исторические факты
Село Дунилово
Покровская и Крестовоздвиженская церкви
Попечители и устроители этих храмов
В 1685 году царями Иоанном и Петром Алексеевичами с. Дунилово было пожаловано в вотчину тесть царскому, ближнему боярину Федору Абрамовичу Лопухину
В 1685 году царями Иоанном и Петром Алексеевичами с. Дунилово было пожаловано в вотчину тесть царскому, ближнему боярину Федору Абрамовичу Лопухину, как видно из писцовой книги приказчика Кондырева, в которой записано: «1685 г. Великий Государи, Цари и Великие Князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, всея Великая и Малыя и Белыя России Самодержцы пожаловали то с. Дунилово Мардасскую волость со крестьяны и с бобыли, и со всеми угодьи в вотчину боярину Ф. А. Лопухину. И ся выпись выписана из приказу Большого Дворца». Знаменитый наш любитель стороны и краевед В. А. Борисов (1809-1862 гг.) из с. Горицы опубликовал в своей книге «Описание г. Шуи и его окрестностей» более 20 старинных актов и документов из истории этих сел. Привожу один из этих документов о Покровской деревянной церкви из с. Дунилово. «Чтобы иметь понятие о древнем состоянии Дунилова, привожу здесь описание села, составленное писцом Яковом Кондыревым и подьячим Чернецовым.
Эта опись составлена почти за 220 лет до нашего времени (примерно 1633 г.) «Лета 7140-го, в Суздальском уезде, Матнинского стану дворцовое с. Дунилово, на р. Тезе, в нем церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, деревянна, вверх шатровая, да придел Иоанна Богослова, да церковь теплая деревянна, клетка, во имя Всех Святых. А всех дворов в Дунилове 178, из них 120 дворов крестьянских пашенных, 37 бобыльских, остальные церковных причетников и монастырские. На площади ряд – 37 лавок, 7 амбаров, 40 навесов, 16 полков, 2 харчевни, 4 кузницы, 3 солодовни». В этой описи с. Дунилово, кроме землепашества, ничего не говориться о других ремесленных и надомных занятиях местных жителей. Летом крепостные бояр Лопухиных занимались крестьянским трудом, а зимой надомным текстильным ткачеством, выделкой звериных шкур и пошивом меховых изделий. Промышленность дуниловцев составляла выделку сукна, пестрядей и льняного холста. Сими вещями они платили оброк Государю. Это видно их челобитной дуниловцев от 1666 г. на приказчика Ивана Айгустова … «а в тех твоих Великий Государь, грамотах указано ему, приказному, на нас, сиротах, взять оброчныя деньги, холсты да сукна и выслать к тебе, Великому Государю, к Москве». Вернемся к строительству каменной церкви Покрова Пресвятой Богородицы при владельце селом Ф. А. Лопухина.
Начало строительству было положено на месте старой деревянной церкви Покрова примерно в 1685 г., как сообщают в 1898 г., в В.Г.В. В. Добронравов и В. Березин, освящена холодная Покровская церковь в 1704 г. Построена эта великолепная, красивая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы усердием помещика села, боярином Ф.А.Лопухиным престол в ней один – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Антиминс, освященный Суздальским Митрополитом Илларионам, сохраняется до настоящего времени. В этой церкви замечательные две иконы: первая Святых Апостолов Петра и Павла и Святой Евдокии – покровителей Петра Великого и его первой супруге Евдокии, дочери боярина Ф.А.Лопухина; вторая икона – Христа Спасителя. Обе эти иконы – дар царской фамилии – присланы в с. Дунилово из Москвы. Объемная композиция Покровской церкви с характерным ярусным завершением и высокой шатровой колокольней оказала влияние на зодчество многих храмов Шуйского уезда. Тогда же Ф.А.Лопухин надстроил собор Благовещенского женского монастыря и поставил рядом высокую шатровую колокольню, что уравновесило оба храмовых комплекса в панораме села.
