилей Рубачев[35] и др.).

На поданном прошении сверху приписано распоряжение от 22 мая 1800 года[36]:

велеть благочинному освидетельствовать количество показанной суммы, материалы, и удобность места к построению новой церкви, и отрепортовать.


На основании данной приписки благочинному города Шуи соборному священнику Якову Орлову от лица Его Императорскаго Величества 24-го мая был направлен указ Владимирской духовной консистории. Благочинному предписывалось освидетельствовать накопленную на строительство сумму, наличие строительных материалов и удобство выбранного места к постройке церкви. Ответный рапорт от Якова Орлова был получен 6-го июня. В рапорте отмечалось:

И во исполнение онаго Его Императорскаго величества указу в селе Пупках при церкви Святаго и Евангелиста Иоанна Богослова мною сумма свидетельствована и по свидетельству оказалось в наличности денег серебряных медных и ассигнацией две тысячи дватцеть восемь рублей, а из материалов кирпича пятдесят семь тысяч, а всего по замечании моему видно зделано быть имеет нынешним летом не менее как сто пятдесят семь тысяч, а место положение найдено мною удобным к построению новой каменной церкви впереди той Богословской церкви немного отступя место новое состоящее вне ограды…


Поверх рапорта благочинного 14 июня 1800 года сделана приписка:

Вместо ветхой деревянной Пятницкой церкви построить каменную во имя Вознесения Господня с приделом Великомученицы Параскевы, благословляем, на что изготовив храмозданную грамоту, представить к подписанию, строение производить под надзором благочиннаго, коему по совершении репортовать, о чем дать знать ему указом.


Примечательно, что для построения новой каменной церкви в Пупках в 1800-м году было выбрано новое место (за пределами прежней церковной ограды), также было решено освятить главный престол в честь Вознесения Господня, а престол Параскевы Пятницы сделать придельным. По завершении строительства в сентябре 1806 года благочинный села Пупков священник Федор Михайлов обратился к епископу Ксенофонту с прошением о её освящении[37]. К прошению приложена опись церковного строения, иконостаса, утвари, ризницы и прочего, подготовленная Федором Михайловым 24-го сентября. Среди храмовых икон указаны достаточно редкие образы Богоматери Миропросительницы и Святого Харлампия.

Поверх поданного благочинным прошения сделана надпись:

Означенную церковь с приделом велеть приуготовить для освящения в первых числах следующего месяца. Выдать для сего два антиминса.


В журнале Владимирской духовной консистории отмечено, что два новых антиминса были выданы 27 сентября 1806 г. В статье Ивана Назимова указано, что освящение церкви было произведено 14-го октября епископом Владимирским Ксенофонтом[38].

Иван Назимов указал имя ктитора (строителя) Вознесенской церкви – «жительствующий в селе Пупках Шуйский купец (из крестьян села Пупков Николай Михайлович Останин», который являлся попечителем церкви до смерти (в 1827 г.). На его же средства в 1819 г. была построена каменная ограда, в 1820 г. куплен на Нижегородской ярмарке 185 пудовый колокол, в 1827 г. вызолочен иконостас.


Архитектура Вознесенской церкви характеризуется фразой «типичный для этих мест памятник в переходных формах от барокко к классицизму»[39]. Колокольня Вознесенской церкви в Пупках близка колокольне с. Ильинского-Телешова.

Вторая сельская церковь – во имя Иоанна Богослова, была изначально выстроена из дерева в 1764 г. Примечательно, что в некоторых документах сельские священники именовались «богословскими», а не «пятницкими». Решение о строительстве каменной Богословской церкви вместо деревянной было принято в марте 1837 г., когда пупковский священник Иван Назимов вместе с церковным старостой Савелием Ивановичем Красильниковым отправили прошение архиепископу Владимирскому и Суздальскому Парфению о перестройке теплой церкви в камне[40]:

…Состоящие в приходе села Пупков Економического ведомства крестьяне – движимые усердием к благолепию церкви настоящую холодную церковь с колокольнею от достаточных пожертвований, и от определения в церковь сбора денег в бывающую каждогодно 9-го Мая в селе Пупках ярмарку совершенно устроили, - церковными утварями весьма достаточно снабдили, - в украшении иконостаса резьбою и позолотою, в покрытии железом и в обнесении церкви каменною оградою, и в покупке ста-осмидесяти пудового и двадцатипяти пудового колоколов весьма довольно способствовали. – И ныне таковым же усердием движимы, и примером богатого на устроение церкви десяти тысяч рублей вклада от нижеозначенного лица побуждаемы желают устроить и тёплую церковь каменную вместо клонящейся по ветхости деревянной. – при пособии пожертвований усердных Вкладчиков, когда будет строиться церковь; - при пособии в каждый год ярмоночнаго сбора, который при движении церковнаго строения иногда простирался до тысячи рублей; - при пособии завещанных на устроение оной церкви умершею Шуйскаго купца Ивана Воинова женою Натальею Николаевною десяти тысяч рублей, из коих две тысячи в церковь внесено, - да и прочия восемь тысяч безостановочно вносимы будут купцем Воиновым по обязательству его, по сродному его к церкви усердию при собственном весьма достаточном имуществе его; - и наконец при пособии оставшейся к 1837-му году наличной кошельковой и ярмоночной суммы 3264-х рублей 54 копеек.


