Автор: Черниховский Дмитрий
Сельцо Чечкино, принадлежавшее флотскому капитану князю Ивану Алексеевичу Урусову, было преобразовано в село в 1730 г. после строительства в нем церкви с образованием нового прихода. В церковной метрике 1887 г. приводится народная легенда об основании церкви
[1] Вот какое живет в народе устное предание: Князь Урусов Икону Владимирской Божией Матери, во время своих морских путешествий носил на своей груди. Однажды поднялась на море страшная буря и грозила разбить, залить и потопить корабль. Капитан Урусов и все бывшие с ним стали молиться Царице Небесной; при чем капитан Урусов дал обещание в честь иконы Владимирской Божией Матери, носимой им на груди, построить храм в своем имении. Свершилось чудо: небо прояснилось, буря утихла и корабль благополучно возвратился в Россию. Капитан Урусов во исполнение своего обещания построил деревянную церковь в 1730 году в своем имении в деревне Чечкино и икону, бывшую у него на груди, которой приписал он чудо, свершившееся на море, в новосозданном храме поставил по левую сторону царских врат. Икона почитается чудотворною до сего дня во всей здешней местности. Князь И.А. Урусов 28 ноября 1729 г. ходатайствовал перед Священным Синодом о строительстве новой деревянной церкви во имя Владимирской Божией Матери в своей вотчине – сельце Чечкине Суздальского уезда с деревнями
[2]. На тот момент в Чечкине и деревнях, принадлежащих И. Урусову, было 109 дворов с 665 душами мужского пола. Урусов выделял земли под саму церковь и под кладбище. Также он выделял земли причту «в вечное владение» под дворовое хоромное и огородное строение, а также на гуменник 2 десятины и к довольствованию земли по 10 четвертей в поле, а также сенной покос. Обещался дать лес и все материалы на постройку церкви. Святейшим Синодом 24 апреля 1730 г. было определено разрешить строительство при условии обязательного выполнения Урусовым данных обязательств.
В Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии со ссылкой на храмозданную грамоту отмечено, что церковь была освящена в 1730 г.
[3] С этого времени село стало именоваться Богородским-Чечкиным.
Построенная князем Урусовым в 1730-х гг. деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери просуществовала до 1790-х гг. и была заменена каменной с шатровой колокольней.
В церковной метрике 1887 г. годом строительства новой церкви указан 1792-й
[4]:
До 1792 г. церковь Владимирской Божией Матери была деревянная, а в 1792 году, вместо обветшавшей деревянной, усердием прихожан устроена каменная с каменною колокольнею и каменною оградою. Вероятно тут была допущена ошибка, а указанный 1792 год мог быть годом начала строительства. В 1795 г. в «Ведомости Шуйского заказчика Якова Орлова о церквях»
[5] отмечалось: «Церковь Владимирской Божией Матери каменная, которая уже построена и еще не освящена; священнослужение ныне исправляется в находящейся деревянной Владимирской Божией Матери церкви которую по окончании оной упразднена быть имеет». Согласно Историко-статистическому описанию, Владимирская церковь была освящена в 1797 г.
В метрике 1887 г. отмечено «Ни храмоздатель, ни главный мастер, строившие каменную Владимирскую церковь, не известны».
Составители академического издания Свод памятников архитектуры
[6] отмечают близость архитектуры Владимирской церкви к церквям соседних сёл – Парского, Гориц и Палеха, возведенных во второй половине 18 века по подобию более ранней церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Дунилове. Высказывается предположение о том, что эти храмы могли быть построены одной строительной артелью.
Внутри Владимирской церкви сохранились фрагменты росписи, выполненной в 1868 г. мастером Петром Евграфовым на средства купца Михаила Ивановича Тюрина.
В 1816 г. рядом с Владимирской церковью была сооружена небольшая теплая каменная церковь Николая Чудотворца
[7]. Но к середине 19-го столетия каменная церковь оказалась тесной для проведения служб. По желанию прихожан и на собранные ими средства в 1857-1862 гг. была выстроена новая теплая церковь
[8].
В прошении священноцерковнослужителей села Чечкино-Богородского епископу Владимирскому и Суздальскому Иустину от 23 марта 1856 г.
[9] говорилось о тесноте существующей каменной церкви и её непригодности для проведения служб в крупном приходе (в приходе числилось 1200 душ мужского пола): «К отправлению в ней общественного Богослужения неспособна; ибо весьма тесна и во всех трёх частях Храма необыкновенно низка, так, что в настоящей и трапеза ея высота до сводов простирается не более 4-х аршин (в алтаре на 3 аршина; в длину от алтаря до западной стены 19 ½ аршин, в ширину 10 аршин и потому не имеет приличного благолепия: - иконостас пришел в ветхость, многие иконы слиняли и поелику в ней один престол, то пение ранних литургий в зимнее время в холодной церкви, как для священноцерковнослужителей, так и для прихожан затруднительно»
[10]. На общем собрании с прихожанами было предложено вновь устроить тёплую каменную церковь с добавлением двух приделов по выполненному плану и фасаду. Прихожанами было собрано «от разных усердствующих лиц» 1400 рублей серебром, а также «по листу подписанных в пожертвовании разными лицами» 1250 рублей серебром. Прошение подписали сельские священники Константин Успенский и Сила Беляев, дьячки Иван Панов и Михайло Агриков, пономари Петр Орлов и Иван Савицкий, церковный староста – шуйский купец 3-й гильдии Ефим Петрович Тюрин и многие прихожане
[11].
