исторические факты

К истории Преображенской церкви села Пустошь Шуйского района

Сведения о Преображенской церкви, построенной в начале 20-го столетия в крупной деревне Пустошь Афанасьевской волости Шуйского уезда, отрывочны и противоречивы

Сведения о Преображенской церкви, построенной в начале 20-го столетия в крупной деревне Пустошь Афанасьевской волости Шуйского уезда, отрывочны и противоречивы. В наиболее известных краеведческих источниках и архивных документах строительство и освящение храма в Пустоши с последующим формированием собственного прихода не отражено. Известно, что в селе до революции существовали две церкви – каноническая православная и старообрядческая, но из-за отсутствия достоверных документальных данных сведения об обоих храмах путаются.

На основе имеющихся сведений можно заключить, что процесс строительства церкви и устройства при ней отдельного прихода в Пустоши протекал непросто. Как правило образование новых приходов в сельской местности и строительство храмов инициировали наиболее состоятельные и авторитетные местные жители – купцы, промышленники, крупные торговцы, обладающие достаточными средствами и организационными способностями. Наиболее состоятельными и влиятельными жителями Пустоши были представители купеческой старообрядческой семьи Турлаповых, которые не только не поддерживали строительства церкви, но и пытались этому противодействовать.

Пустошь в начале 20-го века была особенной деревней – в ней проживало свыше тысячи человек, многие из которых занимались овчинно-шубным промыслом. Значительную роль в жизни деревни играли местные купцы-старообрядцы, контролирующие овчинно-шубное производство. Подробная характеристика местного овчинно-шубного производства с краткой историей его развития до середины 19-го столетия приводится в книге И.М. Лядова «Рукоделия, ремесла, промыслы и торговля жителей города Шуи и Шуйского уезда»[1]. В книге приводится описание устройства скорняжных изб, а также изб для дубления и пошива шуб, перечисляется ассортимент изделий, цены на продукцию и стоимость изготовления. Описывается география покупки овчин для промысла и сбыта готовой продукции. Известный шуйский краевед Владимир Борисов в середине 19 века писал: «Восточный край Шуйского уезда значительно обогащает овчинно-шубная промышленность; она в своём народном значении занимает между прочими промыслами первое место как по количеству изделия, так и по капиталам, в ней обращаемым»[2]. Краевед Вениамин Рыжов в 1920-х гг. отмечал, что шубное производство «является самым старинным занятием на территории бывшего Шуйского уезда. Оно, вероятно, существовало уже в конце 15 века, а процветало в 16 и 17 веках»[3]. Участников старинного овчинно-шубного промысла называли «шубниками» (такое прозвище имел и царь Василий Шуйский). В военное время спрос на шубный товар, как правило, существенно возрастал. Выгодными и привлекательными для местных шубников были крупные казённые заказы на массовый пошив одежды для армии и арестантов. Такие заказы были в Крымскую, Русско-Турецкую, Русско-Японскую, Первую мировую войну (артель по изготовлению шуб существовала в Пустоши и в Великую Отечественную войну). Сырьё для овчинно-шубного производства (овчины) закупали в Васильевском, Оренбурге, Казани, Симбирске, на Нижегородской, Макарьевской и Мензелинской ярмарках, в Донских станицах – Урюпинской и Михайловской. Готовый товар продавали на местных ярмарках (в Холуе, Парском, Введенье), отправляли в Москву, Санкт-Петербург, Владимир, Ярославль, Старую Руссу, Новгород, Ригу, многие губернские города. Такая обширная география промысла и способность выполнения крупных государственных заказов подтверждают высокие деловые качества местных купцов-шубников, их умение организовать производство и сбыт продукции. В конце 19 века наиболее крупными овчинно-шубными заведениями были завод Онисима Галактионовича Турлапова в Шуе (60 рабочих) и завод Якова Алексеевича Турлапова в Пустоши (110 рабочих). Помимо заводов работы по выделке и дублению шуб также выполнялись скорняжниками из окрестных деревень в собственных избах.
Общее (и довольно негативное) впечатление о Пустоши и его овчинно-шубном производстве можно получить со страниц очерков писателя и журналиста А.Н. Молчанова «По России»[4] (Приложение 1). Писатель Ефим Вихрев в книге «Палех» называл Пустошь «грязным селом овчинников-староверов»[5].
Можно предполагать, что купцы-старообрядцы, периодически получающие крупные заказы и обеспечивающие работой всю округу, оказывали значительное влияние на местных жителей и в религиозном отношении. Поэтому борьба с расколом в Пустоши со стороны местных священников носила многолетний и сложный характер. На страницах Владимирских епархиальных ведомостей священники из с. Афанасьевского (к приходу которого до 1904 г. относилась д. Пустошь) периодически отчитывались о переходе отдельных жителей Пустоши из раскола к господствующей церкви. В Пустошь регулярно приезжали православные миссионеры, проводящие публичные беседы с местными жителями о вере. До официального разрешения строительства старообрядческих храмов, отраженного в высочайшем указе «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года, местные старообрядцы проводили службы в домашних молельнях. В 1907 г. в Пустоши была устроена деревянная Троицкая церковь-молельня. Молельня была устроенная из обычной крестьянской избы и находилась в северо-западной части села около дороги на кладбище[6]. В 1908 г. пустошенские старообрядцы упоминаются в старообрядческом журнале «Церковь»[7] (Приложение 2). Официально Свято-Троицкая старообрядческая община в селе Пустошь была зарегистрирована только 18 января 1914 г. Район деятельности – село Пустошь и деревни Кудряково, Марково, Тепляково, Колобово, Макащево Афанасьевской волости; Липняки, Ломы, Высоково Дуниловской волости. Духовных лиц за общиной не было закреплено, при общине имелся молитвенный дом[8]. Старообрядческая церковь была официально закрыта решением Ивановского облисполкома от 11.01.1941 г.[9].

