исторические факты

История Шартомского мужского монастыря Мардасской волости

Николо-Шартомский мужской монастырь – самый древний (1425 г.) на территории Ивановского текстильного края. по документам В.А. Борисова предоставляется возможность восстановить историю этого уникального православного места в рабочей текстильной земле

В настоящее время (XXI век) обитель, посвященная святителю Николаю Чудотворцу, расположена на р. Молохте, куда строения были перенесены в середине XVII в. за 3.5 км от прежнего места на р. Шартоме. О первоначальном месте обитания монастырских иноков у д. Федосово на р. Шартоме (или Шахме) напоминают остатки двух каменных фундаментов часовен, где до закрытия монастыря в 1918 г. монахи совершали службу. В далекой древности среди не проходимых лесов Шуйского уезда (тогда Суздальского) не известная рука глубоко верующего инока положило основание Шартомской обители, как оказалось на века. Монастырь находиться в 20 верстах от города Шуи на север. Рядом расположены 2 торговых села Введенское и с. Большие Пупки. Название свое монастырь получил от реки, называвшийся прежде Шартома (ныне Шахма), вливающийся не далеко от монастырских построек в реку Молохты. При слиянии р. Молохты с р. Тезой и расположена современная мужская обитель. Шартомский мужской монастырь становиться исторически известным в 1425 г. Это видно из духовной грамоты, данной в 1425 г. Нижегородской удельною княгинею Мариею, направо владение селом Ошудским. На ней подпись Шартомского архимандрита Конона. Начальною причиной основания монастыря, по народным приданиям, полагают явление иконы Спасителя и Чудотворца Николая при княжении в Москве Василия темного. Икона явилась (как гласит предание) у д. Федосово на местах, покрытых непроходимыми лесами. В древности этот мужской монастырь у д. Федосово подвергался не однократно пожарам и другим бедствиям. Так В.А. Борисов указывает в документе, (т. 1 стр. 124): «В 1619 г. монастырь пострадал от набегов литовцев, поляков, черкасов, казаков и русских мятежников. - … В вотчине у Николы Чудотворца были, и войною по селам и деревням стояли, и на монастырь, и монастырскую вотчину разорили; и в церкви образы обдирали, и сосуды церковные брали, и ризы, и шапку архимандрита, и всю службу взяли, и лошади монастырские побрали, и крестьян посекли; села монастырские пожгли; хлеб стоячий побрали; всяким разорением монастырь и монастырскую вотчину разорили; и слуг и крестьян в полон поимали – то наши речи». Около 1624 г. монастырь был вновь ограблен кучей разбойников. В это время убили несколько монахов и похищена была вся монастырская казна. В 1649 г., при архимандрите Иосафе, как сказано в старинном акте, «изволением Божьим, от молнии, до основания выгорел». Так что причины и обстоятельства перенесения на новое место обители могли быть самыми разными: не пригодность местности для проживания, не удобное расположение для богомольцев, обмеление р. Шартомы при вырубке лесов и другое. Перенесение монастыря на новое место – не единое, но достаточно редкое явление в монастырской жизни. В данном случае ситуация особенная – сгоревший до основания монастырь. Покинув святое место явления иконы, монашествующие переезжают в ранее не обжитое ими с. Пупки.

Это старинное место, Большой Пупок с Пятницкой церковью, упомянуто в духовном завещание 1535 г. князя М.В. Горбатого, так как было вотчиной Шуйских-Гарбатых. Пупок Малый принадлежал монастырю. Важно и то, что из глухого лесного места монастырь перебрался в село, где на другой стороне реки находился более крупный населенный пункт с. Введенье, с более обустроенным женским монастырем. В настоящее время оба села – это единый населенный пункт с новомодным названием Введенское поселение. В XVII столетии с. Б. Пупки имело деревянную церковь. Св. Мученицы Параскевы, нареченной Пятницой. 1699 г. – церковь с иконами и утварью сгорела без остатку. В 1806 г. вместо деревянной Пятницкой церкви, построена каменная церковь с колокольнею; освящена в честь Вознесения Господня, а Пятницкий престол сделан в ней пределом. В 1843 г. вместо деревянной теплой Богословской церкви построена теплая каменная церковь в честь того же святого. Притча по штату положена: священник и псаломщик, содержание – 400 рублей. Дома имеют собственные. Приход: села и деревни Поповка, Семухино, Мизгино, Кожевниково, Нефедьево, Гумнищи, Толчково, Марково. В селе существует земское народное училище. В.А. Борисов в статье 1843 г. № 12, опубликованной ВГВ г. Владимир, сообщает известные исторические данные о Никольском мужском монастыре, на новом месте обустроенном. Новые здания монастыря почти все каменные, с огромным великолепным собором во имя Святителя Николая, архитектуры византийско-русской. Освящен этот собор 27 апреля 1651 г. вторая церковь, теплая, Казанской Богоматери, освящена 25 августа 1678 г. при ней придел во имя Сретения Господня. Третья, небольшая, во имя Святителя Григория Акрагантийского. Четвертая, на святых воротах была заложена в 1696 г. во имя Преображения Господня. Освящена в 1813 г. из бумаг архива монастырского видно, что святые ворота в 1646 г. были деревянные с церковью на верху во имя святого Алексея, человека Божия. В старину эта обитель была в большом уважении, доказательством служат привилегии грамоты. Крестьян имела 1472 души. От Великого князя Василия Ивановича монастырю 1506 году выдана не судимая грамота, повторено в 1553 г. Иваном Грозным. Царь Алексей Михайлович пожаловал монастырю в посаде Нерехта соляные вареницы.

