[16] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Редкол.: Е. Г. Щеболева (отв. ред.) и др.. Ивановская область, ч. 1. – М.: Наука, 1998, 524 с.; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Редкол.: Е. Г. Щеболева (отв. ред.) и др.. Владимирская область, ч. 1. – М.: Наука, 1998, 751 с.
[17]
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3, М., Наука, 2000, с. 603-604.[18] Отец Александра Филипповича Пожарского – дворянин Филипп Якимович Пожарский (1718-1787), в середине 18-го столетия владел несколькими деревнями в окрестностях Ильинского погоста (в 1751 г. купил деревню Василево). Вышел в отставку в звании секунд-майора в 1762 г., занимал должность предводителя шуйского дворянства. Проживал вместе с семьей в собственной усадьбе в Василево. И сам Филипп Якимович, и его два сына – Иван и Александр похоронены на Ильинском погосте (Ставровский, 2025).
[19] Фролов Н.В., Фролова Э.В. История земли ковровской. Часть II. С 1804 до начала 1860-х гг. – Ковров, ООО НПО «Маштекс», 2001. – 352 с.
[20] Земля Иванов-2, с. 255.
[21] Фролов, Фролова, с. 297.
[22] Земля Иванов-2, с. 254.
[23] Первой женой князя И.М. Долгорукова была
Евгения Сергеевна (1770-1804) – дочь ковровского дворянина Сергея Максимовича Смирнова, повешенного Е. Пугачёвым под Оренбургом. По мнению литературоведов, именно Сергей Максимович послужил Пушкину прототипом капитана Миронова в «Капитанской дочке». Выпускница
Смольного института, фрейлина. Участвовала в театральных представлениях на придворной сцене (Земля Иванов-2, с. 254).
[24] Первая встреча будущих супругов в одних источниках указана на Рождественском балу во Владимире, в других – во время набора рекрутов в Шуе.
[25] ВЕВ, 1881-21, с. 652, 653.
[26] Если предположить, что это митрополит Московский и всея Руси Антоний (1572–1581) и первый
патриарх Московский Иов (1589–1605).
[27] Борисов, 2005. С. 252.
[28] ВЕВ, 1881-15, с. 434.
[29] ВЕВ, 1881-21, с. 648.
[30] На стене напротив жертвенника была прибита бронзовая доска с надписью о том, что Е.А. Пожарская была погребена во время строительства церкви, когда её отчим – князь Иван Михайлович Долгорукий состоял в должности владимирского губернатора (ВЕВ, 1881-21, с. 649).
[31] Ставровский Е.С. Шуйский некрополь. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 92 с.; Земля Иванов-2.
[32] После увольнения из семинарии из-за потери зрения Д.Р. Тихомиров проживал в Ильинском погосте. Под его руководством смог изучить риторику, всеобщую историю и отчасти философию местный священник Михаил Соловьев. Отмечается, что Д.Р. Тихомиров был учителем известного реформатора М.М. Сперанского в период обучения последнего в Суздальской семинарии. Также Д.Р. Тихомиров был хорошо знаком с князем И.М. Долгоруковым (Земля Иванов-2, с. 255, 256).
[33] Ставровский, 2009.
[34] Казанский Ф.В. (1862 – 1945). Родился в 1862 г. в с. Большие Всегодичи Ковровского уезда. Окончил Шуйское духовное училище и Владимирскую духовную семинарию. Работал учителем в Переславском, затем надзирателем во Владимирском духовном училище. Рукоположен во священника 16 марта 1891 г. и определён к
Ильинской церкви Ильинско-Телешовского погоста Шуйского уезда, где служил настоятелем до 1908 г. Далее служил настоятелем Вознесенской церкви на Заречном кладбище в Шуе (1908-1928), Никольской церкви в с. Мельничном (1928-1945). Могила Ф.В. Казанского при церкви в Мельничном сохранилась.
[35]
Фирсов Б.М., Киселева И.Г. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. (На примере Владимирской губернии). СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993. – 472 с.[36] Всего в Программе этнографических сведений содержался 491 пункт по следующим разделам: физические природные свойства крестьян; местные условия жизни крестьян; общие указания об образе жизни крестьян, общественные установления, обычаи или законы, регулирующие отношения крестьян к обществу; отношения крестьян между собой и к посторонним лицам; верования, знания, язык, письмо, искусства; семья, обычный порядок жизни; сближение полов, брак, отклонения от законного брака; рождение детей, воспитание, обучение, доведение до самостоятельности; выходящие из ряда обстоятельства. Корреспонденты представляли письменные отчеты по отдельным вопросам программы и получали за это установленную плату.
[37] Фирсов Б.М., Киселева И.Г. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. (На примере Владимирской губернии). СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993. – 472 с.
[38] Часть опубликованных материалов Ф.В. Казанского из книги «Быт великорусских крестьян-землепашцев» приведена в
ПРИЛОЖЕНИИ.
[39]
Красницкая Т.А. Церковная школа в Шуйском уезде: как это было / Провинциальный анекдот: чтения по региональной казуальной истории. Вып. III. – Шуя, 2003. с. 6-10.[40] Ставровский Е.С. Храмы Шуйской округи: Краткая история и списки священнослужителей. – Шуя, 2015. С. 24, 25.
[41] АКТ Государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия: «Колокольня Ильинской церкви» (Ивановская область, Шуйский район, с. Ильинское) в целях обоснования включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и определения категории историко культурного значения объекта культурного наследия.
https://nasledie.ivanovoobl.ru[42] Ивина Е. Колокольня на крутом берегу // Шуйские известия, 03 апреля 2025.
https://www.sizvestiya.ru/obshchestvo/9767-kolokolnya-na-krutom-beregu.html?ysclid=ma5d32dubr515886644