исторические факты

Обычаи жителей текстильного Иваново-Вознесенского Шуйского уезда

Народные гулянья в Вознесенском посаде и с Иваново имеют особую характеристику и отличаются от гуляний в других городах и селениях Шуйского уезда.

Народные гулянья в Вознесенском посаде и с Иваново имеют особую характеристику и отличаются от гуляний в других городах и селениях Шуйского уезда. В летние праздничные дни состоятельные люди, составляющие зажиточный круг общества Иваново- Вознесенска, выезжают на гулянье вскоре после обеда – около трех часов, в так называемый бар. Там они катаются в экипаже или сидят в них, не выходя во все время гулянья, иногда не имеющие своих экипажей, прохаживаются неспешно по тропинкам бара. Иногда играет оркестр музыки, а некоторые лица танцевали там в особо устроенной беседке, остальная толпа зевает, забавляюсь щелканьем орехов, разными лакомствами и вином, которое предприимчивые промышленники (торгаши) привозят в праздничные дни, для торговли в бору. Этот бор текстильный фабрикант Грачев продал графу Шереметьеву, а тот перепродал его на сруб фабриканту П. Л. Гарелину. Обычай гулянья местных жителей, преимущественно в экипажах в летний зной, жару и пыль, возможно объяснить тем, что видят себя в приличном экипаже при чисто ухоженных людях. Кроме обычных этих гуляний, бывают еще несколько в специально установленные дни. В Вознесенском Посаде в день Вознесения Господня и Троицын день, в с. Иванове – во время Пасхи у Покровской церкви. В 9-е, 10-е и 11-е воскресенье по Пасхе – на известных улицах близь мельниц: погорелки и спастики. Эти гулянья от первых отличаются тем, что на них собираются основы (хороводы), где поют песни молодые парни и девицы. Но ни разгула, ни свойственной русскому человеку удали и молодечества, какие замечаются в селениях, где занимаются хлебопашеством время, после обеда, жетели с. Иваново и Вознесенского Посада катаются в Посаде и Иванове по главным улицах. Жители с Иванова примерно в 1835 г. часто ездили весной и летом на речки: Каменку, Харенку и Талку семьями гулять и пить чай. В старые годы бывали кулачные бои, по иные 1854г. их не видно. Прежние кулачные бойцы имели особенный кулачный авторитет в среде простой толпы, которая уважала за кулачную расправу. Кулачные бои нередко, в прежние времена, поощрялись самими текстильными фабрикантами, которые имели при фабриках из рабочего народа особых кулачных бойцов. Лет через сто в газете «Красный спорт» за 1938 г. статья А. Скворцова «Рыцари ринга» красочно описывает один из кулачных боев в с. Дунилово В. П. Куликов вспоминает в этой статье «Лет сорок назад это было. Работал я тогда набойщиком на ситцевой фабрике Л. П. Гарелина. Жили мы тогда в деревне. И частенько, как замерзала река, играли в «клюшки» - почти современный хоккей на льду. Пожалуй, главной нашей «забавой» были сходки по праздникам на кулачные бои. Как-то перед масленицей вызывает меня в контору хозяин и отправляет в Шуйский уезд при везти 200 штук заячьих шкурок. Путь лежал в большое село Дунилово, что в 18-ти верстах от уездного города Шуи. Горицкий купец Ф. Кобельков решил проверить приезжего на кулачный бой ибо на следующий день намечался бой между представителем с. Горицы и с. Дунилово. С. Горицы представлен фаворит боев дьякон Григорий, который раньше выступал за с. Дунилово. Утро выдалось морозным. Над соломенными крышами их труб тянулись вверх столбики дыма. На высоком берегу р. Теза собирался местный народ. Девушки в ярких платках лузгали семечки, пересматривались с парнями. Неторопливо сходились к месту ярмарки кулачные бойцы. Первыми на деревянном мосту сошлись мальчишки. Стараясь подражать взрослым, они тузили друг друга, барахтаясь в снегу. Пришел черед начинать старшим. Отец Герасим с прибаутками отравил в снег с моста всех противников. Наступило время В. П. Куликова, что силой батюшку не одолеть. Сноровка тут нужна; все уклонялся, как бы бегал от него. Дьякон рассвирепел. Еще никто так долго не сопротивлялся ему. И когда, подняв кулак, он бросился на меня, я ударил его в челюсть. Дьякон рухнул на снег. Задание текстильного магната Я. П. Гарелина по шкуркам было выполнено. В своей книге «Город Иваново-Вознесенск, или бывшее село Иваново и Вознесенский Посад» издательство г. Шуя 1855 г. Я. П. Гарелин правдиво отражает негативные стороны обычаев местных жителей того времени. Нынешний житель фабричной местности не привык уже драться на кулачки, а скорее напьется пьян и валяется в грязи на улице или дороге, где привелось ему ткнуться. При нынешнем умножении питейных заведений и самое пьянство получило значительное развитие, иногда выходящее из границ приличия, даже между женским полом. Сожалеет Я. П. Гарелин об отсутствии театра для любителей провинциального актерского мастерства и клубов для молодых работников текстильных фабрик с. Иваново и Вознесенского Посада.
В частном кругу местного состоятельного общества введено весьма много развлечений: делают свадебные именины и другие праздничные мероприятия. Это представляет возможность здешнему обществу постоянно проводить время весело. Здесь почти все молодые люди танцуют, зато пожилые женщины сидят не в гостиной, а тут же в зале, любуясь танцами и может быть в душе завидуют молодому поколению. Зимой на другой день Рождества Христова в крестьянских домах рядятся молодые люди в разные костюмы, надевая иногда макси (хари), или пачкали себе лицо сажей, отправлялись в доме, где делали вечеринки, имея при себе гармонь или балалайку. Такие компании могли разыгрывать разные сцены: за подобные представления их угощали водкой или давали денег, которые так же пропиваются и под конец вечера доморощенные коменданты напивались до чертиков. Девицы обыкновенно занимались гаданиями: смотрели в зеркало, лили воск, олово, свинец, предугадывая свою судьбу, по вылитым фигурам.

