исторические факты

К ВОПРОСУ АВТОРСТВА КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ В ДУНИЛОВЕ

История Благовещенского прихода в Дунилове связана с женским монастырем, располагавшимся на церковной территории и упраздненным в 1764 г. Основной летний трехпрестольный Благовещенский храм был построен в 1675 г. Считается, что шатровая колокольня была построена одновременно с ним.

История Благовещенского прихода в Дунилове связана с женским монастырем, располагавшимся на церковной территории и упраздненным в 1764 г. Основной летний трехпрестольный Благовещенский храм был построен в 1675 г. Считается, что шатровая колокольня была построена одновременно с ним.


История теплой Казанской церкви Благовещенского прихода остается неясной – в 1718 году она упоминается как отдельная каменная, но на протяжении следующих ста пятидесяти лет никаких упоминаний о ней не встречается (Казанская церковь не упоминается в ведомости Якова Орлова за 1795 г.[1], также о ней не пишет уроженец с. Горицы архиепископ Тверской и Кашинский Савва в своих автобиографических записках[2]).

Существующая теплая Казанская церковь построена и освящена в 1888 г. Церковь пристроена к старинной шатровой колокольне. Проект и пояснительная записка на постройку Казанской церкви были рассмотрены и утверждены совещательным присутствием техников строительного отделения владимирского губернского правления 14 августа 1886 г.[3] (сам проект отсутствует). Пояснительная записка к проекту подписана епархиальным архитектором Николаем Дмитриевичем Корицким, что с высокой степенью вероятности указывает на его авторство в составлении проекта церкви. В протоколе заседания техников и пояснительной записке нет никаких указаний на перестройку ранее существующего здания церкви, следовательно, Казанская церковь в 1888 г. строилась заново.


В пояснительной записке Н. Корицкий наряду с характеристикой грунта с места строительства и математическими расчетами нагрузок и прочности, уточняет конструктивные особенности предстоящего строительства:

Церковь предполагается покрыть кирпичными сводиками по железным балкам двутаврового сечения следующим образом:

По железопрокатным двутавровым балкам длиной в 28 футов и на расстоянии друг от друга 7 футов, будут из пустотелого кирпича на цементе своды, толщиною в 1 кирпич, с разбуткой таковых и насыпного поверх свода слоя измельченного угля. Лицо сводов оштукатурить…Концы балок лягут на мауэрлаты[4] из железных рельс, которые заделываются в стены по длине последних.

Над перемычками окон положатся железные рельсы.

Элементы декоративного оформления Казанской церкви характерны для построек того времени, а также для церквей, построенных Н. Корицким. Это угловые лопатки четверика с ширинками, килевидные и треугольные завершения окон, боковые колонки с перехватами вокруг окон, кокошники и кирпичные кресты в аттиковом ярусе[5]. Церковь венчает одна небольшая изящная главка на вытянутом барабане.

При проектировании Казанской церкви искусство архитектора помимо решения обязательных строительных задач заключалось в том, чтобы новой постройкой не исказить сложившийся за несколько столетий комплекс церковных построек. Скромный Казанский храм, украшенный в русском стиле, не выделяется ни размерами, ни декоративным убранством и вполне гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Благовещенской церкви и всего Дунилова.


Черниховский Д.


[1] ГАВО ф. 560, оп. 2, д. 674.
[2] Хроника моей жизни: Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: (Ум. 13 окт. 1896 г.). Т. 1-9 Т. 1, Сергиев Посад : 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1898. С. 16-17.
[3] ГАВО, ф. 40, оп.1, д. 18121, л. 265-267.
[4] Мауэрлат – элемент кровельной системы здания. Представляет собой брус (металлический швеллер, двутавровую балку), уложенный сверху по периметру наружной стены. Служит крайней нижней опорой для стропил.
[5] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область, ч. 3. М.: Наука, 2000. С. 590-591.