исторические факты

К истории Ильинско-Телешовского погоста

Древние русские села и погосты составляют значительный материал для русской истории. В этом отношении не последнее место занимает погост Телешово (в 5 верстах на восток от Шуи). Он расположен на довольно возвышенном месте; с востока окружен Тезою, с севера р. Тюнихом, с юга глубоким рвом, а с западной стороны лесом. На таком живописном месте возвышается погост и каменная его церковь, осененная двухсот- и трехсотлетними вязами

Шуйский историк В.А. Борисов, 1851

… в настоящее время погост Ильинский в цветущем положении… Внешность церкви, колокольни и ограды красива, а внутренность благолепна. Что же касается до местности, на которой стоит погост Ильинский, то она превосходна. В виду вашем на юг – судоходная река Теза, протекающая при подошве крутых гор, между вековыми дубами, вязами и ивами и излучисто извивается около прибрежных лесов и деревень. Пред самыми домами, в которых, кроме священно- церковнослужителей погоста, нет других жителей, пролегает торговая дорога из Шуи в окрестные села и деревни; за дорогою по легкому склону горы на пространстве 60-ти саженей в длину и 50-ти в ширину до самого спуска горы, составляющий берег горы священником М. Соловьевым разведен сад из крыжовника, смородины и частию вишен и яблоней. По ту сторону реки за покосом, принадлежащим Ильинскому причту, виднеются березовые и сосновые рощи, а за ними село Сергеево. Перед ними большое живописное озеро. На северо-востоке вашему взору представляются новые красоты реки с довольно обширными лугами и селениями и, наконец, город Шуя, который со своими великолепными храмами, колоссальной соборной колокольней, с богатыми домами так живописно рисуется чрез реки, пригорки и кустарники. В полуверсте на северо-запад в 1870 г. проведена Шуйско-Ивановская железная дорога, по которой движение поездов видно от погоста на четырехверстном расстоянии

Священник Ильинского погоста Н.М. Соловьев, 1884

Церковь в с. Ильинском-Телешове Шуйского уезда документально известна с начала 17-го столетия. Каменный храм с колокольней был построен в начале 19-го века. Несмотря на малочисленность прихода и неразвитость в окрестных поселениях промышленности и крупной торговли, церковь на погосте была достойно обеспечена и поддерживалась прихожанами и шуйскими фабрикантами. В работах краеведов сохранилось достаточное количество сведений об Ильинской церкви. Шуйский историк В. Борисов посвятил Ильинско-Телешовскому погосту главу в книге «Описание города Шуи и его окрестностей», а также отдельную статью «Погост Телешово» во Владимирских губернских ведомостях[1]. Подробные и обширные сведения по дореволюционной истории Ильинского погоста приведены в серии публикаций «Летопись Ильинского погоста» (далее – Летопись) во Владимирских епархиальных ведомостях, подготовленной местным священником Николаем Михайловичем Соловьевым[2]. Изложение краткой истории Ильинско-Телешовского погоста до наших дней, дополненное сведениями о церковных благотворителях, приводится в статье шуйского краеведа Е.С. Ставровского[3]. Ценная информация о строителях каменной церкви – Александре Филипповиче Пожарском, его супруге Аграфене Алексеевне (урожденной Безобразовой), а также о владимирском губернаторе и известном литераторе князе Иване Дмитриевиче Долгоруком содержится на страницах книги писателя и краеведа В.И. Баделина «Земля Иванов-2»[4].

Ниже приводится обобщение известных сведений из истории погоста с некоторыми дополнениями.

Современное село Ильинское, входящее в состав Семейкинского сельского поселения Шуйского района в 17-19 столетиях именовалось Ильинским или Ильинско-Телешовским погостом. Сам погост представлял собой несколько дворов при церкви с прилегающим кладбищем. Примерно в 1 км от церковного погоста до начала 19-го столетия находилась усадьба местных помещиков Собакиных – сельцо Телешово. На древность и определенную значимость в прошлом сельца Телешова указывает тот факт, что от него произошло наименование административно-территориальной единицы Шуйского уезда – Телешовской волости (в шуйском кремле также были Телешовские ворота). В период польско-литовской интервенции Телешовский погост, как и другие окрестные поселения, несколько раз подвергался разорению. Считается, что после Смутного времени несколько деревень, относящихся к погосту, были разорены, сожжены и больше не восстанавливались.
В 1750-х гг. в Телешове произошло убийство помещицы Натальи Порфирьевны Собакиной (урожденной Кашинцевой). Семь крестьян зарезали ее ножами в бане. Мужа (поручика Николая Алексеевича Собакина) спас дворовый человек (вынес на себе на псарню, воспользовавшись темнотой и неразберихой). Мотивы расправы были связаны с жестоким обращением помещицы с дворовыми крестьянами и их детьми при устройстве в Телешове барского дома с прудом и садом. Потомки помещиков Собакиных постепенно забросили усадьбу в Телешове. Шуйский историк В. Борисов в 1847 г. отмечал «место, где были сад, дом и пруды Собакиных, заглохло и близ него выросла березовая роща». В Летописи отмечалось: «На одной версте от Ильинской церкви была усадьба под названием сельцо Телешево господ Собакиных» с пояснением «Ныне на этом месте остался один пруд. Усадьба превращена в пахотное поле»[5]. На плане генерального межевания 1780-х гг. обозначено сельцо Телешово в виде нескольких построек, расположенных около впадения речки Тюних в Тезу. Примечательно, что на карте 18-го века эта незначительная сегодня речка на некотором расстоянии до впадения в Тезу показана довольно широкой (возможно в период существования дворянской усадьбы на Тюнихе была небольшая запруда).
Место, на котором в 18-м веке располагалось сельцо Телешово с усадьбой дворян Собакиных, можно приблизительно определить по картам. Вероятно, небольшой заросший лесом участок прямоугольной формы на обширном пойменном лугу Тезы около устья Тюниха располагается именно на месте помещичьей усадьбы (причиной продолжительного сохранения этого обособленного участка может быть его непригодность для сельскохозяйственного использования, возможно на этом месте находился усадебный пруд).

