исторические факты

История основания прихода и строительства церкви Сергия Радонежского в селе Студенцы Шуйского уезда

Строительство церкви и образование нового прихода в деревне Студенцы Шуйского уезда достаточно хорошо документированы. В сохранившейся переписке о строительстве церкви в небольшой и малоизвестной деревне...

Строительство церкви и образование нового прихода в деревне Студенцы Шуйского уезда достаточно хорошо документированы. В сохранившейся переписке о строительстве церкви в небольшой и малоизвестной деревне, расположенной в стороне от оживленных дорог, упоминаются имена и фамилии местных жителей, священников, приводится информация о главном меценате – шуйском купце Василии Киприановиче Рубачеве.

Основным источником информации о данном храме является Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирский епархии[1], где приведены краткие сведения о церкви на 1898 г.:
Село Студенцы, при колодцах, от уездного города находится в 13 верстах, а от губернского города в 90 верстах.
Приход в селе Студенцах открыт в 1869 г. Строителями церкви были крестьяне деревень: Студенцов, Слезкина, Обабкова, состоявших в приходе погоста Ильинского-Телешева, и деревни Фоминской, бывшей в приходе погоста Якиманского. Первоначально построена была теплая церковь, с двумя престолами: во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца (освящен 1869 г. декабря 21 дня) и во имя Св. Богоотец Иоакима и Анны (освящен в 1871 году сентября 26 дня). Холодная церковь с колокольнею построена в 1875 г. усердием купца гор. Шуи Василия Киприановича Рубачева. Престол в этой церкви один – в честь Св. Пророка Божия Илии. Зданием церковь и колокольня каменные. Со времени построения в церкви никаких изменений до настоящего времени не произошло, – церковь существует в своем первоначальном виде.

Более подробные сведения – переписка с духовными властями, отчеты о ходе строительства и стоимости материалов и работ содержатся в архивном деле «О постройке каменной церкви в деревне Студенцах»[2].

Устройство прихода в деревне Студенцах


Основание церковного прихода в Студенцах в 1860-х гг. не было обусловлено ни историческими, ни экономическими причинами. Тут не было ни храмов, ни помещичьих усадеб, ни крупных фабрик, не проходили торги и ярмарки. Деревня находилась в отдалении от основных торговых путей, а среди местных жителей не было выдающихся предпринимателей и промышленников. Основными причинами для учреждения нового прихода стали удаленность и труднодоступность приходских церквей от группы деревень среди которых были Студенцы. Крестьяне деревень Студенцы, Обабково, Слёзкиной и Фоминской в 1865 г. инициировали формирование нового прихода. На тот момент крестьяне Студенцов, Обабкова и Слёзкиной относились к приходу Ильинско-Телешовского погоста, крестьяне деревни Фоминской – к приходу Якиманского погоста. Они добровольно брали на себя хлопоты по строительству церкви и обеспечению причта землей и домами.

Примечательно, что крестьяне действовали в отношении учреждения своего прихода организованно, последовательно и целенаправленно. С самого начала, несмотря на явную малочисленность и небольшие финансовые возможности, было решено строить каменную трехпрестольную церковь с теплой трапезной и колокольней. Сохранившиеся прошения и рапорты местных крестьян показывают, что их составители были хорошо знакомы с действующим законодательством, грамотно и аргументированно излагали свои просьбы начальству.

Переписка начинается прошением доверенных от крестьян деревни Студенцов Шуйского уезда епископу Владимирскому и Суздальскому Феофану о желании построить в деревне каменную церковь от 5 июня 1865 г. К прошению приложены три приговора крестьян (отдельные приговоры от деревень Студенцов и Фоминской, а также совместный приговор от деревень Обабково и Слёзкиной) о намерении постройки церкви в Студенцах и их добровольном содействии в этом деле. Приговоры подписаны крестьянами и скреплены печатями сельских обществ. Крестьянин деревни Студенцов Александр Иванович Козлов был с письменного согласия жителей избран строителем церкви и уполномоченным по вопросам, связанным со строительством. В помощь ему были указаны крестьяне Афанасий Иванов и Филипп Иванов[3].
Благочинный Шуйского уезда священник шуйской Спасской церкви Михаил Миловский по поручению владимирской духовной консистории навел необходимые справки[4].