В 1895 г. в Пустоши была построена деревянная церковь-школа. История о неудавшейся попытке местного купца-старообрядца сорвать (или хотя бы омрачить) открытие церкви-школы в Пустоши оказалась настолько примечательной, что была опубликована в двух изданиях из других губерний[10](Приложение 3). Общее представление о внешнем виде пустошенской церкви-школы можно получить из описания церкви с. Афанасьевского: «К сей церкви приписана церковь-школа, устроенная в 1895 году в деревне Пустоши и освященная в честь Преображения Господня; зданием деревянная, на каменном фундаменте, крытая железом»[11].
Предположительно в 1904 г. в Пустоши появляется самостоятельный приход. Документальных сведений об образовании прихода пока не обнаружено, но имеющиеся сведения указывают на то, что это произошло именно в 1904 г. Так с 1904 г. в Пустоши служит свой священник и псаломщик[12], ведутся метрические книги[13], решаются вопросы отведения земли на содержание церковного причта «вновь устроенной церкви при с. Пустоши»[14], также обсуждается выделение земли под сооружение нового храма и кладбище. Вероятно в 1904 г. после образования своего прихода Пустошь стала селом. К приходу Пустоши в 1905 г. относились жители деревень Гари, Колобово, Кудряково, Тепляково (и самого села Пустошь)[15]. Общее число прихожан составляло 2130 человек.
Точных сведений о строительстве и финансировании каменной Преображенской церкви пока не установлено. Известно, что проект каменной церкви, составленный владимирским губернским архитектором С.Н. Фёдоровым, обсуждался строительным отделением владимирского губернского правления[16] 21 июля 1910 г. Проект рассматривался вторично – после первого рассмотрения 8 июля 1910 г. он был возвращен его составителю на доработку для дополнения расчетов прочности и устойчивости сооружения.
При обсуждении проекта особое внимание было уделено тому, что средняя главка представляла чрезмерную нагрузку на парусный свод. Поэтому по итогам рассмотрения строительное отделение предложило утвердить проект при следующих условиях:
- средняя верхняя главка должна быть заменена легкой железобетонной,
- все своды и арки должны быть сложены на портландском цементе,
- во всех частях, подверженных действию распора, должны быть заложены расчётного сечения связи для уничтожения горизонтальных усилий,
- постройка должна производиться под наблюдением имеющего законные права техника и по окончании вчерне, должна быть освидетельствована техником, в постройке не участвующим для удостоверения прочности и правильности постройки.
Годом завершения строительства считается 1912[17]. Сведений об освящении церкви пока не найдено.

Архитектор Преображенской церкви – С.Н. Фёдоров (Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров, 1893)