В 18-19 столетиях приход Ильинско-Телешовского погоста постепенно уменьшался из-за образования новых приходов в окрестных поселениях. С устройством приходской церкви в сельце Сергееве (в 5 км вниз по Тезе) в 1740 г. от Ильинского погоста отошли деревни Федотово, Векино и Боняково. После появления нового прихода в деревне Студенцах в 1869 г. от Ильинско-Телешовского прихода были отделены деревни Студенцы, Обабково и Слезкино. В 1880-х гг. исчезли приходские деревни Трухино и Калиниха (местный помещик затребовал за пользование землями непосильную для местных крестьян плату и они, в количестве 32 человек, вместе со своими домами переселились в Шую и вступили в мещане). В 1873 г. Ильинский погост был соединен в один приход с соседним Якиманским и какое-то время именовался Якиманско-Телешовским (настоятелем прихода был священник Ильинского погоста, а его помощником – священник Якиманского погоста; главной церковью при этом считалась якиманская). Но уже к концу 19-го столетия приходы снова упоминаются раздельно.
В 1898 г. к приходу Ильинского погоста относились деревни Василево, Дуброво, Сметанки, Семейкино, Поповка, Новино, Косячево, Марково и Мирково. В приходе числилось 139 дворов с 1082 прихожанами (492 души мужского и 590 душ женского пола).
В 1905 году в с. Ильинском находилось 3 двора на которых проживало 13 человек. В настоящее время в селе около 10 домов с земельными участками, но постоянно проживающих в селе жителей не зарегистрировано.
Наименования церквей и престолов, как и наименование самого погоста, в 17-18 столетиях менялись. В 17 веке погост именовался и Воскресенским, и Сергиевским по названию деревянных церквей. Во второй половине 18 века Воскресенский придел был упразднен и главным храмом погоста стал Ильинский. Причиной переименования погоста из Воскресенского в Ильинский стало устройство нового прихода с Воскресенской церковью в сельце Сергееве[6].
Точных сведений о строительстве деревянных церквей на погосте не сохранилось. Тёплая деревянная церковь Сергия Радонежского в последний раз перестраивалась в 1770-х гг.[7]. Разрешение на перестройку деревянной Сергиевской церкви от епископа суздальского и юрьевского Геннадия было получено 15 июля 1770 г. В прошении священника с прихожанами отмечалось, что Сергиевская церковь «… весьма обветшала почему священнослужению есть немалая опасность». Предполагалось разобрать обветшавшую старую церковь и построить на том же самом месте новую деревянную с тем же наименованием. Освящение вновь построенной деревянной тёплой церкви Сергия Радонежского после необходимого освидетельствования произвел в сентябре 1775 г. духовник иеромонах Порфирий[8].
(ГАВО, ф. 560, оп. 2, д. 416, л. 3). Фрагмент рапорта епископу Суздальскому и Юрьевскому Тихону от иеромонаха Порфирия об освящении им новопостроенной деревянной тёплой церкви Сергия Радонежского в селе Телешове. Сентябрь 1775 г.

Перестройка церквей Ильинского погоста в камне проводилась в следующем порядке: колокольня (1800 – 1804 гг.), трапезная с тёплым приделом Сергия Радонежского (1807 – 1813 гг.), холодная часть с Ильинским приделом (1813 – 1816 гг.).