В приложенной к прошению от 19 марта 1856 г. справке, написанной благочинным – священником с. Васильевского Алексеем Орловым, подтверждалась теснота существующей теплой церкви, а также факт сбора указанной в прошении суммы на строительство новой
[12].
По приговору прихожан, состоявшемуся в марте 1856 г., было решено помимо главного престола Святителя и Чудотворца Николая сделать два новых – во имя Зачатия Иоанна Предтечи и Казанской Божией Матери
[13]. Прихожане брали на себя ряд обязательств по обеспечению строительства: «давать строевого лесу, нужного в постройке церковной на леса и дровяного на обжиг кирпича; давать безостановочно подводы возить кирпич, песок, камень и лес и все, что нужно для постройки церковной». Вольноотпущенный крестьянин деревни Репино Симион Петрович Талинов обязался поставить «связного железа столько, сколько потребуется при перестройке церкви».
Проверка и утверждение проекта строительства церкви прошли без затруднений – в письме от Владимирской губернской строительной и дорожной комиссии во Владимирскую духовную консисторию 12 апреля 1856 г. говорилось о дальнейшем препровождении рассмотренного и утвержденного комиссией проекта на «построение вновь теплого храма о трех приделах в селе Богородском Чечкине тож Шуйской округи»
[14].
Представляет интерес подробный договор (условие) о строительстве церкви, заключенный священноцерковнослужителями, старостой и прихожанами с одной стороны, и подрядчиком – крестьянином д. Ильина Гороховской округи Емельяном Савельевым Деровым с другой
[15]. Подрядчик подробно перечислял свои обязанности и требования к заказчикам.
… я Дёров подрядился построить в селе Богородском каменную церковь по проекту утвержденному строительною и дорожною Коммисиею на нижеследующем основании: 1-е Начать мне крестьянину Емельяну Савельеву Дёрову упомянутую работу 1857 года в мае месяце и производить оную работу три года, для сей работы иметь рабочих людей, знающих совершенно свое дело … столько, сколько потребность и материалы позволят, дабы в работе не было остановки, и чтобы рабочим не было прогулу. 2-е Прежде всего я обязываюсь разобрать теплый храм, очистить надлежащим образом кирпич и железо, потом вырыть рвы с пособием приходских людей на отведенном новом месте, шириною и глубиною, как потребует надобность, набить оные камнем из под старого храма и вновь приготовленным., а где нужно сваями, и заливкою известью самою прочною работою с уравнением внутри церкви, по всем местам земли, так что бы удобно было выслать внутренние церковные полы чугунными или кирпичными плитами. 3-е При кладке в стену кирпича, и при возведении верхних сводов наблюдать мне Дёрову как саму правильность в плане означенную, так и прочность оной не отступая ни в каком случае от утвержденного проекта церкви, наблюдая за рабочими собственным надзором, или надзором опытного сведующего десятника; так же, что бы стены кверху поднимались прямо по отвесам; кирпич клался в стены омоченный водою, и каждый накладенный ряд заливался известкой прочно, в дверях и окнах железные решетки и для дверей крючья и петли закладывать по отвесу и вартепасу. Воду мне Дёрову для упоминаемой работы брать в пруде сельском на собственный кошт; и вотчинных жителей тем не занимать. 4-е Значущиеся в проекте колонны, базы, капители, карнизы и всё, что до каменной и штукатурной работы будет принадлежать, делать мне Дёрову, где какие должно согласно плану, без всякой особенной платы, по обыкновенно на договорной цене за тысячу. 5-е При кладке или при самом завершении церкви если последует, отчего Боже сохрани, какое разрушение стен и сводов, или в оных большие и малые трещины, или отвалы одной стены от другой, то все оные я Дёров должен, разложив, перекласть и исправить вновь своими рабочими людьми из представленных материалов, не требуя за то ни какой особенной денежной платы. 6-е Для себя и мастеровых квартиру иметь на собственный (счёт), а материалы, как то: кирпич, железо, дерево, камень, песок, кадушки, шайки и веревки, кроме железных лопаток и молотков получать мне от старосты церковного Тюрина и от общества мирского без всякого зато из платы мне принадлежащей вычета. 7-е По сему учиненному договору получать мне Дёрову за всю постройку церкви от низу до самого окончания (верха) кирпичною работою, с каждой положенной тысячи по два рубля пятьдесят копеек серебром с таковым при том предположением, что бы по окончании работы в первое лето при расчете из причитающейся мне суммы оставить в первый раз до окончания постройки в залог от каждой положенной тысячи, по одному рублю серебром, во второе лето оставить в залог от тысячи по рублю пятнадцати копеек серебром, в третье лето по тридцати пяти коп. серебром с тысячи, и затем по окончании всей постройки и свидетельствования Архитектором учинить в заработанной мною сумме надлежащий счёт и сохраняемую в залоге сумму получить мне сполна. 8-е Во время нахождения моего с рабочими при постройке церкви, должен я Дёров, равно и рабочие люди вести себя трезво и от всяких предосудительных поступков себя и рабочих удерживать. Подписанное сторонами условие было передано благочинным – священником с. Васильевского Алексеем Орловым во Владимирскую духовную консисторию 12 сентября 1856 г.
Положительную рекомендацию (свидетельство) членам строительного комитета об опыте и профессионализме подрядчика Е.С. Дёрова дал выпускник Императорской Академии Художник Яков Крылов
[16], назначенный консисторией производителем работ по строительству церкви
[17] (в выписке из журнала Владимирской Духовной Консистории Я. Крылов назван «техником»
[18])