При освидетельствовании местности оказалось, что деревни Студенцы и Слезкино от погоста Ильинского находятся в 8-и верстах, деревня Обабково в 6 ½, Фоминская от погоста Иоакиманского в 8-и, а от д. Студенцов – Фоминская в 2 ½, Обабково 1 ½, Слезкина же в 2-х верстах; в сообщении деревень Студенцов, Обабковой и Слезкиной с погостом Ильинским препятствуют речки Сибирянка и Сальна, из которых на последней моста нет, а на первой оный устрояется только летом, а потому в весеннее и осеннее время проезд бывает чрез них весьма затруднителен, и дорога к погосту Ильинскому от тех деревень большею частию лесом, весной и осенью и в ненастное время к проезду весьма неудобна; В сообщении же деревни Фоминской с погостом Иоакиманским препятствуют речки Жуковка, Сальна и Тюнех, между деревнями Фоминской, Слезкиной и Студенцов препятствий в сообщении никаких не имеется, а между деревнями Обабковой и Студенцами находится речка Сибирянка в осеннее и весеннее время несколько препятствующая сообщению деревни Обабковой с деревнею Студенцов, но это препятствие крестьяне деревни Студенцов согласны устранить построением на той речке постоянного моста тогда, когда будет устроена церковь[5].

С образованием в Студенцах нового прихода, снижалась численность прихожан Ильинско-Телешовского прихода, который переходил в более низший класс по штатам (в приходе Ильинского погоста числилось 629 душ, что соответствовало 5 классу; при переходе в студенцовский приход 186 душ Ильинский погост переходил в 6-й класс). Приход Якиманского погоста с уходом из него 42 душ из деревни Фоминской продолжал оставаться в том же 5 классе. Епархиальные власти не видели в этом серьезных проблем и не препятствовали образованию в Студенцах нового прихода в полном соответствии с действующим законодательством.

Настоятель церкви Ильинского погоста священник Николай Соловьев[6] достаточно остро отреагировал на желание крестьян его прихода отделиться и изложил свои мысли письменно, обращаясь к церковным властям 11 августа 1865г[7].


… открытие нового прихода в д. Студенцах, по моему мнению, повлечет за собою неблагоприятные последствия, как в отношении спасения вверенных мне чад духовных, так и в отношении содержания Ильинского причта и нового причта, который дан будет новому приходу.

…в течении шестидесяти пяти лет прихожане в священниках своих видели кажется всегда добрых попечителей и отцов ревностно заботящихся о спасении душ их и не могут, не погрешив перед Богом, жаловаться на какие-либо со стороны нашей искательства. Все делалось, благодаря Бога, добросовестно и по чести! С новою же церковию, построенною в д. Студенцах, появятся и новые требования от священноцерковнослужителей; и малочисленность прихода и неудобная земля, которая назначается им крестьянами заставят их изыскивать средства для своего содержания. Они приведены будут в необходимость удвоить доход за требоисправления, что крестьянам конечно будет неприятно. Судя по их склонности к раздору, они окажут с первого же разу сопротивление, потеряют должное уважение к священнику, и по нынешней вольности даже могут отпасть от православия, особенно если пастырь их будет настойчив в своих требованиях.
Приход наш состоит из 629 душ. Если же будут отделены от нашей церкви помянутые три селения Студенцы, Обабково и Слезкино в числе 183 душ; то окажется в Ильинском приходе только 446 душ. Но и в настоящую пору причт Ильинский по бедности прихожан получает доходов не более 300 р.; при уменьшении же числа душ очевидно доход умалится до 200 р. Каковая сумма на содержание священно-церковно-служительских семейств весьма недостаточна.