Краткая история строительства каменной Ильинской церкви с датами освящения престолов и именами благотворителей была отражена на западной стене внутри храма:

«Святый храм сей здатися начася с 1807-го года и совершен благодатиею Божиею при Благочестивейшем, Самодержавнейшем, Великом Государе нашем Императоре Александре Павловиче благословением Преосвященнаго Ксенофонта, Епископа Владимирскаго и Суздальскаго; освятися теплый во имя Преподобнаго Сергия Игумена, Радонежскаго Чудотворца 1813-го года ноября 9-го дня, холодный во имя Святаго Пророка Божия Илии 1816-го года сентября 24-го дня, при священнике Михаиле Николаевиче Соловьеве, служившем ревностно в сем храме 36 ½ лет. Здатели храма были: Владимирский Гражданский Губернатор, Господин Тайный Советник и Кавалер, Князь Иван Михайлович Долгорукий с своею супругою, Г-да Пожарские и все прихожане. Иконостас в настоящей церкви вызолочен в 1832-м году на церковную сумму; живописью украшен в 1852-м году усердием Шуйскаго 2-й гильдии купеческаго сына и почетнаго гражданина Николая Гавриловича Калужскаго (живописец Николай Софонов). Пол чугунный выслан в настоящей церкви иждивением Шуйскаго 2-й гильдии купца и почетнаго гражданина Неофита Леонтьевича Калужскаго, а в трапезе на церковную сумму и на жертвы прихожан. Лучшая ризница и священные сосуды пожертвованы из дому княгини Долгорукой».

Документальных сведений о строительстве колокольни пока не обнаружено. Поводом для строительства новой колокольни стало обрушение до основания прежней (деревянной) колокольни, случившееся в 1800-м году «во вторник на сырной неделе». Первые средства на строительство колокольни выделил отставной генерал-интендант Александр Филиппович Пожарский, проживающий в своей усадьбе – сельце Александрове (близ дер. Трухина)[9]. После смерти А.Ф. Пожарского (в мае 1802 года) колокольня достраивалась на средства его супруги – Агриппины Александровны.

Вместо существовавших до начала 19-го столетия двух деревянных церквей было решено построить одну каменную во имя Ильи Пророка с приделом преподобного Сергия Радонежского. Благословение на строительство от епископа владимирского Ксенофонта было получено 15 октября 1807-го года. Подрядчиком строительства церкви стал Дмитрий Павлович Клестов из посада Большие Соли Костромской губернии[10].
Теплый придел Сергия Радонежского в трапезной части каменной церкви был освящён 9-го ноября 1813-го года протоиереем шуйского Воскресенского собора Алексеем Никитовичем Никитским. Работы проводились шесть лет (службы во время строительства проводились в деревянной Ильинской церкви). Перед освящением церкви священник с прихожанами просили разрешения на перенесение в неё старого иконостаса и икон:

«…на устроение нового иконостаса, денег церковных не имеется. Поелику же в ветхой деревянной Ильинской церкви, в которой доселеслужба совершается, иконостас со святыми иконами очень хорош и приходит даже в меру: то мы, до скопления денег на постройку нового, имеем желание постановить его в придел новой каменной церкви, и сей придел освятить, а деревянную церковь за ветхостью вовсе порушить»[11].
(ГАВО, ф. 556, оп. 108, д. 514, л. 2) Рапорт протоиерея шуйского Воскресенского собора Алексея Никитского об освящении теплого придела Сергия Радонежского в каменной церкви 9-го ноября 1813 г.
В 1849-м году шуйским мастером мещанином Егором Осетровым был изготовлен новый резной иконостас для Сергиевского придела в стиле рококо. В 1850 г. трапезная церковь была расширена (удлинена в сторону колокольни, добавлено по одному окну с северной и южной стороны).
Основная (холодная) часть Ильинской церкви была освящена 24-го сентября 1816-го года суздальским протоиереем Дмитрием Смирновым.
Четырёхъярусный иконостас холодного Ильинского храма был изготовлен одновременно с завершением строительства «по рисунку, данному князем Иваном Михайловичем Долгоруким. В первом ярусе два больших и четыре малых колонных столпов поддерживают карниз, украшенный резьбою. Резьба из ветвей виноградных и листьев. Царские двери сделаны с большим искусством. – Две половины их – подобие двух виноградных ветвей с виноградными гроздями и листьями. Поверх их два образа с изображениями Евангелистов; над сими образами карниз, увенчанный образом Благовещения. Тело иконостаса сначала было покрыто голубою краскою, но после, усердием купца Николая Гавриловича Калужского, выкрашено кармином. В 1835 году резьба вызолочена на полименте на церковные деньги. Местные иконы: Спасителя, Божией Матери, Боголюбивой — живописные; из них первая приложена Долгоруким. Прочие иконы писаны по заказу священника о. Михаила со старостою церковным в селе Палехе по золоту, работы очень хорошей и прочной».
Стены Ильинской церкви были расписаны в 1852 г. палехским художником Николаем Софоновым[12].
Значительную роль в организации строительства каменной церкви сыграл её настоятель – священник о. Михаил (Михаил Николаевич Соловьев, служивший на погосте с 1799 до 1835 г.). Он смог найти необходимые для строительства средства, привлек новых благотворителей, сумел минимизировать затраты за счет выполнения некоторых работ силами прихожан.
 В Летописи отмечается, что строительство храма выполнялось на пожертвования всех прихожан. Особое усердие проявили князь Иван Михайлович Долгоруков и его супруга княгиня Агриппина Алексеевна Долгорукова. В приходно-расходных книгах были отмечены суммы, пожертвованные некоторыми вкладчиками: Анной Васильевной Траубе – 175 руб., Агриппиной Алексеевной – 200 руб., Силантием Васильевичем Валуевым[13] – 200 руб. Общая сумма, потраченная на строительство церкви составила около 10 тыс. рублей[14]. Существенный вклад в финансирование работ по благоустройству храма внесли шуйские фабриканты Калужские[15].
Уничтоженная в 1960-х гг. Ильинская церковь представляла собой характерное для местной архитектуры сооружение периода классицизма – вытянутое вдоль оси запад-восток прямоугольное в плане здание с ротондой, увенчанной небольшой главкой и боковыми портиками с крыльцами. Близкие по архитектуре храмы возводились на всей территории современной Ивановской области (бывших частей Владимирской и Костромской губерний) примерно с конца 18-го до и середины 19-го столетий. На территории Владимирской губернии тип «ротонда на четверике» стал доминирующим в период 1810-1840-х гг.[16].
Архитектура сохранившейся трехъярусной колокольни в Ильинском характерна для периода раннего классицизма[17]. Близкая по архитектуре и времени строительства колокольня находится в с. Введенье при Вознесенской церкви. В настоящее время общий вид и пропорции колокольни Ильинской церкви несколько искажены установленным в начале 2000-х гг. барабаном с крестом вместо обвалившегося шпиля. В ближайшее время предполагается воссоздать шпиль, отреставрировать саму колокольню и начать восстановление самого разрушенного храма.
Основными строителями каменной церкви и её вкладчиками в первой половине 19-го века являлись представители дворянских семей Пожарских и Долгоруковых.
 Александр Филиппович Пожарский (1752-1802) – потомственный военный, сын местного помещика – Филиппа Якимовича Пожарского[18]. Служил в 1-м Фузилерном, 1-м Бомбардирском полках, участник похода к турецкой крепости Хотин (1770), боёв с турками (1771), похода в Молдавию (1788-1789). Штык-юнкер (1772), подпоручик (1773), кавалергард Кавалергардского корпуса в чине поручика армии (1774-1777), капитан (1779), обер-провиантмейстер (1784-1792), генерал-провиантмейстер-лейтенант (1791), управляющий Главной провиантской комиссией в Польше (1796). В 1798 г. жил в Петербурге, владел 270 душами в Суздальском уезде[19]. После выхода в отставку построил собственную усадьбу в сельце Александрово Шуйского уезда около д. Трухино (в нескольких километрах в д. Василево находилась усадьба его отца и родного брата). Завёл винокуренный завод, занимался сельским хозяйством[20]. Похоронен на территории Ильинско-Телешовского погоста.
Женой А.Ф. Пожарского стала Аграфена (Агриппина) Алексеевна Безобразова (1766 – 1848) – представительница старинного дворянского рода Безобразовых[21], известного с 14-го столетия. Дочь отставного подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка Алексея Григорьевича Безобразова (1730-1803), помещика Владимирской, Рязанской, Нижегородской, Саратовской и Тульской губерний (в 1800 г. за ним числилось 1451 душа), уездного предводителя владимирского дворянства (1782-1784). Мать Аграфены Алексеевны – Мария Яковлевна (1739-1818) из старинного дворянского рода Засецких. Аграфена Алексеевна вскоре после окончания Смольного института вышла замуж за Александра Филипповича Пожарского[22]. После выхода мужа в отставку вместе с семьей проживала в усадьбе Александрово. Через пять лет после смерти Александра Филипповича Пожарского в 1802 г. во второй раз вышла замуж за князя Ивана Михайловича Долгорукова (1764–1823) – известного поэта, писателя и драматурга, служившего владимирским гражданским губернатором. Вместе с супругом Аграфена Алексеевна проживала во Владимире, затем в Москве, но периодически приезжала в Шую и Александрово. Похоронена на территории Ильинско-Телешовского погоста.
Портрет княгини Аграфены Алексеевны Долгоруковой (урождённой Безобразовой, в первом браке – Пожарской). 1810-е гг. (источник – https://ru.m.wikipedia.org/wiki)
Князь Иван Михайлович Долгоруков (Долгорукий) (17641823) – русский поэт, драматург, мемуарист из древнего знатного рода дворян Долгоруковых. Родился в Москве. Получил хорошее домашнее образование, учился в Московском университете, служил в Московском пехотном полку, затем в Семёновском полку в Петербурге. После похода гвардии в Финляндию (1789 – 1790) вышел в отставку с чином бригадира. Служил вице-губернатором Пензенской губернии (17911796), в Московской соляной конторе (1797), гражданским губернатором Владимирской губернии (1802 – 1812). По его инициативе во Владимире была открыта гимназия с пансионом и библиотекой, устроена суконная фабрика, построено здание для незаконнорождённых и недужных, открыт театр и казённая аптека, улучшены дороги. Основал первый провинциальный музей России в Переславле-Залесском в 1803 (сейчас – музей-усадьба «Ботик Петра I»). Вёл активную литературную и театральную деятельность. Первая жена князя[23] умерла в 1804 г. Во время службы владимирским губернатором Иван Михайлович познакомился с шуйской дворянкой – вдовой Аграфеной Алексеевной Пожарской[24] и женился на ней в 1807 г. Вместе с супругой регулярно приезжал в Шую и имение Александрово около Ильинского погоста.