Одновременно он основывает в двух километрах севернее Дунилова, по дороге на город Кинешму, мужской Успенский монастырь, прозванный в народе Воробьевой пустынью. Деревянные постройки этого монастыря были уничтожены в связи с его упразднением в 1764 г. при Екатерине II. В XVIII в. с. Дунилово благоустраивается, в нем появляется рядных новых кирпичных построек. Так, в 1742-1743 гг. на месте деревянной клецкой церкви Всех Святых на средства прихожан строиться новая кирпичная. Престолов в ней два: в честь Всех Святых и Придельный – во имя Святителя и Чудотворца Николая. В этой церкви замечательная резная икона Св. Николая, в рост человека, украшенная с ребропозлащенной ризою и жемчужною митрою на голове Святителя. К этой святыне жители Дунилова имели особое благоговения. Скромная провинциальная архитектура храма Всех Святых лишь подчеркнула доминирующую роль летнего Покровского ансамбля. В начале XIX в. на Покровской церкви появляются две достопримечательности: на колокольне установили так называемые немецкие куранты, показывающие точное время, и установили 600-пудовый колокол, вылитый в память изгнания Наполеона из России. На нем Дуниловцы вылили следующие стихи: «В сей грозный год Гол дерзновенный, собрат врагов от всей вселенной, Россию тщился разорить, низвергнуть трон и покорить. Москва во пламени пылала; страна сия в слезах рыдала, повсюду были трепет, страх; но Бог, живущий в небесах, внял воплям и моленьям. И не по нашим согрешеньям благую помощь в низ послал: врагов рассыпал, покарал; вознес Россию на верх славы; смирил премногие державы. Столь дивно блага созерцая, делам монархам подражая во славу всех Царя царей, мы памятник воздвигли сей; да возвестит он в дальне роды, - кто мир дает, хранит народы». Сбросили этот исторический колокол в 1930 году, как и резную икону Николая Чудотворца, не известно где пропавшую. Хотя деревянная рука от этой иконы находиться в краеведческом музеи г. Шуи.
Летние теплые церкви Покровского ансамбля были обнесены красивой каменной оградой с выходами на посадскую улицу. Покровской церкви принадлежали следующие здания: две палатки, два подвала; теплой церкви – каменная сторожка и двумя палатками. В оградной стене четыре палатки, в не ограды – каменная часовня с палаткой. Аренда палаток приносила 300 рублей в год. Притча положена: священник, дьякон и псаломщик. Священник живет в церковном доме, а дьякон и псаломщик имеют собственные дома. Содержание притча обходиться в 700 рублей. Приход в с. Дунилово – 85 дворов и древни Овсянниково, Чернево, Пантелеево, Федорково, Панютино, Перемывкино, Ланки, Поприхино, Сенниково, Стогово и Тюфяково. Дворов в приходе 248, душ мужского поло 749, женского 760, раскольников обоего пола 36 душ. В Покровском приходе 1868 г. существует двухклассное земское народное училище и школа грамоты, помещающиеся в доме учительницы крестьянской девицы Ульяны Петровны Кадыковой. При строительстве и попечительстве следующей Дуниловской церкви Крестовоздвиженской церкви – возникает фамилия богатейшего текстильного Дуниловского купца и фабриканта Асигрита Яковлевича Балина (1816-1885 гг.). Его дед, С.И. Балин, завел скорняжную, а затем красильную мастерскую по текстилю в с. Дунилово. А.Я. Балин продолжил с успехом дедовское текстильное производство красной пестряди, миткаля, китайки, александрийки и др. Выделанная ткань расходилась на производство постельного белья, скатертей, покрывал, одеял и др.
Родовой дом Балиных находился и находиться через дорогу от современной Крестовоздвиженской церкви, которая была построена этой семьей на месте каменной часовни 1654 г. Крестовоздвиженская церковь на центральной торговой площади перестроена в 1821 году из каменной древней часовни, сооруженной по случаю избавления дуниловцев от холеры 1654 г. В 1870 году церковь была расширена на средства Балиных. Колокольня при церкви построена в 1867 г., а ограда 1871 г. средствами тех же купцов Балиных. Престол в церкви один – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. В этой церкви находились до революции 1917 г. два деревянных креста: один устроен в память избавления от холеры, а другой, как видно было из надписи, - сооружен боярином Ф.А. Лопухиным. Из документа В.А. Борисова видно, что холера «посетила» с. Дунилово, так как 5 июля 1848 г. жители носили икону Шуйской Божьей Матери, где народ со слезами прибегал к сей святой иконе о заступлении от свирепства холеры, от которой умерло 280 человек (В.А. Борисов, т. 3 стр. 722). А.Я. Балин возродил текстильное производство в городе Южа Ивановской области на бывшей фабрике помещика Протасьева.
31.05.1885 г. А.Я. Балин создал фирму «Товарищество Мануфактуры А.Я. Балин» с капиталом 3 миллиона рублей. Семья у Балина была большая: от первого брака 14 детей и 18 от второго. В годовщину смерти сына Леонида А.Я. Балин каждый год 16 апреля между своим домом и Крестовоздвиженской церковью сооружал большой навес со столами каждому кто приходил, давал отрез матери на рубаху или платье и 20 копеек денег. Затем накрывали огромные столы с поминальным угощением.