При сем смею доложить Вашему Преосвященству, что строители предполагаемого храма, крестьяне оной же деревни Студенцов, пользовались самыми низкими средствами, чтобы склонить прихожан прочих моих деревень приписаться к их новому приходу: не видя возможности уговорить их в трезвом виде, они прибегли к водке, напоили их до пьяна и уже смелее приступили к своему делу. Действительно, цель их была достигнута. Веселые мужики подписались и дали согласие перейти к новой церкви.

Из этого непохвального поступка крестьян студенецких ясно видно, что они руководились не духом истинного религиозного настроения, не желанием угодить Богу и своим собратам, а скорее желанием удовлетворить своему тщеславию – иметь перевес на своей стороне.

… убедительнейше прошу Ваше Преосвященство … обратить внимание на последствия могущие произойти от устройства нового прихода. Целость Ильинского прихода разрушать кажется не должно; потому что количество душ весьма ограниченное.

Студенцы хотя находятся на расстоянии 8 верст, но препятствий к сообщению никаких нет. Большая часть подписавшихся теперь скорбят, что оставляют церковь, устроенную их же отцами, и родителей, погребенных на Ильинском кладбище, а равно опасаются расстаться с священником в пастве коего находились 29 лет.

Обращение священника Ильинско-Телешовского погоста было приобщено к делу, но осталось без внимания. Действительно при строительстве церкви в Студенцах периодически возникали трудности, но в итоге все они были успешно преодолены – приход был образован, храм был построен и освящен. После устройства отдельного прихода Студенцы стали селом. В конце 1870 г. было получено разрешение на устройство сельского кладбища к западу от церкви.

Проект церкви


Проект церкви в Студенцах составил известный архитектор, ученый-реставратор и историк Николай Андреевич Артлебен[8]. Самого проекта не обнаружено, но в переписке о строительстве несколько раз упоминается, что проект, утвержденный строительным отделением в 1866 г., составил епархиальный архитектор Артлебен[9]. Подчеркивается, что проект церкви был один и, несмотря на растянувшийся (с 1866 по 1879 г.) период строительства, иных проектов и отдельного проекта для колокольни не составлялось.

Архитектор Н.А. Артлебен проявлял значительный интерес к древнерусской архитектуре – он первым продемонстрировал научному сообществу шедевры владимиро-суздальского зодчества, на протяжении своей жизни он активно участвовал в археологических раскопках, реставрации и описаниях многих памятников. В проектируемых постройках зодчий стремился отразить собственное понимание идей русской архитектуры.


Проект церкви, поданный её строителем А. Козловым епископу Владимирскому и Суздальскому Феофану, был рассмотрен 9 августа 1865 г. и препровожден в строительное отделение, в котором он также был благополучно рассмотрен и утвержден 21 августа[10].
Строительство церкви проводилось этапами, по мере поступления средств. В первую очередь была построена центральная часть – теплая трапезная с двумя приделами. Затем с востока был пристроен холодный придел с алтарем. В последнюю очередь с запада к трапезной была пристроена шатровая колокольня[11].

Строительство теплой Сергиевской церкви


Центральная (трапезная) часть церкви в Студенцах с двумя теплыми приделами была построена на средства прихожан. Строительство продолжалось с 1866 по 1869 г.
Благочинный Михаил Миловский, осмотрев 5 июля 1869 г. строящуюся в Студенцах церковь, докладывал в консисторию[12]:

…настоящая в оной деревне церковь еще не начата постройкою; для нее сделан только один бут, а трапезная, двухпридельная – каменной клажей совершенно окончена и покрыта железом; в нынешнем месяце строители намерены произвести в ней штукатурку стен и потолка
…Иконостасы для придельных храмов трапезной церкви пожертвованы из Шуйского Воскресенского Собора старостою онаго Шуйским почетным гражданином Николаем Калужским, а иконы в иконостасе, в силу Указа Духовной Консистории, поступили из раскольнической, бывшей в деревне Чащеве, часовни; сверх сего некоторыми благотворителями пожертвованы в новоустрояемую церковь Евангелие, Сосуды, Паникадило и в достаточном количестве Священнические облачения. Но домы для Священнослужителей еще не куплены, узаконенная пропорция пахотной и сенокосной земли им не отведена; для постройки настоящей церкви не имеется теперь у строителей ни кирпича, ни денег.
…на трапезной церкви воздвигнуты уже Кресты.