К церковно-историческим реликвиям Ильинского погоста в конце 19-го столетия относились:
- древние престольные иконы Сергия Радонежского, Пророка Илии, Воскресения Христова;
- предметы, пожертвованные уроженцем Ильинского погоста архиепископом Волынским Агафангелом (архиерейская панагия с бриллиантами, архимандритский наперсный крест, орден святой Анны 1-й степени с лентой, крест магистра, архиерейские облачения, значительное число богослужебных книг, включая сочинения самого Агафангела);
- чтимый прихожанами и окрестными жителями чудотворный напрестольный крест[25];
- церковные святыни, переданные местными дворянами (образ Преподобного Сергия с частью мощей и крест с частицами мощей Евангелиста Луки и Феодора Трихины, пожертвованные из дома Агриппины Алексеевны Долгоруковой после её смерти; крест с частицами мощей Евангелиста Луки, переданный Авдотьей Николаевной Пожарской).
Ильинско-Телешовский погост, как и расположенные неподалеку Михаилоархангельский и Якиманский, на протяжении нескольких столетий являлся небольшим поселением при кладбище. На погосте хоронили местных помещиков, священно и церковнослужителей. В дореволюционных изданиях на погосте упоминаются надгробия дворян Пожарских, Кайсаровых, Кругликовых, Собакиных и других. В краеведческой литературе упоминается хранящийся в церкви старинный синодик помещиков Собакиных. Содержание этого синодика кратко отражено в Летописи:
«Синодик сей принадлежит Николаю Алексеевичу Собакину. Заглавие у него: «табель поминать за упокой». Сия таблица Шуйского помещика г-на поручика Николая Алексеевича Собакина. Вписанные трех родов: Кашинцовых, Давыдовых, Собакиных (78). В начале перечень патриархов, царей, митрополитов, архиепископов и всего иерархического чина. Далее: поминовение прародителей и родителей в 1-й степени – кровных (55 лиц): род Каш., Дав. и Соб. Табель разделена на четыре графы. В 1-й графе священнический и монашеский чин, где поминаются архимандриты Иов и Антоний, много схимонахов и схимниц; всех 30 лиц. Во 2-й графе мирские мужеска и женска пола – роды Кашинцовых и Давыдовых 198 лиц. В 3-й графе младенцы 37 лиц. В 4-й мирские обоих полов из роду Собакиных 78 лиц; из них много убиенных. Всего в этом Синодике вписано 397 лиц. По сторонам Синодика еще две графы для означения числ, или дней памяти и годин лиц кровного родства, - всего 40 записей. Вот как в старину помещики заботились о поминовении усопших!».
Неизвестно – сохранился ли подлинник этого документа. Из него не следует, что все упоминаемые в нем люди были захоронены именно на Ильинско-Телешовском погосте (или были убиты на его территории). Судя по упоминаниям в синодике архимандритов Иова и Антония[26] можно предположить, что синодик начал составляться во второй половине 16 века.
Одной из достопримечательностей погоста была семейная усыпальница дворян Собакиных: «древняя каменная фамильная усыпальница дворян Собакиных, видом похожая на небольшую четырехугольную (квадратную) палатку… при входе в оную по обеим сторонам были вделаны, как заметно, надписи, о погребенных тут телах, закрытых каменным сводом; а на восточной стороне стены, во внутренности усыпальницы, есть киотец (тябло), где стояли образа…»[27].
В Летописи усыпальница Собакиных описана следующим образом:
«Саженях в 40-ка от церкви Ильинской на гробе убиенной Натальи Собакиной и её родных издревле устроена каменная усыпальница, она похожа на небольшую четырехугольную палатку со сводом, дверью и небольшим окном; внутри оной па восточной стороне против двери ниша (углубление) в стене, в которую ставились образа. При входе в оную по обеим сторонам, по углублению же, вделаны были дощечки с надписями умерших, но от времени уничтожились. Архитектурная отделка сего здания подходит к зданиям 1760 года. Старожилы уверяют, что муж убиенной Николай Алексеевич Собакин тут же погребен. Много и еще из роду Собакиных погребено близ сей усыпальницы, имена коих значатся в Синодике»[28].
Шуйский краевед-фотограф Ф. Никонов отмечал, что усыпальница Собакиных была разобрана на кирпич в 1963 г.
Рядом с алтарем теплой церкви (в трапезной) погребены церковные благотворители – супруги Силантий Васильевич и Наталья Никитична Валуевы[29]. В алтаре главного престола под жертвенником погребена Елена Алексеевна Пожарская – дочь Агриппины Алексеевны Пожарской от первого мужа[30]. На Ильинском погосте были похоронены отставной военный советник Александр Федорович Пожарский, княгиня Агриппина Алексеевна Долгорукова (в первом браке Пожарская) и её внучка Елена Алексеевна[31]. По сведениям Е.С. Ставровского, на Ильинском погосте были также захоронены и другие представители Долгоруковых и Пожарских, а также дворяне Рахманиновы. Известно, что на погосте погребен учитель риторики и всеобщей истории Суздальской семинарии Дмитрий Романович Тихомиров (1762-1812)[32].
До настоящего времени единственным памятником дореволюционных захоронений погоста является небольшая каменная часовня-памятник над могилой жены местного священника Михаила Николаевича Соловьева – Ксении Петровны Соловьевой (умерла в 1825 г. в возрасте 48 лет)[33], установленная на средства её сына – архиепископа Волынского и Житомирского Агафангела.
Архиепископ Волынский и Житомирский Агафангел (в миру – Алексей Михайлович Соловьев, 1812-1876) родился в семье священника Ильинского погоста Михаила Николаевича Соловьева. Окончил шуйское духовное училище, Владимирскую семинарию и Московскую духовную академию. В 1835 г. в Троице-Сергиевой Лавре принял монашество и вскоре был рукоположен в иеродьякона. В 1836 г. рукоположен в иеромонаха. После успешного окончания обучения получил ученую степень магистра богословия и был определен бакалавром (преподавателем) Московской Духовной Академии по классу толкования Священного Писания. Далее преподавал и иные дисциплины (богословие, нравственное и каноническое право), инспектировал духовные семинарии. Состоял ректором харьковской, затем костромской духовных семинарий, казанской духовной академии. Викарий С.-Петербургской Епархии и епископ Ревельский (1857), епископ Вятский и Слободский (1860), епископ Волынский и Священноархимандрит Почаевской Успенской Лавры (1866). С 1868 г. – архиепископ. За время службы исполнял множество ответственных должностей и состоял в различных обществах, что требовало научного и преподавательского таланта, значительной эрудиции, разносторонних знаний, административного опыта и умения работать с людьми.
В Казани усилиями о. Агафангела был основан журнал «Православный Собеседник». В Вятке – открыто и обеспечено женское епархиальное училище (училище для девиц духовного звания), учрежден журнал «Вятские епархиальные ведомости». В Житомире на средства о. Агафангела был приобретен дом для волынского женского епархиального училища, в Харькове – построен один из корпусов семинарии.
К наиболее значимым трудам о. Агафангела относятся перевод с еврейского книги Иова, с подстрочными примечаниями (Вятка, 1861); перевод с греческого книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860); «Объяснение послания св. апостола Павла к Галатам» (СПб., 1854); «Слова поучительные» (М., 1848).

