реформы петра i
Монастырские реформы Петра I. Николо-Шатромские ярмарки XVII-XIX вв
Реформаторская деятельность Петра I была направлена на преобразования всех сторон русской патриархальной жизни. Естественно, не могла остаться в стороне самостоятельность церквей и монастырей
По замыслу Петра монашество оказывалось самым «ненужным» церковным институтом, никак не вписывающимся в царский проект русской церковной реформации. Начиная с 1697 г. один за другим издаются именные указы, запрещающие монахам строить «лишние» церкви по монастырям или основывать новые обители. Возрождённый 1771 г. монастырский приказ был обязан следить за тем, чтобы в монастырской казне не задерживалась «лишняя» копейка. В 1718 г. монастыри потеряли третью часть числившихся за ними крестьянских дворов. В 1722 г. в «Духовном регламенте» прозвучал запрет постригать мужчин моложе 30 лет, а женщин – моложе 50-60 лет. Запрещалось держать монахам в своих кельях письма, «грамотки», чернила и бумагу. 31 января 1724 г. вышел указ Петра I «О звании монашеском», где монашество объявлялось анахронизмом, а мирились с этим только в силу православной традиции поставлять епископов из числа монахов. Петру I некогда было заниматься реорганизацией монастырей в серьез – были в государстве проблемы и поважнее. Наиболее трудные времена для монастырей наступили при Анне Ионновне и Бироне. В 1733 г. началось следствие о незаконно постриженных. Началось поголовное расстрижение. Так только в Троице-Сергиевской лавре расстригли более 400 человек. В 1734 г. подписан указ «О непострижении в монашество никого, кроме вдовых священнослужителей и отставных солдат, и о наказании «ослушникам» вечной каторгой». К концу царствования Анны Иоанновны в некоторых епархиях монашество оскуднено наполовину, а в десятках монастырей не было иеромонахов и службу совершали белые священники. Затем Елизавета Петровна отменила практически все дискриминационные указы, и возможность проводить монашескую жизнь была предоставлена всем желающим, за исключением «годных в службу», мужья от живых жен, а жены от живых мужей не свободные, и малолетние по принуждению родителей. Положение вновь резко изменилось к худшему с приходом к власти Екатерины II. 26 февраля 1764 г. она обнародовала манифест «О разделении церковных имений». Этим указом у монастырей изымались все их вотчины, взамен духовенство получало компенсацию в деньгах, не превышающую десятой доли прежних его богатств.
Резко сокращалось количество монастырей: из 881 обители сохранилось 385. Прекратили свое существование 53,1 % мужских и 67% женских монастырей. Из числа сохранившихся 224 монастыря были объявлены штатными, то есть субсидируемыми из гос. казны, а 161 заштатными – они должны были существовать на «милостыню» пожертвователей и вкладчиков. Штат монахов для каждого класса монастырей оказался очень невелик. Николо-Шартомский мужской монастырь отнесли к III классу со штатом 12 человек и 950 рублями в год содержания от казны. Количество монашествующих сократилось более чем в два раза с 12444 до 5105 мест в штатных и заштатных монастырях. Естественно, такие деяния царствующих особ не могли не вызвать ответной реакции со стороны монашествующих. Открытое противостояние в сложившихся исторических условиях было невозможным. Возникли примерно три формы монашеского несогласия. Первая – бегство в леса, новгородские, тверские, вологодские, суздальские и др. Вторая – исход в заграничные православные монастыри, прежде всего Молдавия и Афон. Третья- создание «женских общин» возникавших в близи приходских церквей, стоивших свой быт по монастырскому образцу. Древний Николо-Шартомский мужской монастырь Ивановского текстильного края переживал в своей истории с 1425 г. взлеты православной веры, исход на новое место, пожары, разбои и грабежи, секуляризацию, закрытие и запустение с 1918 г., восстановленное великолепие после 90-х годов XX в.