Автор проекта Преображенской церкви – владимирский губернский архитектор, гражданский инженер Семён Николаевич Фёдоров родился в 1863 г. в Одессе. В 1883 г. окончил одесское реальное училище. В 1888 г. окончил Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге по первому разряду. В июне 1888 г. определен на службу в Министерство Внутренних Дел с откомандированием в технико-строительный комитет[18]. В 1891-1893 гг. работал сначала младшим инженером, а потом младшим архитектором строительного отделения Пермского губернского правления. В 1894 г. стал архитектором 3-го участка Сущевской части в Москве. В 1905-1907 гг. служил в Елизаветпольской губернии (сейчас окрестности г. Гянджа, Азербайджан). В 1908 г. получил назначение во Владимир губернским архитектором и оставался в этой должности до смерти в 1923 г. Семен Николаевич умер в губернской больнице и был погребен на городском Князь-Владимирском кладбище. Могила его не сохранилась[19].
Известно, что в Перми С.Н. Фёдоров занимался переустройством и ремонтом тюрем, присутственных мест, здания пермской гимназии и других казенных зданий. Также состоял членом-учредителем пермского отделения Императорского технического общества и действительным членом пермской ученой архивной комиссии.
К постройкам архитектора 1888-1892 гг., произведенным им в период службы в Пермском губернском правлении, относятся: здание приюта и училища слепых в Перми, распространение пермской мужской гимназии, переустройство и капитальный ремонт здания пермской почтово-телеграфной конторы, распространение Христо-Рождественского собора с колокольней на юговском казенном заводе Пермской губернии и уезда, деревянный барак на 40 человек при больнице пермского тюремного замка, дом-особняк врача Ижевского в Перми, здание паровой прачечной при александровской больнице в Перми, здание приюта душевно-больных на 400 человек с водопроводом и канализацией в Перми. О постройках архитектора во Владимирской губернии, кроме церкви в Пустоши, пока ничего не известно (хотя С.Н. Фёдоров прослужил на должности губернского архитектора около пятнадцати лет).
Преображенская церковь в Пустоши закрыта постановлением Ивановского облисполкома от 8 мая 1940 г.[20]. В Своде памятников отмечается, что при изменении планировки села в связи с изменением положения трассы дороги были уничтожены церковная ограда и колокольня. Также было снесено пятиглавое завершение и полностью утрачено внутреннее убранство. Здание церкви в советское время использовалось в качестве клуба.
Преображенская церковь в Пустоши является объектом культурного наследия местного (муниципального) значения. В настоящее время здание возвращено Церкви, с 2013 г. ведутся работы по её восстановлению. В церкви проводятся молебны и панихиды. Преображенская церковь села Пустошь приписана к храму святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Шуи.

Черниховский Д.М.


[1] Лядов И.М. Рукоделия, ремесла, промыслы и торговля жителей города Шуи и Шуйского уезда (Владимирской губернии). – Владимир: Тип. Губернской земской управы, 1876. – 72 с.
[2] Борисов В.А. Очерк о немануфактурной промышленности Шуйского уезда / Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): В 3 т.: Т.3 / Редакторы-составители Е.Г.Вопилин, В.И.Баделин. - Иваново: МИК, 2005. С.236-244.
[3] Рыжов В. Город Шуя и Шуйский округ. Географическое, историческое и экономическое описание. Шуя.: тип. М.В.Фрунзе, 1930. 325 с.
[4] Молчанов А.Н. По России : [Очерки] / А.Н. Молчанов. – Санкт-Петербург : картогр. заведение А. Ильина, 1884. – 467 с.   
[5] Вихрев Е.Ф. Палех. 1927-1932 : Вторая композиция / Ефим Вихрев ; Вступ. статья С. Иванова. –Москва : Художественная литература, 1938, с.51. – 408 с.
[6] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3. – М.: Наука, 2000, с. 610-613.
[7] Церковь, 1908, №34, с. 1168.
[8] Российский государственный исторический архив (РГИА). ф. 821, оп. 150, д. 444 (Ведомости о старообрядческих общинах в алфавите губерний за 1907-1914).
[9] Ставровский Е.С. Храмы Шуйской округи: Краткая история и списки священнослужителей. – Шуя, 2015. –с. 31.
[10] Московские церковные ведомости, 1 октября 1895 г., №40, с. 378; Тамбовские епархиальные ведомости, 20 октября 1895 г., №42, с. 1085-1087;
[11] Березин В.С., Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Шуйский и Ковровский уезды / Сост. препод. Влад. сем. В. Березин. – 1898. – с. 49.
[12] Владимирские епархиальные ведомости, 1904, №№ 6-15
[13] ГАИО, ф. 394, оп. 1.
[14] РГИА 1291-73-477 11,01,1903-16,01,1904
[15] Ставровский, с. 30, 31.
[16] ГАВО, ф. 40, оп.1, д. 21102, л. 342.
[17] Свод памятников, с. 612.
[18] Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских
инженеров (Строительного училища): 1842 – 1892 гг. / Г. В. Барановский. – С.-Пб., 1893. – с. 353.
[19] https://vk.com/wall-212948498_552?ysclid=m7p7nhcu3963492054 , https://m.ok.ru/group/61720902369350/topic/154861762063174
[20] Ставровский, с. 31.