Настоятелем Ильинской церкви Ильинско-Телешовского погоста в период с 1891-1908 был Федор Васильевич Казанский[34]. Во время службы в Ильинском-Телешове Казанский Ф.В. активно занимался просвещением крестьян. В 1894 г. организовал общество трезвости и общедоступную библиотеку. С 1909 г. состоял членом правления Шуйского духовного училища. В годы первой мировой войны шуйским земством на него была возложена обязанность организации воинских захоронений (в том числе немецких военнопленных).
Священник Федор Казанский был в числе добровольных корреспондентов, сотрудничающих с Этнографическим бюро князя В.Н. Тенишева[35]. Цель деятельности бюро состояла в обширном по охвату и содержанию социологическом исследовании различных сторон русской традиционной культуры. Корреспонденты письменно отвечали на специально подготовленные вопросы, касающиеся разнообразных сторон жизни местного населения[36]. Этнографические материалы Ф.В. Казанского, подготовленные на основе наблюдений за жизнью крестьян Ильинско-Телешовского прихода хранятся в Российском Этнографическом музее в Санкт-Петербурге (часть опубликована)[37]. Примечательно, что несмотря на статус сельского священника, Федор Казанский в своих материалах не обличает и не оценивает неоднозначные поступки и обычаи местных крестьян (раскол, воровство, отношения в семье, народные приметы, забастовки), а стремится их транслировать беспристрастно. В ответах Ф. Казанского на вопросы программы князя Тенишева отражаются многие стороны и характерные проблемы крестьянской жизни конца 19-го века[38].