Наличие указанных в прошении средств 26 февраля 1837 подтвердил благочинный Шуйской округи села Кохмы священник Николай Соколов в отдельной записке. К прошению владимирскому архиепископу также прилагался приговор общего совета прихожан. В приговоре отмечалось:

…мы имеем желание вместо клонящейся по ветхости деревянной Богословской церкви устроить вновь каменную теплую церковь во имя Святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. А посему и доверяем Священнику Ивану Назимову и церковному старосте Савве Иванову по исходатайствовании от Господина Губернскаго Архитектора рисунка церкви утруждать прошением Милостивейшаго нашего Архипастыря Его Высокопреосвященство Парфения Архиепископа Владимирского и Суздальского и Кавалера, дабы благоволено было благословить устроить вместо деревянной каменную теплую церковь…

Приговор подписали священник Иоанн Назимов, дьякон Василий Аверкиевич Аменицкий, Дьячек Иван Яковлевич Дунаев, староста Савелий Иванович Красильников и выборные прихожане (крестьяне села Пупков и приходских деревень). Из приговора следует, что проект теплой церкви предполагалось получить у губернского архитектора. В 1837 г. должность владимирского губернского архитектора занимал Евграф Яковлевич Петров. Следовательно, можно предположить, что именно Е. Петров и разработал проект церкви Иоанна Богослова.

Деревянная церковь Иоанна Богослова, предполагаемая к сносу перед строительством новой каменной, сгорела от пожара 11-го августа 1839-го года «со многою церковною утварью». В этом пожаре погибли некоторые старинные книги, приложенные еще в прежнюю деревянную Пятницкую церковь.


О готовности теплой каменной церкви к освящению в октябре 1842 г. сообщается в прошении архиепископу Парфению[41]:

В показанном нашем селе вновь строющаяся теплая каменная церковь во имя Святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова строением окончена; иконостас сделан согласно с рисунком, святыя иконы как старые, так и вновь написанныя поставлены на свои места, равно и прочая утварь в священнослужении употребляемая имеется вся вполне и теплая наша Богословская церковь к освящению готова. По сему, Ваше Высокопреосвященство! Всепокорнейше просим означенную нашу теплую церковь для исправления в ней в зимнее время священнослужения благословить Благочиннаго нашего села Васильевскаго Священника Григория Вишнякова освятить Ноября 8-го дня сего года на нововыданном Антиминсе…


Прошение подписали священник Иоанн Назимов, дьякон Василий Аменицкий, а также церковный староста Абрам Плешков, крестьяне Киприан Рубачев, Андрей Красильников и Игнатий Суров. В описи церковного имущества, сделанной 7 октября 1842 г. Григорием Вишняковым, отмечено:

Теплая Богословская Церковь строением закончена, каменнаго здания, покрыта вся железом и выкрашена медянкою, глава на ней обита железом и выкрашена, крест на ней обит Английскою жестью.


Ранее, 16 февраля 1842 года, церковное здание было освидетельствовано губернским архитектором Яковом Максимовичем Никифоровым:

…мною свидетельствована вновь выстроенная каменная теплая церковь состоящая Шуйского уезда в селе Пупках, которая найдена устроенною прочною и к освящению допустить можно.


В декабре 1842 г. благочинный Григорий Вишняков (священник села Васильевского) сообщил во владимирскую духовную консисторию:

… новоустроенный во имя Апостола Иоанна Богослова храм на нововыданном Антиминсе, ноября 8-го дня сего года мною освящен, а по освящении на водруженном кресте о том подписано.


Каменная церковь Иоанна Богослова строилась на деньги, завещанные дочерью купца Николая Михайловича Останина – Натальей Николаевной Воиновой (женой шуйского купца Ивана Федоровича Воинова). Наталья Николаевна завещала полученное от отца наследство (десять тысяч рублей ассигнациями) «предоставить в жертву Пупковской церкви на устроение теплой каменной церкви». Наталья Николаевна умерла в 1834 г. (её отец – Останин Н.М. – в 1827 г.), поэтому строительство новой каменной церкви происходило уже после её смерти. Стенные росписи и позолота иконостаса были выполнены на средства церковного старосты («торгующему по 3-у роду») крестьянина Абрама Ивановича Плешкова.

