исторические факты

Село Дунилово Е.Ф. Лопухина – последняя русская царица

Ответ на вопрос, почему Е.Ф. Лопухина (Романова) последняя русская царица очень простой, потому что примерно с 1717 года все царствовавшие особы по женской линии титуловались императрицами, так как Россия стала империей: официально с 1721 года, а не официально с 1717 года

Евдокия Лопухина родилась 30 июля 1670 года в селе Серебрено под Калугой. Отец Лопухин Ф. А. Московский знатный дворянин, а мать была представительницей древнейшего и знатного рода Устинья Богдановна Ртищева. Петр Алексеевич Романов родился 30 мая 1672 года в г. Москве: отец царь А. М. Романов, мать Н. К. Нарышкина. В 1689 году будущему императору Петру I исполнилось 17 лет и под нажимом его родной матери Н.К. Романовой (Нарышкиной) состоялось венчание двадцатилетней девицы Е.Ф. Лопухиной и Петра Алексеевича. По задумке этим браком один «элитный» клан Нарышкиных укреплял свое положение на российском престоле, отодвигая в сторону другой клан Милославских во главе с царевной Софьей Алексеевной. Пищащая здоровьем, румяная, красивая Евдокия в начале очень полюбилась Петру. В начале совместной семейной жизни молодые царствующие особы, оказались игрушками в руках матерых придворных интриганов. Вместе они прожили, с некоторыми перерывами, около десяти лет. Деятельный и энергичный Петр I не мог и не хотел сидеть около женской юбки. Для дела он жертвовал всем. Совместная жизнь супругов явно не складывалась; царь ощущал себя «европейцем» XVIII века, а жена, воспитанная в устоях старомосковской патриархальной семьи, оставалось в нравах XVII века и требованиях настольной книги «Домостроя» отношения со свекровью складывались без взаимного понимания.

Наталья Кирилловна корила сноху за то, что она не может и не может и не умеет удержать мужа возле себя и поближе к царским апартаментам. В царском дворце Евдокии отвели самые большие покои, где она родила твоих сыновей: Алексея (1690 г.), Александра (1691-1692 гг.) и Павла (1692 г.) умер при рождении. Со временем так произошло в ее жизни, что духовные ценности Евдокии трагически не сошлись с изменившимися взглядами ее царственного мужа. Как оказалось, что характеры у супругов были абсолютной противоположностью. Петр I – это порывистость, бесцеремонность, эгоизм; наталкивались на упрямство и недовольство самой Евдокии – особы самолюбивой и строптивой. Семейные отношения с годами не сглаживались, а все больше усугублялись. Петру нужна была женщина для личного счастья: одетая по европейской моде, веселая и ловкая партнерша в новомодных танцах, спутница в тяжелых военных походах (шведка Екатерина I), помощница в непрестанных умственных и физических трудах. Патриархальная душа Евдокии не понимала пристрастия Петра к морским и солдатским забавам, дружбы с немцами и шведами, ей были противны курение табака и пьяные оргии. Петр же приходил в ярость, когда улавливал в речах Евдокии поучения родственников Лопухиных. Развязка наступила в 1698 году Возвращаясь из путешествия по Европе, царь приказал отослать жену в монастырь. Четыре часа он сам уговаривал жену постричься в монахини, но упрямая Евдокия в монастырь идти не хотела. 25 сентября 1698 года с огромным трудом, силой царицу вывезли в Суздаль и поместили в женский Покровский монастырь под именем Елена. Когда люди Петра уехали, она сбросила монастырские одежды и стала жить, как человек светский, как паломница. Началась унылая однообразная жизнь в Суздальском Покровском монастыре в колье, похожий на крепостную темницу. Сам Петр на целых 20 лет забыл о своей первой жене, намереваясь жениться на Анне Монс, но оказалось, что «Монсиха» не отказывала в любви не только Петру. К начальному пребыванию в Суздале опальной царице Евдокии (Елены) относятся Дуниловские легенды о посещении Евдокией Лопухиной местных храмов с. Дунилово и с. Парское. Монастырские власти покровительствовали прихотям «старицы» Елены, потому что понимали, что перед ними не просто бывшая царица, а мать наследника престола. Ублажая Евдокию, церковники разрешали ей отлучаться «гулять» в вотчинной село Дунилово, где по преданию останавливалась Лопухина, можно было хорошо видеть, как стекается в праздники народ со всех сел и деревень на луг перед монастырем на ярмарку в честь Покрова дня. Из с. Дунилово старица «Елена» - Лопухина увозила с собой соленые грузди, орехи, сотный мед, воск и заряд бодрости от возможной встречи с сыном Алексеем. О пребывании Е. Лопухиной в с. Дунилово говорят не только людские легенды, но и исторические доказательства такие как несохранившийся иконостас Благовещенского собора, заказанный царицей Е. Ф. Лопухиной (Романовой). В своей книге краевед В. А. Ельфин из –во «Талка» г. Иваново 2006 г. стр. 46 приводит данные о посещении Е. Лопухиной на богомолье села Парское, которое не далеко от с. Дунилово и соединялось сельской дорогой. Еще один документ от 9 февраля 1718 года г. Суздаль от сотрудника тайной канцелярии капитан-поручика Григория Скорнякова-Писарева, в котором говориться, что сразу же открылись отлучки Евдокии в село Дунилово – в отчину ее отца А.Ф. Лопухина.

