статья

К истории Владимирской церкви в селе

Чечкино-Богородском

Сельцо Чечкино, принадлежавшее флотскому капитану князю Ивану Алексеевичу Урусову, было преобразовано в село в 1730 г. после строительства в нем церкви с образованием нового прихода. В церковной метрике 1887 г. приводится народная легенда об основании церкви

Автор: Черниховский Дмитрий


Сельцо Чечкино, принадлежавшее флотскому капитану князю Ивану Алексеевичу Урусову, было преобразовано в село в 1730 г. после строительства в нем церкви с образованием нового прихода. В церковной метрике 1887 г. приводится народная легенда об основании церкви[1]
Вот какое живет в народе устное предание: Князь Урусов Икону Владимирской Божией Матери, во время своих морских путешествий носил на своей груди. Однажды поднялась на море страшная буря и грозила разбить, залить и потопить корабль. Капитан Урусов и все бывшие с ним стали молиться Царице Небесной; при чем капитан Урусов дал обещание в честь иконы Владимирской Божией Матери, носимой им на груди, построить храм в своем имении. Свершилось чудо: небо прояснилось, буря утихла и корабль благополучно возвратился в Россию. Капитан Урусов во исполнение своего обещания построил деревянную церковь в 1730 году в своем имении в деревне Чечкино и икону, бывшую у него на груди, которой приписал он чудо, свершившееся на море, в новосозданном храме поставил по левую сторону царских врат. Икона почитается чудотворною до сего дня во всей здешней местности.
Князь И.А. Урусов 28 ноября 1729 г. ходатайствовал перед Священным Синодом о строительстве новой деревянной церкви во имя Владимирской Божией Матери в своей вотчине – сельце Чечкине Суздальского уезда с деревнями[2]. На тот момент в Чечкине и деревнях, принадлежащих И. Урусову, было 109 дворов с 665 душами мужского пола. Урусов выделял земли под саму церковь и под кладбище. Также он выделял земли причту «в вечное владение» под дворовое хоромное и огородное строение, а также на гуменник 2 десятины и к довольствованию земли по 10 четвертей в поле, а также сенной покос. Обещался дать лес и все материалы на постройку церкви. Святейшим Синодом 24 апреля 1730 г. было определено разрешить строительство при условии обязательного выполнения Урусовым данных обязательств.
В Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии со ссылкой на храмозданную грамоту отмечено, что церковь была освящена в 1730 г.[3] С этого времени село стало именоваться Богородским-Чечкиным.
Построенная князем Урусовым в 1730-х гг. деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери просуществовала до 1790-х гг. и была заменена каменной с шатровой колокольней.
В церковной метрике 1887 г. годом строительства новой церкви указан 1792-й[4]:
До 1792 г. церковь Владимирской Божией Матери была деревянная, а в 1792 году, вместо обветшавшей деревянной, усердием прихожан устроена каменная с каменною колокольнею и каменною оградою.
Вероятно тут была допущена ошибка, а указанный 1792 год мог быть годом начала строительства. В 1795 г. в «Ведомости Шуйского заказчика Якова Орлова о церквях»[5] отмечалось: «Церковь Владимирской Божией Матери каменная, которая уже построена и еще не освящена; священнослужение ныне исправляется в находящейся деревянной Владимирской Божией Матери церкви которую по окончании оной упразднена быть имеет». Согласно Историко-статистическому описанию, Владимирская церковь была освящена в 1797 г.
В метрике 1887 г. отмечено «Ни храмоздатель, ни главный мастер, строившие каменную Владимирскую церковь, не известны».
Составители академического издания Свод памятников архитектуры[6] отмечают близость архитектуры Владимирской церкви к церквям соседних сёл – Парского, Гориц и Палеха, возведенных во второй половине 18 века по подобию более ранней церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Дунилове. Высказывается предположение о том, что эти храмы могли быть построены одной строительной артелью.
Внутри Владимирской церкви сохранились фрагменты росписи, выполненной в 1868 г. мастером Петром Евграфовым на средства купца Михаила Ивановича Тюрина.
В 1816 г. рядом с Владимирской церковью была сооружена небольшая теплая каменная церковь Николая Чудотворца[7]. Но к середине 19-го столетия каменная церковь оказалась тесной для проведения служб. По желанию прихожан и на собранные ими средства в 1857-1862 гг. была выстроена новая теплая церковь[8].
В прошении священноцерковнослужителей села Чечкино-Богородского епископу Владимирскому и Суздальскому Иустину от 23 марта 1856 г.[9] говорилось о тесноте существующей каменной церкви и её непригодности для проведения служб в крупном приходе (в приходе числилось 1200 душ мужского пола): «К отправлению в ней общественного Богослужения неспособна; ибо весьма тесна и во всех трёх частях Храма необыкновенно низка, так, что в настоящей и трапеза ея высота до сводов простирается не более 4-х аршин (в алтаре на 3 аршина; в длину от алтаря до западной стены 19 ½ аршин, в ширину 10 аршин и потому не имеет приличного благолепия: - иконостас пришел в ветхость, многие иконы слиняли и поелику в ней один престол, то пение ранних литургий в зимнее время в холодной церкви, как для священноцерковнослужителей, так и для прихожан затруднительно»[10]. На общем собрании с прихожанами было предложено вновь устроить тёплую каменную церковь с добавлением двух приделов по выполненному плану и фасаду. Прихожанами было собрано «от разных усердствующих лиц» 1400 рублей серебром, а также «по листу подписанных в пожертвовании разными лицами» 1250 рублей серебром. Прошение подписали сельские священники Константин Успенский и Сила Беляев, дьячки Иван Панов и Михайло Агриков, пономари Петр Орлов и Иван Савицкий, церковный староста – шуйский купец 3-й гильдии Ефим Петрович Тюрин и многие прихожане[11].