Богослужения в приходских церквях с. Пупки прекратились в 1929 г., официально церковь закрыта постановлением Ивановского облисполкома от 28 ноября 1935 г.[42]

Официальную информацию о постройке Богословской церкви в 1848 г.[43], следует скорректировать. Архивные документы указывают, что церковь Иоанна Богослова была освящена 8 ноября 1842 г.

За последние годы состояние местных храмов, используемых более полувека преимущественно в качестве складских помещений, значительно изменилось. Полностью восстановлен комплекс Николо-Шартомского монастыря, бывшие приходские церкви Введенского и Пупок сейчас являются монастырскими подворьями и реставрируются по мере возможностей. Обе тёплые церкви восстановлены и используются для богослужений, холодные церкви восстанавливаются поэтапно. При Введенской и Владимирской церквях создан женский скит. Здания церквей являются объектами культурного наследия (Введенская и Владимирская церкви относятся к памятникам федерального значения; Вознесенская и Богословская – к выявленным объектам культурного наследия).


[1] Стоит отметить, что несмотря на наличие природной границы между двумя селами по реке Молохте и существование в них отдельных церковных приходов, оба поселения порой воспринимались как одно. Даже местный священник Иван Назимов озаглавил статью во Владимирских губернских ведомостях в 1851 г. «О Пятницкой церкви Шуйской округи в селе Пупки или Введенском».
[2] Владислав Николаевич Казанский (1930 г.р.). Родился в с. Введенье в семье местного священника. Закончил Ивановский энергоинститут. Работал на электростанциях Горьковской энергосистемы, затем в Уральском филиале Всесоюзного теплотехнического НИИ в Челябинске. Кандидат технических наук. Автор более 150 научных публикаций, в т.ч. 70 изобретений и патентов, нескольких брошюр и монографий. Удостоен Ордена Трудового Красного Знамени, 12 медалей ВДНХ и медали Ветеран Труда. Лауреат Государственной премии. Автор рукописи «Село Введеньё и его окрестности» (1993 г.), посвященной истории Введенья, Пупок и Николо-Шартомского монастыря.
[3] Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода. - 1913. – Санкт-Петербург: Синод. тип., 1868-1914, с. 1295-1296.
[4] РГИА, ф. 834, оп. 3, л.37.
[5] ГАВО, ф. 560, оп. 1, д. 1002, л. 1 – 3.
[6] В селе сохранились захоронения Аржаниковых с надгробиями около Введенской церкви.
[7] ГАВО, ф. 560, оп. 2, д. 674.
[8] Из указанных сведений можно заключить, что освящение Введенской церкви (холодного престола во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы) произошло в октябре 1806 года.
[9] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область, ч. 3. М.: Наука, 2000. С. 565.
[10] Губернским архитектором указан некий Иван Иванов. Такого губернского архитектора во Владимире не было, в рассматриваемый период губернским архитектором был Евграф Яковлевич Петров.
[11] Вероятно, фамилия Оржеников – вариант написания фамилии Аржаников.
[12] Преданья старины глубокой о селе Введеньё, с.2-3.
[13] ГАВО, Ф. 556, оп. 3, д. 707.
[14] Мумия (колькотар) – коричневая минеральная краска
[15] Медянка – ярко-зеленая краска
[16] Свод, с.567.
[17] Владимирские епархиальные ведомости № 2 1866 года, с. 56.
[18] Владимирские епархиальные ведомости № 24 1867 года, с. 1087.
[19] В настоящее время Сретенская церковь в Суздале восстанавливается.
[20] В.Н. Казанский «Предания старины глубокой о селе Введенье» (рукопись), с. 1 – 5.
[21] В. Березин, В. Добронравов. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирский епархии. Выпуск 5. Шуйский, Ковровский, Вязниковский, Гороховецкий уезды. - Владимир: Типо-лит. В. А. Паркова, 1893-1898. С. 79.
[22] Ставровский Е.С. Храмы Шуйской округи: Краткая история и списки священнослужителей. – Шуя, 2015. – 76 с.
[23] Историко-статистическое описание…, с. 100.
[24] Владимирские губернские ведомости. 1851 г., № 36, часть неофициальная. С. 242 – 245.
[25] Примечательно, что храмозданная грамота была написана в Москве на митрополичьем дворе уже 1 марта 1699 года (всего через три недели после пожара).
[26] На первых тридцати листах Евангелиста Матфея была надпись: «Лета 7189 Иулиа в 1 день приложил сие Евангелие напрестольное в черном бархате Дому Святейшаго Патриарха крестовой Иеродиакон Саватий Суждалец всуждальской уезд ввотчину Николая Чудотворца Шартомскаго монастыря всело Пупок кцеркви Святыя Великомученицы Параскеви нарицаемыя Пятницы по собещанию своему свое келейное» (ВГВ, с. 242).