С 1875 г. на территории погоста существовала церковно-приходская школа (капитал на ее содержание – 2496 рублей пожертвован уроженцем погоста архиепископом Волынским Агафангелом). Это была пятая по счету церковно-приходская школа, открытая в Шуйском уезде и наиболее материально обеспеченная. Обучение 22 мальчиков проводила учительница под наблюдением священника[39]. Школа находилась в церковном доме (стены здания сохранились, в настоящее время дом активно восстанавливается церковной общиной).
Церковные службы в Ильинской церкви прекратились в январе 1936 г. (община добровольно отказалась от содержания храма «из-за непосильных налогов»). Храм был закрыт постановлением Ивановского облисполкома от 28 февраля 1937 г., здание предназначалось под клуб. В 1966 г. церковь была разрушена[40].
В 2021 г. подготовлены документы по обоснованию включения выявленного объекта культурного наследия «Колокольня Ильинской церкви» (Ивановская область, Шуйский район, с. Ильинское) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации[41].
Весной 2025 г. начались активные работы по реставрации колокольни Ильинской церкви и здания бывшего приходского училища. Предполагается также восстановление уничтоженного храма[42].

Черниховский Д.М.



[1] Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): в 3 т.: Т. 1 / Редакторы-составители Е.Г. Вопилин, В.И. Баделин. – Иваново: МИК, 2001. – 428 с.; Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): В 3 т.: Т. 3 / Редакторы – составители Е.Г. Вопилин, В.И. Баделин. – Иваново: Издательство МИК, 2005. С. 252.
[2] Соловьев Н. Летопись об Ильинской церкви Шуйского уезда погоста Ильинского-Телешова // Владимирские епархиальные ведомости, 1881 №10, 15, 21; 1882 №19, 20; 1883 №14; 1884 №6, 8. https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/
[3] Ставровский Е.С. Из истории храма в селе Ильинское-Телешово https://shuya-eparhia.ru/2025/01/15/post_50810/?ysclid=m9ojmz7s1v887042468
[4] Земля Иванов-2: из истории дворянства пушкинской поры: книга историко-литературных очерков / В. Баделин. – Москва: [б. и.], 2016. – 703 с.
[5] ВЕВ, 1881-10, с. 274.
[6] С образованием прихода в с. Сергееве само Сергеево стало именоваться Воскресенским-Сергеевым, а погост в Телешове – Ильинским. На карте генерального межевания 1770-х гг. погост еще именуется Сергиевским.
[7] ГАВО, ф. 560, оп. 1, д. 399.
[8] ГАВО, ф. 560, оп. 2, д. 416.
[9] Деревня Трухино исчезла, судя по Летописи в 1880-х гг. из-за переезда местных крестьян в Шую. Трухино обозначено на плане генерального межевания Шуйского уезда Владимирской губернии 1773-1780 гг. и на топографической межевой карте Владимирской губернии (карте Менде) 1848-1850-х гг. в числе ряда других уже несуществующих деревень, расположенных вдоль р. Сальны (всего было около 10 деревень, из которых осталось только Федотово). Сельцо Александрово отмечено на карте Шуйского уезда Владимирской губернии 1808 г. приблизительно в том же месте, где и Трухино (около 2 км от устья Сальны на её левом берегу). В настоящее время на месте Трухина и Александрова сельскохозяйственные поля.
[10] Из текста Летописи можно понять, что ранее церковь располагалась в другом месте. Так отмечается, что погост был перенесен «из-под горы на местность открытую и здоровую».
Правда, о чем именно идет тут речь – о самой церкви, или только о домах на погосте, понять трудно.
[11] ГАВО, ф. 556, оп. 108, д. 514.
[12] Николай Михайлович Софонов (18441910) - русский художник, иконописец и реставратор. Основатель собственной иконописной мастерской в Палехе. Поставщик Двора Его Императорского Величества, Потомственный почётный гражданин. Артель Н.М. Сафонова выполняла росписи и реставрацию фресок в Благовещенском соборе в Москве, Софийском соборе в Великом Новгороде, Успенском и Дмитриевском соборах во Владимире, Успенском соборе в Ростове, Ипатьевском монастыре в Костроме и других. В Палехе художники мастерской Сафонова в начале 1900-х гг. реставрировали фрески Крестовоздвиженской церкви. Похоронен в Палехе.
[13] Силантий Васильевич Валуев – домоправитель князя Долгорукого, проживавший в его усадьбе в сельце Александрове. Похоронен с супругой на Ильинско-Телешовском погосте.
[14] ВЕВ, 1881-21, с. 74.
[15] Представители династии фабрикантов Калужских основали в Шуе несколько крупных текстильных предприятий – бумагопрядильную ткацкую и ситценабивную фабрики. Калужские приехали в Шую в 1831 г. из Москвы, в 1870-х гг. переехали в Подмосковье. В Шуе Калужские помимо фабричной деятельности участвовали в городском управлении (Николай Гаврилович и Неофит Леонтьевич Калужские были главами городской Думы), занимались благотворительностью и попечительством об учебных заведениях. Николай Гаврилович Калужский (1823 – 1874) состоял старостой шуйского Воскресенского собора. По его инициативе и на его средства в 1860-х гг. проведены значительные работы по ремонту и благоустройству собора (полное обновление живописи, позолота иконостаса, изменение деталей фасадов, устройство мраморных полов и подоконников, оборудование духовой печи для отопления в подвальной части, устройство южного чугунного крыльца). В 1870-х гг. на средства старосты собора Владимира Неофитовича Калужского был выполнен ремонт и оштукатуривание колокольни и ремонт шпиля.  В Шуе сохранились здания, построенные Калужскими.