В приложенной к прошению от 19 марта 1856 г. справке, написанной благочинным – священником с. Васильевского Алексеем Орловым, подтверждалась теснота существующей теплой церкви, а также факт сбора указанной в прошении суммы на строительство новой[12].
По приговору прихожан, состоявшемуся в марте 1856 г., было решено помимо главного престола Святителя и Чудотворца Николая сделать два новых – во имя Зачатия Иоанна Предтечи и Казанской Божией Матери[13]. Прихожане брали на себя ряд обязательств по обеспечению строительства: «давать строевого лесу, нужного в постройке церковной на леса и дровяного на обжиг кирпича; давать безостановочно подводы возить кирпич, песок, камень и лес и все, что нужно для постройки церковной». Вольноотпущенный крестьянин деревни Репино Симион Петрович Талинов обязался поставить «связного железа столько, сколько потребуется при перестройке церкви».
Проверка и утверждение проекта строительства церкви прошли без затруднений – в письме от Владимирской губернской строительной и дорожной комиссии во Владимирскую духовную консисторию 12 апреля 1856 г. говорилось о дальнейшем препровождении рассмотренного и утвержденного комиссией проекта на «построение вновь теплого храма о трех приделах в селе Богородском Чечкине тож Шуйской округи»[14].
Представляет интерес подробный договор (условие) о строительстве церкви, заключенный священноцерковнослужителями, старостой и прихожанами с одной стороны, и подрядчиком – крестьянином д. Ильина Гороховской округи Емельяном Савельевым Деровым с другой[15]. Подрядчик подробно перечислял свои обязанности и требования к заказчикам.
… я Дёров подрядился построить в селе Богородском каменную церковь по проекту утвержденному строительною и дорожною Коммисиею на нижеследующем основании:
1-е
Начать мне крестьянину Емельяну Савельеву Дёрову упомянутую работу 1857 года в мае месяце и производить оную работу три года, для сей работы иметь рабочих людей, знающих совершенно свое дело … столько, сколько потребность и материалы позволят, дабы в работе не было остановки, и чтобы рабочим не было прогулу.
2-е
Прежде всего я обязываюсь разобрать теплый храм, очистить надлежащим образом кирпич и железо, потом вырыть рвы с пособием приходских людей на отведенном новом месте, шириною и глубиною, как потребует надобность, набить оные камнем из под старого храма и вновь приготовленным., а где нужно сваями, и заливкою известью самою прочною работою с уравнением внутри церкви, по всем местам земли, так что бы удобно было выслать внутренние церковные полы чугунными или кирпичными плитами.
3-е
При кладке в стену кирпича, и при возведении верхних сводов наблюдать мне Дёрову как саму правильность в плане означенную, так и прочность оной не отступая ни в каком случае от утвержденного проекта церкви, наблюдая за рабочими собственным надзором, или надзором опытного сведующего десятника; так же, что бы стены кверху поднимались прямо по отвесам; кирпич клался в стены омоченный водою, и каждый накладенный ряд заливался известкой прочно, в дверях и окнах железные решетки и для дверей крючья и петли закладывать по отвесу и вартепасу. Воду мне Дёрову для упоминаемой работы брать в пруде сельском на собственный кошт; и вотчинных жителей тем не занимать.
4-е
Значущиеся в проекте колонны, базы, капители, карнизы и всё, что до каменной и штукатурной работы будет принадлежать, делать мне Дёрову, где какие должно согласно плану, без всякой особенной платы, по обыкновенно на договорной цене за тысячу.
5-е
При кладке или при самом завершении церкви если последует, отчего Боже сохрани, какое разрушение стен и сводов, или в оных большие и малые трещины, или отвалы одной стены от другой, то все оные я Дёров должен, разложив, перекласть и исправить вновь своими рабочими людьми из представленных материалов, не требуя за то ни какой особенной денежной платы.
6-е
Для себя и мастеровых квартиру иметь на собственный (счёт), а материалы, как то: кирпич, железо, дерево, камень, песок, кадушки, шайки и веревки, кроме железных лопаток и молотков получать мне от старосты церковного Тюрина и от общества мирского без всякого зато из платы мне принадлежащей вычета.
7-е
По сему учиненному договору получать мне Дёрову за всю постройку церкви от низу до самого окончания (верха) кирпичною работою, с каждой положенной тысячи по два рубля пятьдесят копеек серебром с таковым при том предположением, что бы по окончании работы в первое лето при расчете из причитающейся мне суммы оставить в первый раз до окончания постройки в залог от каждой положенной тысячи, по одному рублю серебром, во второе лето оставить в залог от тысячи по рублю пятнадцати копеек серебром, в третье лето по тридцати пяти коп. серебром с тысячи, и затем по окончании всей постройки и свидетельствования Архитектором учинить в заработанной мною сумме надлежащий счёт и сохраняемую в залоге сумму получить мне сполна.
8-е
Во время нахождения моего с рабочими при постройке церкви, должен я Дёров, равно и рабочие люди вести себя трезво и от всяких предосудительных поступков себя и рабочих удерживать.
Подписанное сторонами условие было передано благочинным – священником с. Васильевского Алексеем Орловым во Владимирскую духовную консисторию 12 сентября 1856 г.
Положительную рекомендацию (свидетельство) членам строительного комитета об опыте и профессионализме подрядчика Е.С. Дёрова дал выпускник Императорской Академии Художник Яков Крылов[16], назначенный консисторией производителем работ по строительству церкви[17] (в выписке из журнала Владимирской Духовной Консистории Я. Крылов назван «техником»[18])