Все мечты Е. Ф. Лопухиной, о будущем воцарении сына Алексея на русском престоле, разбились после 26 июля 1717 года, когда Алексей после пыток «представился». В народе говорилось, что царевич был отравлен, или обезглавлен, или задушен подушками, или забит кнутом. Теперь надеяться было не на, что и из цветущей женщины Евдокия превратилась в седую старуху. Главной целью «суздальского розыска» было доказать измену царевича Алексея и его постоянную связь с матерью. Под пытками дознаватели выяснили, что Евдокия «блудно жила» и «многажды» к себе пускала днем и по вечерам знакомого по Москве, Степана Глебова. На глазах обезумевшей от горя женщины в тайной канцелярии пытали генерала Глебова: трижды на дыбе, огнем, водой, каленым железом, доской с гвоздями. Несмотря на чудовищные страдания, Глебов не давал нужных показаний и пощады не просил у царя. Степана Глебова приговорили к сажанию на кол 16 марта 1718 года. В Покровском монастыре г. Суздаля многих били нещадно кнутом: епископа Досифея колесовали, Андрея Пустынного и Абрама Лопухина обезглавили, Евдокию под «крепким караулом» сослали в Ново-Ладожский монастырь. Степан Глебов сутки умирал на колу посреди Красной площади молча, священник не дождался ни признания воины, ни покаяния. Петр I не простил Глебову такое «гордое упорство» и с 1721 г. он приказал каждый год возглашать во всех церквях анафему Степке Глебову вместе с Гришкой Отрепьевым, Степкой Разиным, Ванькой Мазепой. В монастырь-тюрьме Новый Ладоге Е. Лопухиной надеяться было на молитву и жажду мести давала силы вытерпеть все издевательства стражи, голод и бесконечно сырой холод.

После смерти в 1725 Петра I на престол взошла Екатерина I, которая вместе с Меньшиковым заточили царицу-инокиню в Шлиссельбургскую крепость. Смерть Екатерины I в 1727 г. и арест Меньшикова позволили старице Елене через Суздаль вернуться в Москву при внуке Петре II.

Судьба уготовила ей еще один удар. Готовясь к свадьбе, Петр II простудился, заболел оспой и умер. Евдокию снова сослали в Суздаль. Б.П. Краевский в книге «Лопухины в истории Отечества» изучает другой взгляд на отношения Евдокии и С. Глебова. Е.Ф. Лопухина всегда осознавала значение своего царского звания и мечтала через любимого сына вернуться в царский дворец. С. Глебов будучи знакомым по Москве, встречался с монахиней для новостных бесед, передач писем от родных и близких людей. В книге М.И. Семеновского «Исторические портреты» говориться, что духовник отец Иосиф сообщает: «Я остаюсь в убеждении, что Лопухина невинна в связи с Глебовым. Она была в высшей степени религиозна, с другой стороны – это Царевна. Е.Ф. Лопухина имела связь с С.Б. Глебовым с 1707 г. по 1718 г. Но где же плоды этой любви? Тогда, как и Царица, и генерал не заявили себя бесплодными в законных браках». Самое интересное то, что обвинение царицы в блуде возникло лишь в 1718 г. когда решили покончить с наследником престола царевичем Алексеем. Жена английского резидента леди Рондо в письме подруге пишет, что видела старицу Елену в монастыре незадолго до ее смерти во времена Анны Ивановны «Она сейчас в годах и очень полная, но сохранила следы былой красоты. Лицо ее выражает важность и спокойствие вместе с мягкостью при необыкновенной живости в глаз.» Н.Г.Беспятых перевод писем.

Скончалась Евдокия Лопухина 27 августа 1731 г. на 62 году жизни. Вечный покой обрела в Смоленском сборе Новодевичьего монастыря рядом с царевны Софьи Алексеевны Романовой. В истории сложилось так, что дело по уничтожению клана Лопухиных продолжала дочь Петра I Елизавета Петровна. Она, незаконно вступила на Российский престол и боялась заговоров так, что редко ночевала на одном и том же месте. По ложному доносу пытали: Ивана Лопухина, Степана Лопухина. Казнь заменила на ссылку в Сибирь, а двум женщинам «урезали языки».

Жители вотчинного села Лопухиных Дунилово на то время занимались ткачеством, выделкой шкур, крестьянским трудом. Легенды и придания о последней русской царице Е.Ф. Лопухиной прочно вошли в память местных жителей с. Дунилово.

Справочная литература:
  1. «Царица Е.Ф. Лопухина» соч. Есипова Москва 1866 г.
  2. В.И. Баделин «Люди и легенды Верхневолжья» Из-во Иваново 1990г.
  3. Б.П. Краевский «Лопухины в истории Отечества» Москва 2001г.