[16] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Редкол.: Е. Г. Щеболева (отв. ред.) и др.. Ивановская область, ч. 1. – М.: Наука, 1998, 524 с.; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Редкол.: Е. Г. Щеболева (отв. ред.) и др.. Владимирская область, ч. 1. – М.: Наука, 1998, 751 с.
[17] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3, М., Наука, 2000, с. 603-604.
[18] Отец Александра Филипповича Пожарского – дворянин Филипп Якимович Пожарский (1718-1787), в середине 18-го столетия владел несколькими деревнями в окрестностях Ильинского погоста (в 1751 г. купил деревню Василево). Вышел в отставку в звании секунд-майора в 1762 г., занимал должность предводителя шуйского дворянства. Проживал вместе с семьей в собственной усадьбе в Василево. И сам Филипп Якимович, и его два сына – Иван и Александр похоронены на Ильинском погосте (Ставровский, 2025).
[19] Фролов Н.В., Фролова Э.В. История земли ковровской. Часть II. С 1804 до начала 1860-х гг. – Ковров, ООО НПО «Маштекс», 2001. – 352 с.
[20] Земля Иванов-2, с. 255.
[21] Фролов, Фролова, с. 297.
[22] Земля Иванов-2, с. 254.
[23] Первой женой князя И.М. Долгорукова была Евгения Сергеевна (1770-1804) – дочь ковровского дворянина Сергея Максимовича Смирнова, повешенного Е. Пугачёвым под Оренбургом. По мнению литературоведов, именно Сергей Максимович послужил Пушкину прототипом капитана Миронова в «Капитанской дочке». Выпускница Смольного института, фрейлина. Участвовала в театральных представлениях на придворной сцене (Земля Иванов-2, с. 254).
[24] Первая встреча будущих супругов в одних источниках указана на Рождественском балу во Владимире, в других – во время набора рекрутов в Шуе.
[25] ВЕВ, 1881-21, с. 652, 653.
[26] Если предположить, что это митрополит Московский и всея Руси Антоний (1572–1581) и первый патриарх Московский Иов (1589–1605).
[27] Борисов, 2005. С. 252.
[28] ВЕВ, 1881-15, с. 434.
[29] ВЕВ, 1881-21, с. 648.
[30] На стене напротив жертвенника была прибита бронзовая доска с надписью о том, что Е.А. Пожарская была погребена во время строительства церкви, когда её отчим – князь Иван Михайлович Долгорукий состоял в должности владимирского губернатора (ВЕВ, 1881-21, с. 649).
[31] Ставровский Е.С. Шуйский некрополь. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 92 с.; Земля Иванов-2.
[32] После увольнения из семинарии из-за потери зрения Д.Р. Тихомиров проживал в Ильинском погосте. Под его руководством смог изучить риторику, всеобщую историю и отчасти философию местный священник Михаил Соловьев. Отмечается, что Д.Р. Тихомиров был учителем известного реформатора М.М. Сперанского в период обучения последнего в Суздальской семинарии. Также Д.Р. Тихомиров был хорошо знаком с князем И.М. Долгоруковым (Земля Иванов-2, с. 255, 256).
[33] Ставровский, 2009.
[34] Казанский Ф.В. (1862 – 1945). Родился в 1862 г. в с. Большие Всегодичи Ковровского уезда. Окончил Шуйское духовное училище и Владимирскую духовную семинарию. Работал учителем в Переславском, затем надзирателем во Владимирском духовном училище. Рукоположен во священника 16 марта 1891 г. и определён к Ильинской церкви Ильинско-Телешовского погоста Шуйского уезда, где служил настоятелем до 1908 г. Далее служил настоятелем Вознесенской церкви на Заречном кладбище в Шуе (1908-1928), Никольской церкви в с. Мельничном (1928-1945). Могила Ф.В. Казанского при церкви в Мельничном сохранилась.
[35] Фирсов Б.М., Киселева И.Г. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. (На примере Владимирской губернии). СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993. – 472 с.
[36] Всего в Программе этнографических сведений содержался 491 пункт по следующим разделам: физические природные свойства крестьян; местные условия жизни крестьян; общие указания об образе жизни крестьян, общественные установления, обычаи или законы, регулирующие отношения крестьян к обществу; отношения крестьян между собой и к посторонним лицам; верования, знания, язык, письмо, искусства; семья, обычный порядок жизни; сближение полов, брак, отклонения от законного брака; рождение детей, воспитание, обучение, доведение до самостоятельности; выходящие из ряда обстоятельства. Корреспонденты представляли письменные отчеты по отдельным вопросам программы и получали за это установленную плату.
[37] Фирсов Б.М., Киселева И.Г. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. (На примере Владимирской губернии). СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993. – 472 с.
[38] Часть опубликованных материалов Ф.В. Казанского из книги «Быт великорусских крестьян-землепашцев» приведена в ПРИЛОЖЕНИИ.
[39] Красницкая Т.А. Церковная школа в Шуйском уезде: как это было / Провинциальный анекдот: чтения по региональной казуальной истории. Вып. III. – Шуя, 2003. с. 6-10.
[40] Ставровский Е.С. Храмы Шуйской округи: Краткая история и списки священнослужителей. – Шуя, 2015. С. 24, 25.
[41] АКТ Государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия: «Колокольня Ильинской церкви» (Ивановская область, Шуйский район, с. Ильинское) в целях обоснования включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и определения категории историко культурного значения объекта культурного наследия. https://nasledie.ivanovoobl.ru
[42] Ивина Е. Колокольня на крутом берегу // Шуйские известия, 03 апреля 2025.
https://www.sizvestiya.ru/obshchestvo/9767-kolokolnya-na-krutom-beregu.html?ysclid=ma5d32dubr515886644