Свидетельство

…Гороховского уезда деревни Ильиной округи крестьянина Емельяна Савельева Дерова, избранного оными членами обще с приходскими людьми помянутого села до производства каменных работ означенной церкви, как уже дознанного по многим произведенным каменным работам сведующим и много испытанного, оказавшегося в настоящее время также опытным, допустить до оных со своей стороны препятствий не нахожу, с тем, впрочем, чтобы:
1. Все каменные работы производились прочно и неотступно от утвержденного проекта из материала, оказавшегося по моему свидетельству лучшего достоинства, под собственным, его Дёрова наблюдением, или, в случае его отлучки, опытного десятника, уполномоченного от него в тех работах,
2-е Если какие-либо встретятся недоумения в работах, он или его десятник всегда должен обращаться ко мне, как к производителю работ той церкви, назначенному по предписанию Владимирской Духовной Консистории, особенно при положении связей в стены и своды, а паче при устройстве самых кружал;
3-е Когда же замечены будут какие-либо неисправности по работам, то он Дёров обязан беспрекословно исправить, не требуя за то от церкви особой платы, а в случае, если крайность будет предстоять, удаления от самой работы;
4-е С ним Дёровым предварительно всего должно заключить условие на законном основании. В удостоверении чего и дано оному Комитету сие свидетельство за моей подписью и приложением имянной моей печати.
Сентября 7 дня 1856 г.