Вернемся к изложению темы «Николо-Шартомские ярмарки». Они были одной из движущих сил по житию и обустройству данной обители. О значимости Никольского монастыря на р. Шартоме говорит грамота 1506 г. Великого Князя Василия III о неподсудности Никольского Архимандрита Константина с братиею «А кому будет чего искати на архимандрите с братию или на их приказчике, ино сужу, я, Князь Великий, или мой боярин». В. А. Борисов (т. 2 стр. 291). Святитель Николай издавна почитается как покровитель торгующих. Его храмы строили на самом видном месте – в центре торжища или близ него. Выбор нового места монастырю определила судоходная река Теза и стратегически важный торговый пункт. Села Введеньё-Пупки, Дунилово-Горицы расположены на двух берегах Тезы и находятся на пересечении водных и сухопутных путей, являясь своеобразным центром междуречья рек Волги и Клязьмы. В села Дунилово и Горицы с юга ведут дороги из ситцево-полотняной Шуи и Нижнего Новгорода, с севера – из купеческой Кинешмы, из Ростова и текстильного Иваново-Вознесенска, а также из Ярославля и Костромы. Села стоят на перекрестке тогдашних торговых путей, по которым везли товары. Монастырь стал обустраиваться у судоходной реки Молохты, впадающей в р. Тезу и далее в Клязьму и Волгу. По Тезе ходили при помощи конной тяги небольшие барки «тезянки». Ремесленники и торговцы охотно селились рядом с монастырями, образуя торгово-промышленные посады. В частности, с. Дунилово в XVII в. было крупнее Шуи: 178 дуниловских дворов против 154 шуйских. Каждый населенный пункт имел свои торговые дни, связанные с церковными праздниками. Церковью отмечаются два праздника, посвященных Свт. Николаю: Никола Вешний – 9 мая и Никола Зимний 6 декабря. Первое письменное упоминание о Николо-Шартомской ярмарке зафиксировано в 1671 г. В.А. Борисов опубликовал челобитную посадского человека З. Колоданова о покраже имения его из лавки в суконном ряду на Шартомской ярмарке: «… да две половинки сукон анбурских, цена 20 рублев…»
Николо-Шартомская ярмарка располагалась около стен монастыря в значительном торговом и текстильном селе Большие Пупки. Домашнее крестьянское ткачество начиналось в этом селе с выделки льняных полотен со времен княжения В.В. Темного. Вырабатывались следующие текстильные изделия: фландские полотна, ревендук, тик, волнистая пестрядка, чешуйка, коломенок, шахматка, дебуреть. Причиною основания ярмарки служит явление иконы Святителя Чудотворца Николая в лесах близ деревни Федосово. Строение ярмарки состоит из нескольких деревянных корпусов, лавок, а частию и временной постройки; в каждую ярмарку дощятых и лубочных балоганов и шалашей. Ярмарка ежегодно начинается с 6 мая и продолжается до 12 мая. Всех товаров, по сведеньям за 1842 год, привезено было на 337843 рубля серебром (В.А. Борисов ВГВ № 47 1842 г.). Большой Суровский ряд был главным – 30 лавок. В торговле преобладала местная ткацкая продукция из льна и хлопка. Всего в трех рядах были построены 173 лавки: кроме текстильного ряда, 10 мыльных, 6 шапошных, серебряные, шляпные, ветошные, овощные, рукавишные, холщевые, москательные, пушные, сапожные, железные и другие лавки. На левом берегу р. Молохты, где узкое русло, располагалось Таможенная изба. Таможня располагалась на втором этаже, под ней находилась кабацкая или пивная комната с шестью окнами и большим столом. По документам 1757 г. видно, что, кроме ярмарок, у Николо-Шартомского монастыря проходили еженедельные базарные дни: вначале по пятницам, а за тем добавились и среды. Шартомская ярмарка способствовала росту местных ремесел и текстильной промышленности не только в Пупках, Горицах и Дунилове, но и во всем Шуйском текстильном регионе. После секуляризации церкви в 1764 году большинство монастырских владений отбирается в казну, а доход с Шартомской ярмарки стал принадлежать частным лицам. И, хотя ярмарка уже никогда не вернулась к своему былому величаю, она сыграла важную роль в становлении местных текстильных и других промыслов, так как эти изделия пользовались спросом по всей России. Однако после постройки в 1886 г. железной дороги из Шуи в Иваново-Вознесенск Шартомские ярмарки теряют свою популярность. Село Большие Пупки перестает быть крупным торговым центром.