[27] В 1699 г. Феофилакт упоминается как патриарший иеромонах. В 1701-1720 гг. – архимандрит костромского Богоявленского монастыря.
[28] В приложенных книгах (триодях и минеях) были подписи: «Лета 7207 года…Иеромонах Феофилакт даде сию книгу…всело Пупок в церковь Святыя мученицы Параскевы нареченныя Пятницы вечного ради Помяновения в блаженном успении сродников своих».
[29] На листах евангелиста Матфея Феофилакт собственноручно подписал «1703 году Геннуариа в 17 день града Костромы Богоявленского монастыря Смиренный Архимандрит Феофилакт дал сие священное Евангелие напрестольное в десть новоисправленныя печати кпрежнему своему вкладу средина и Евангелисты сребренные резныя и позлащенныя по вере и по обещанию своему во святую Божию церковь святыя великомученицы Парасевкии нареченные Пятницы Шуйскаго уезду что у Николая Чудотворца на Шартме в подмонастырской слободе ради своего душевнаго спасения и протчих своих сродников и ради усопших родителей своих вечнаго помяновения при служителе тоя святыя церкви прииереи Симеоне Феодорове и при диаконе Михаиле Петрове сыне и при старосте церковном Димитрие Федорове сыне».
[30] На служебнике была подпись «Лета 7207 месяца Иуния в 9 день…иеродиакон Феофилакт дал сию Богодухновенную книгу служебник в церковь Святыя Мученицы Параскевы нарицаемыя пятницы что в Шуйском уезде у Николаевскаго Шартомскаго монастыря в селе Пупки в помяновение своих родителей вечно подписал я иеродиакон Феофилакт» (Историко-статистическое описание… с. 101-102).
[31] Николай Семёнович Головин – справщик (редактор, корректор) Московского печатного двора в 1690-х – 1716 гг. Один из выдающихся людей (книжников) своего времени. Был в числе первых учеников Славяно-греко-латинской академии в Москве. Преподавал…собирал книги. Занимался изучением и исправлением богослужебных книг.
[32] «Лета 7207 года Марта в 1 день книге печатного двора Правильныя Палаты Справщик Николай Симеонов сын Головин даде сию книгу … в церковь Святыя Параскевы Нареченныя Пятницы вечного ради во Святом просфоромисании Божественныя литургии помяновения сродников своих».
[33] По данным Ф.Н. Казанского вновь отстроенная после пожара Пятницкая церковь была освящена в 1703 г. (В.Н. Казанский. Предания старины глубокой, с. 23).
[34] ГАВО, ф.556, оп.108, д. 214; ф. 556, оп. 1, д. 692а. Большую помощь в прочтении документов оказал шуйский краевед С.С. Семягин.
[35] Вероятно это подпись принадлежит Порфирию Ивановичу Рубачёву, пупковскому фабриканту, родоначальнику династии местных промышленников. Внук Порфирия Ивановича – Василий Киприанович Рубачев (1816-1895), шуйский купец, потомственный почетный гражданин. В 1845 г. В.К. Рубачёв основал в Шуе ситце-набивную фабрику (в 1888 г. на ней трудилось 317 рабочих). Занимал должность волостного головы Пупковской волости, состоял старостой при Вознесенской церкви села Пупков, Шуйского уезда, несколько раз избирался гласным шуйской городской Думы. На средства В.К. Рубачева была построена Александро-Невская церковь при духовном училище в Шуе и церковь Сергия Радонежского в с. Студенцы. Сын Василия Киприановича – Василий Васильевич Рубачев (1841-1917), – шуйский потомственный почетный гражданин, купец первой гильдии, совладелец «Товарищества мануфактур братьев Михаила и Василия Рубачевых». Являлся старостой Всехсвятской единоверческой церкви, при которой в 1889 г. был учрежден Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Был крупнейшим вкладчиком и основным строителем этого монастыря.
[36] ГАВО ф. 556, оп. 1, д. 692а, л. 1
[37] ГАВО ф. 556, оп. 108, д. 214, л. 1
[38] Освящение сельского храма в Пупках владимирским епископом – большое событие (большинство сельских храмов освящались местными благочинными). Документального подтверждения этому факту нет. Также неизвестна точная дата освящения каменной холодной церкви в соседнем селе Введенском (епископ рекомендовал произвести освящение в первых числах октября 1806 г.). Можно предположить, что обе церкви были поочередно освящены в октябре 1806 г. епископом Ксенофонтом.
[39] Свод памятников архитектуры ... С. 568.
[40] ГАВО, ф. 556 оп. 3, д. 638.
[41] ГАВО, ф. 556, оп. 108, д. 1807.
[42] Ставровский …, с. 30.
[43] Историко-статистическое описание…, с. 100.