Императорской Академии Художник
Губернский секретарь
Яков Крылов

Старая Никольская церковь и сторожка с разрешения начальства (18 сентября 1856 г.) были разобраны на кирпич и использованы при строительстве новой церкви.
По донесениям членов строительного комитета во Владимирскую духовную консисторию, составляемым ежегодно к началу ноября, можно воссоздать этапы строительства Никольской церкви.
К концу первого неполного года строительства комитет сообщал «в настоящем 1856-м году никаких особенных работ по оной постройке не произведено, кроме того, что устроены кирпичные заводы – наделано кирпича 120 тысяч, куплено известки тысяча пудов и приготовлено камня булыжника в немалом количестве»[19].
Через год отмечалось «в сем 1857 году произведена закладка вышеозначенного храма, стены оного возведены на семь аршин, и железные решетки во всех окнах поставлены и почти закладены, и вообще работа каменная производилась успешно и правильно»[20].
В следующем 1858 году «стены оного возведены на два аршина выше окон, и кирпича приготовлено на будущее время 42 т.»[21]. Далее, «в течении всего 1859 года каменной кладки не было, но приготовлено кирпича сто тридцать пять тысяч»[22]. В 1860 году «возведены своды и устрояется кровля железная»[23]. В 1861 году основные строительные работы были завершены «в течении сего 1861 года в селе Богородском Чечкине на вновь устрояемой каменной трехпрестольной теплой церкви устроена и окрашена (медянкой) железная кровля и пять глав на которые поставлены кресты из белой жести; кружала под сводами благополучно выбраны и вообще все наружное устройство церкви окончено»[24]. После полного завершения всех строительных работ и выполнения внутренней отделки 16 декабря 1862 г. было произведено освидетельствование здания епархиальным архитектором Н. Артлебеном[25].
Главный придел Святителя и Чудотворца Николая был освящен 30 декабря 1862 года благочинным – священником села Васильевского Алексеем Орловым[26]. Придел Казанской Божией Матери освящен 31 января 1865 года исправляющим должность благочинного – священником Покровской церкви села Дунилова Владимиром Покровским[27]. Третий придел во имя Зачатия Святого Иоанна Предтечи освящен 15 октября 1872 г. благочинным –священником шуйской Спасской церкви Михаилом Миловским[28].
В донесении («покорнейшем репорте») Михаила Миловского архиепископу Владимирскому и Суздальскому Антонию отмечено, что освящение придела прошло «при многолюдном стечении народа; пред окончанием Литургии в день освящения священником оного села Константином Успенским произнесено было приличное торжеству слово». Далее М. Миловским были отмечены заслуги местного священника: «Долгом поставляю нижайше просить Вас…обратить благосклонное внимание на долговременную тридцатисемилетнюю беспорочную весьма усердною и полезную службу означенного священника Константина Успенского, на ревностное проповедование им Слова Божия, засвидетельствованное мне его прихожанами, на его неутомимые труды по постройке и украшению обширной, теплой, трехпридельной в том селе церкви…».
По завершении строительства тёплой трехпрестольной Никольской церкви членами строительного комитета в октябре 1872 г. был составлен отчет об израсходованной сумме. Итоговая сумма строительства церкви составила 11960,75 рублей. Отчет подписали сельские священники Константин Успенский и Николай Виноградов, а также церковный староста Митрей Ваулин[29].

К архивным документам, связанным с историей Владимирской церкви Чечкино-Богородского, также относятся описи церковного имущества, сделанные в 1872 и 1921 гг.[30]. В описи, сделанной 4 октября 1872 г. в специально выданной Владимирской духовной консисторией книге, подробно перечислено все церковное имущество, хранящееся во Владимирской и Никольской церквях, колокольне и часовне (часовня, богадельня и ограда уничтожены после закрытия церкви). Описаны иконостасы и ризница иконы обеих церквей, перечислены священнические одежды, предметы церковной утвари, книги и колокола.
Опись церковной утвари, сделанная 28 января 1921 г., приходским советом, достаточно лаконична. Перечислены евангелия (наиболее древние из которых 1657 и 1758 гг. издания), напрестольные кресты, священнобогослужебные сосуды, дарохранительницы, кадила, воздуха, облачения, дароносицы. Напротив названий некоторых предметов есть отметки о их сдаче в Комиссию по изъятию церковных ценностей 22 марта 1922 г. Опись подписана председателем приходского совета священником Сергеем Переборовым, а также Федором Шеломановым, Михаилом Сухановым и церковным старостой В. Неустроевым. К описи приложено соглашение между религиозной организацией «Владимирское Чечкино-Богородское религиозное общество» и Васильевским волостным Исполнительным комитетом. Соглашение закрепляло передачу волостным комитетом религиозной общине церковных зданий и имущества. Оговаривались обязанности религиозной общины[31]:
1. Полученное имущество хранить и беречь, как выданное ему народное достояние;
2. Проводить ремонт означенного имущества и нести расходы, связанные с обладанием им, как то: по отоплению, страхованию, сохранению, оплате долгов, местных налогов и сборов и пр.;
3. Пользоваться этим имуществом исключительно для удовлетворения религиозных потребностей;
4. Возместить при сдаче все убытки за время пользования им, отвечая за целость и сохранность полученного имущества солидарно (по круговой поруке);
5. Вести инвентарную книгу помимо вышепомещенного инвентарного списка, в которую заносить все вновь поступаемое культовое имущество.
6. Допускать во внеслужебное время представителей Советской власти уполномоченных соответствующими органами к проверке и осмотру состояния имущества и в случае обнаружения злоупотреблений и растрат по первому требованию сдать немедленно все имущество соответствующим уездным административным отделам.
Владимирская (летняя) церковь закрыта постановлением президиума Ивановского облисполкома от 16 февраля 1935 г., Никольская церковь – постановлением Ивановского облисполкома от 15.10.1938 г.[32]. Церковная ограда, богадельня и часовня утрачены. В летней Владимирской церкви была разобрана алтарная часть. На зимней Никольской церкви утрачены купола с барабанами. Церковные здания продолжительное время использовались под складские нужды.
В настоящее время ансамбль Владимирской и Казанской церквей в с. Чечкино-Богородское является памятником регионального значения. Здания возвращены Русской Православной Церкви. С 2015 г. ведется восстановление церквей.