В конце ХХ века по всей России и в Ивановской области, особенно в старинных селах Дунилово и Горицы возродились все церковные праздники и службы, так что останавливаться на этом не буду. Интересны бывшие обычаи среди крестьян и фабричных работников. После окончания полевых работ крестьяне начинали брать клубья у фабрикантов, комиссионеров и светелочников. Ткачеством миткалей занимались всю зиму, преимущественно женщины и девицы, а мужчины возкою дров и работами на фабриках, малолетние дети мотали дома шпуль или поступали в работы на фабрику. По отношению к детям соблюдались приметы и ряд обычаев: годовалого ребенка сажали на шубу, которую расстилали на полу, тогда стригли ему волосы, чтобы они росли гуще и ребенок был здоров. Когда у детей прорезаются зубы, под кровати клали травы: плакун, чтобы не плакали, а дрему, чтобы спокойно спали. В день пророка Наума и Св. Косьмы заучивают детей грамоте. В. А. Борисов и Л. П. Гарелин описывают в своих трудах многог примет и поговорок Шуйского уезда середины XIX века. Некоторые из примет живы и в XXI в. Например: через порог дома не здороваются и не прощаются, иначе быть неприятностям. Если во время обеда или ужина просыплется соль – быть ссоре. Если ворон сядет на конек дома и будет каркать, тогда ждать хозяину несчастья. Куры стаями ходят на дворе – к дождю. Местные жители верили и в языческие предания: домовых в крестьянских домах, банях и конюшнях, водяных в воде и омутах, в проявлении духов в облике оборотней и т. д. Практикуются гадания в карты, наговоры на хлеб, травы, корни, камни, воду и ветер: все это нередко доводит до крайностей многих легковерных людей. Колдуны, ворожеи, порчи, кликуши и тому подобные мнимые явления признаются; порча от колдунов и ворожей, озепь, озепище, сглаз, сглазить от злых людей. Гарелин считает, что человек верит во все это, потому что у него умственная фантазия. Он организовывал учебные заведения, в которых дети мастеровых и рабочих текстильных фабрик получали нравственно – религиозное воспитание и образование свойственное их быту и призванию. У крестьян Шуйского уезда бытовала поговорка о «демократических» мирских сходках: «Мир силен, как вода, а глуп, как дитя». При отчаянном положении говорили «хоть в орду пойду». Праздным людям или охотникам попировать говорили: сегодня «Саввы, а завтра Варвары – просавится, проварварится».

Справочная литература:

1.    Л. П. Гарелин «Город Иваново-Вознесенск или бывшее село Иваново и Вознесенский Посад», из-во г. Шуя 1855 г.
2.    В. А. Борисов «Статьи, письма, записки о г. Шуе и Шуйском уезде», из-во МИК г. Иваново.
В. А. Борисов ВГВ N49 – 1842 г.