До 1764 г. Шартомскому монастырю подчинено было 9 следующих монастырей: Шуйский-Троицкий, Козмодемьянская пустынь, Богоявленский мужской монастырь, Дуниловская Успенская пустынь, Городищенская пустынь, женский Введенский монастырь, Шуйский женский Спасский монастырь, Казанский в Кохме. В прилежавших к монастырю селах, Введенском и Пупках, находилось 10 ситцевых и других набивных фабрик, на которых в год вырабатывалось текстильных изделий из льняного холста, красной пестряди, сарлинки и др. на сумму более двухсот тысяч рубелей серебром. В Николо-Шартомском мужском монастыре В.А. Борисов отмечает ряд древностей (1843 г.): образ Грузинской Богоматери строгановского письма, два изображения Святителя и Чудотворца Николая на каменных досках, три на престольных креста в серебряных окладах, ряд богатых Евангилье, напечатанных при царях Алексее Михайловиче и Петре Алексеевиче, книга Иоанна спасителя Лествицы в 1652 г. отцу от супруги царя Алексея Михайловича М.И. Милославской, Библия, напечатанная в 1580 г. при Киевском князе Василии Константиновиче; два старинных колокола, три надгробных камня, лежащие около Соборного храма. Особенно отмечаются в Шартомской обители поминальные синодники. Синодник первый, самый древний из всех Шартомских синодников, примерно времен Василия III Ивановича или его сына Ивана Грозного. Этот синодник их пергамента. В нем поминаются многие удельные князья. Второй синодник 1661 г. на голландской плащеной бумаге с рисунками и переплетом в черной коже. Составлен он малолетстве Иоанна Грозного и правительнице Великой Княгине Елене (Глинской). Поминались в нем князья Московские и местные: Хованские, Понские, Палецкие, Пожарские, Горбатые-Шуйские и др. В этих синодиках отмечались заупокойные вклады для Шартомского монастыря. При самой обители имелась выганная и лесная дачи, мукомольная мельница на р. Молохте. Братии положено по штату один игумен, пять иеромонахов, два иеродиакона и четыре послушника – всего 12 человек. Число настоятелей по списку с 1458 г. значиться всего 51 человек. До монастырской секуляризацией земель в 1764 г. при Екатерине II Николо-Шартомский мужской монастырь имел большие привилегии и вклады богатых душе приказчиков. Примером служит «Жалованная не судимая грамота Николаевскому Шартомскому монастырю на село Горицкое с деревнями, отказное князьями Гарбатыми (май 1553 г.) «Се Яз Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руси пожаловал есми Николы Чудотворец Шартомского монастыря, что в суздальском уезде…

Князь Дмитрий да Князь Василий Ивановичи Горбатые написали в своей духовной… Впрок своей кончины, Горицкого села деревни». После смутного времени в начале 17 века на территории Мардасской волости быстро развивались надомные и фабричные текстильные производства. В.А.Борисов (т. 3 стр. 199) сообщает: «Под именем Николо-Шартомских фабрик известных в Шуйском уезде заведения двух сел, Шахма и Введенского, а также д. Нефедьево, в коих находиться 10 заведений выпуск ситца, платков кубовых и саксонских, миткаля, зона, коленкора – всего в год на сумму 252 тысячи рублей серебром.

В дальнейшем остановимся на истории Николо-Шартомской ярмарки.

Список литературы:
1. В. А. Борисов т. 1 т. 3 «Описание г. Шуи и окрестностей» т. 1 Из-во МИК г. Иваново 2002 г.
2. В. Березин, В. Добронравов «Описание церквей и приходов Владимирской Епархии» -1898 г.
3. Борисовский сборник №8. Из-Во «Референт» г. Иваново 2017 г.