исторические факты
Народное образование в текстильном Шуйском уезде Владимирской губернии
В истории России каждый период развития имеет свои характерные черты, которые делают его неповторимым и особенным. Специфичны не только события, влияющие на общество в целом, но и явления обыденной человеческой жизни.
В истории России каждый период развития имеет свои характерные черты, которые делают его неповторимым и особенным. Специфичны не только события, влияющие на общество в целом, но и явления обыденной человеческой жизни. Печать времени лежит на воспитании и образовании детей, молодых людей и в целом всего поколения, которое непременно займет место, отведённое бытием жизни. Во все времена государственные и общественные деятели, деятели культуры и просвещения принимали активное участие в создании того типа школы, которой соответствовал бы условиям времени и потребностям государства Российского.
На наших глазах происходит переформатирование системы управления общеобразовательными школами и высшим образованием в первой половине ХХI в. современной России. История образовательных учреждений России знает много примеров построения школьной системы, которая отличалась бы от предыдущих и последующих. При этом реформаторы подчас забывали учитывать, что просвещение народа – процесс сложный, многогранный, а школа является органически развивающимся компонентом, идеологическим и материальным. Поэтому во всех случаях, когда устроители школьного дела не определяли себе ни образовательных потребностей населения, ни тех средств, которые необходимы на просвещение, все широко задуманные преобразования школьных учреждений терпели неудачи. Нельзя построить содержание новой школы, отбросив все прошлое, созданное мудростью предыдущих поколений. Новая экономическая ситуация изменила людей, заставив их смотреть и, главное, чувствовать иначе, через призму интернета и других СМИ. При этом дети, в силу их повышенной восприимчивости, открытости, узости кругозора и ограниченности жизненного опыта, оказались незащищенными в эпоху экономических и нравственных перемен. Создание современной школы, которая бы в полной мере соответствовала как потребностям народа и государства, так и условиям цифрового времени, становится задачей первостепенной важности, от решения которой во многом зависит благополучное будущее современной России. В результате, от основ личности, заложенных в школе, особенно на начальной ступени образования, зависит, чем будет характеризоваться его отношение к миру, какие переживания и заботы наполнят его душу. Из века в век на Руси переходили приемы и средства воспитания в духе гражданского самосознания, религиозного самопознания и искренней любви к Родине. Первые начальные школы для обучения детей грамоте на Руси возникли в IX-X вв. Большую роль в распространении грамотности XIV-XVI вв. играли мастера грамоты, которые обучали детей в семьях или создавали небольшие школы у себя на дому. Школы для обучения подростков грамоте, чтению церковных книг и песнопению создавались при церквях и монастырях. В 1701 году в Москве была основана школа математических и навигационных наук. С 1714 г. стали учреждаться цифирные школы для детей всех сословий, кроме крестьян. Устав, принятый в 1804 г., предусматривал создание единой системы общеобразовательных школ. В основе системы были приходские училища, учреждаемые в городах, и значительно реже в селах, а также уездные училища.
С начала XIX в. правительство и церковь стали усиленно насаждать церковно-приходские школы (ЦПШ) как наиболее благонадежные. К 1825 г. в России возникло 170 приходских училищ. Во Владимирской губернии они начали появляться с 1806 г.: за 11 лет было открыто 35 училищ, располагавшихся как в городской, так и в сельской местности. В 60-м годам XIX в. в стране насчитывалось 21420 ЦПШ с 412000 учащихся, но уже 1870 г. министерство народного просвещения фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение местных земств.
После 1990 г. в новой России началось возрождение начальных воскресных церковных школ как учреждений православного и других религий образования для мирян.Известно, что первая церковно-приходская школа в текстильном городе Шуя была открыта в 1843 г. дьяконом при Шуйском Воскресенском соборе в собственном доме и на личные средства для 12 мальчиков и 11 девочек. Интересно, что в Шуйском уезде, по данным Владимирской духовной консистории, в 1816 г. дьяконом Иваном Зефировым была предпринята попытка открыть в торговом с. Дунилово приходское училище. Местное общество села «запротестовало против такого училища», наговорив дьяку грубостей и дерзостей. О случившимся было доложено Владимирскому епископу, который наложил резолюцию: «Как Зефиров определен к настоящей должности из учеников философии и в худом поведении замечен не был, то и быть ему приходским учителем, буде прихожане будут согласны, препятствий не предвидится». Что же касается непосредственно с. Дунилово и с. Горицы Шуйского уезда, то можно отметить, что приходское училище в с. Дунилово существовало уже, по одним данным с 1818 г., по другим – с 1820 г. при церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Косвенно этот факт подтверждается обучением в этой приходской школе В. А. Борисова (1809-1862 гг.), уроженца с. Горицы.
В Шуйском уезде Владимирской губернии к 1915 г. насчитывалось 36 церковно-приходских школ и 5 школ грамоты. Действовали в уезде 2 женские воскресные школы в г. Шуя и в д. Захарово. Подавляющая часть церковных школ располагалась в сельской местности. В городской черте находились 6 церковно-приходских школ: 3 школы в г. Иваново-Вознесенск и 3 в г. Шуя. Источниками содержания школ были прежде всего местные средства. Значительную долю вложений в дело церковного начального образования в Шуйском уезде составляли средства от местных попечителей или, по-современному, меценатов.
В церковных школах Шуйского уезда обучали как духовные, так и светские лица. После 1848 г. в начальных учебных заведениях стали преподавать учителя, имеющие специальную педагогическую подготовку. Второклассные школы появились в России с 1896 г. Во Владимирской губернии подобных школ возникло семь. Одна второклассная школа находилась в с. Горицы Шуйского уезда. Она была открыта в 1900 г. Кроме церковно-приходских школ в Шуйском уезде существовали земские школы. В 1902 г. в уезде числилось много начальных школ: 1 частная, 3 министерских, 51 земская, 29 церковно-приходских – всего 84 школы. 63 школы размещались в собственных домах. В небольшой д. Деменовке Дуниловской волости была открыта начальная школа, построенная земством в 1902 г., и выпускала она в жизнь учеников до 1965 г.
Нормальный оклад жалования народным учителям был установлен земством в 300 рублей, с прибавками через каждые пять лет по 50 рублей, до высшего оклада в 600 рублей в год или 50 рублей в месяц. В Шуйском уезде становление обучения грамотности среди населения, особенно в селах и деревнях, совпало с дальнейшим развитием текстильного производства хлопчато-бумажных фабрик. Выпуск в начале XVIII в. красной пестряди (александрийки), сарпинки, холстинки, платков и китайки требовало от ткачей не только рабочих рук, но и первоначальной грамотности. В городах Шуя, Иваново-Вознесенск, Кохма, Тейково требовались грамотные рабочие на текстильных фабриках по многим специальностям: набойщики, приказчики, механические мастера, колеристы, рисовальщики орнаментов и д.р. Вообще можно сказать про жителей Шуйского уезда Владимирской губернии XVIII – начала XIX в., что дух предприимчивости, смышлености, грамотности, трудолюбия был развит здесь в сильнейшей степени благодаря мануфактурной деятельности местных текстильных фабрикантов. Данные 1899 г. говорят, что грамотного мужского населения в Шуйском уезде было 34%, а женского – 11%. После 1917 г. церковная школа была ликвидирована Постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 г. В 1918 г. Совнарком издает декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. С конца 1918 г. ликвидировались гимназии, реальные училища, церковно-приходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 4 года и 5 лет. Плата за обучение отменялась.
Процесс всевозможных реорганизаций и обновлений школьного образования непрерывен и продолжается в наш XXI в.