[1] Архив ИИМК РАН, фонд Р-III, д. 525-163, л. 1 об. (Метрика с. Чечкино-Богородское, церковь Владимирской Божией Матери).

[2] РГИА Ф. 796 Оп. 11 Д. 14 (По доношению епископа Суздальского и Юрьевского Иоакима, о постройке в сельце Чечкине Суздальского уезда, в вотчине князя Урусова, новой церкви во имя Владимирской Божьей Матери. 1730).

[3] Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Часть 5. Типолитография В.А. Паркова, Владимир. 1898. С. 50.

[4] Архив ИИМК РАН, фонд Р-III, д. 525-163, л. 1 об. (Метрика с. Чечкино-Богородское, церковь Владимирской Божией Матери).

[5] ГАВО, ф. 560, оп. 2, д. 674, л. (Ведомость Шуйского заказчика Якова Орлова о церквях, священноцерковнослужителях и приходах г. Шуи, Шуйской и Ковровской округах за 1795 г.)

[6] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская Область ч. 1. Под ред. Е. Г. Щёболевой. М.: Наука, 1998. С. 28.; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская Область ч. 3. Под ред. Е. Г. Щёболевой. М.: Наука, 2000. С. 539, 592.

[7] Л. 2 об. Прошение о строительстве каменной теплой церкви представлено в ГАВО ф. 556, оп. 108, д.548 (По прошению Шуйской округи, села Богородского-Чечкина священника Александра Васильева со старостою церковным о дозволении в том селе вместо деревянной церкви построить каменную. 1814 г.).

[8] ГАВО, ф. 556, оп. 108, д. 2250

[9] Л. 1 – 2 об.

[10] Л.1-1 об. (в метрах высота сводов храма не превышала 2,8 м, а в алтаре 2,1 м; длина храма составляла 13,9 м, ширина 7,1 м.

[11] Л.2 – 2 об. (примечательно, что у многих приходских крестьян, подписывавшихся и просивших расписаться за себя, уже были фамилии, что до отмены крепостного права было редкостью).

[12] Л. 2 об.

[13] Л.3 – 3а.

[14] Л.5.

[15] Л. 16 – 19.

[16] О самом Якове Крылове известно мало. В 1855 г. Академией Художеств он был удостоен звания свободного художника за проект «загородного господского дома» (Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. ч. 2: Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. СПб., 1915, с. 347). Можно предположить, что Я. Крылов давал характеристику подрядчику Е. Дёрову на основании ранее выполненных им строительных работ на территории Владимирской губернии.

[17] Л. 20 – 20 об.

[18] Л. 21.

[19] Л. 22-22 об.

[20] Л. 24-24 об.

[21] Л. 25-26.

[22] Л. 27-28.

[23] Л. 29.

[24] Л. 30.

[25] Л. 33.

[26] Л. 37.

[27] Л. 41.

[28] Л. 50-50об.

[29] Судя по имеющимся документам, за период строительства теплой церкви поменялось несколько церковных старост – шуйский купец Ефим Петрович Тюрин (1856-1859), Иван Федорович Годовицын (1860, 1861), Митрей Ваулин (1872 г.)

[30] ГАИО ф. 400, оп.2, д. 6

[31] Там же, л. 20.

[32] Ставровский Е.С. Храмы Шуйской округи: Краткая история и списки священнослужителей. – Шуя, 2015.