Судя по указанным сведениям в сельской церкви прежде могли находиться ценные в художественном и историческом отношении предметы – иконостасы из шуйского Воскресенского собора, а также изъятые из старообрядческой часовни иконы (как известно, старообрядцы особенно почитали старинные иконы, написанные до середины 17 века).

Главный престол (по правую сторону) во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца освящен 21 декабря 1869 г. Придел во имя Святого Богоотца Иоакима и Анны (по левую сторону), освящен 26 Сентября 1871 года благочинным священником Шуйской Спасской церкви Михаилом Миловским.

Строительство холодного Ильинского придела


Холодная Ильинская церковь строилась с 1870 по 1873 г. Устройство иконостаса и внутренняя отделка выполнялись в 1874 и 1875 гг. В выписке из приходо-расходных книг и отчетных ведомостей по постройке церкви в с. Студенцах кратко изложен ход строительства Ильинского придела[13]:

…В 1870-м году начата постройкою настоящая холодная церковь во имя Пророка Божия Илии.
В 1871-м году оной церкви клажею окончены и в окна вставлены железные решетки, кирпича в оную церковь в нынешнем году положено 108.000 (в сам 1871 году израсходовано на построение церкви суммы 1126 руб. сер)

В сем 1872-м году оная церковь каменною клажею совершенно окончена, покрыта железом и 20-го Июля водружен на ней крест; с южной и северной сторон устроены из белого камня входные крыльца с железными по бокам решетками, а над крыльцами – железные зонты[14]; двери в церкви северные и южные сделаны также железные. (в сем 1872 году израсходовано на построение церкви суммы 1200 р.с.).

В настоящем 1873-м году оная церковь внутри оштукатурена, вставлены стекольчатые рамы и выстлан синим кирпичем пол (В сем 1873 году израсходовано на построение церкви 350 руб. сер.).

В 1874-м году работался новый Иконостас, устроялся престол с жертвенником и клиросы (Отдано рещику Шуйскому мещанину Алексею Егорову Осетрову[15] всего 500 р)

В 1875-м году писаны иконы лучшим полугреческим письмом по золотому чеканному фону, все новые; доставлены: напрестольный Ковчег, сребропозлащеный, в футляре, небольшой, паникадило … иконостас и подсвечники (отдано иконописцу села Палеха за написание всех икон 450 р).

В 1873 г. шуйский купец В.К. Рубачев во избежание того, что строящаяся в Студенцах церковь может оказаться приписанной к другому приходу из-за необеспеченности причта, внес в Государственный Банк 2000 рублей (причт получал проценты от вложенной суммы).
Ильинский придел освящен 28 сентября 1875 года благочинным Шуйского уезда священником с. Васильевского Григорием Вишняковым в сослужении пяти священников – Флегонта Дунаева из шуйского Воскресенского собора, Александра Казанского из шуйского Старого Покровского собора, Николая Соловьева из погоста Ильинского-Телешова, Николая Маркова из Якиманского погоста и местного священника Иоанна Лекторского. В службе также участвовали три дьякона и певчие шуйского соборного хора.

После освящения Ильинского придела поднимался вопрос о переименовании церкви из Сергиевской в Ильинскую. Благочинный Григорий Вишняков 17 декабря 1875 г обращался по данному вопросу во владимирскую консисторию[16]. Ответ из консистории был отрицательным:
Из справки видно, что церковь деревни Студенцов по Высочайше Утвержденному расписанию приходов оставлена самостоятельную с наименованием её Сергиевскою и переименование ея в Ильинскую повлечёт за собою беспорядок и излишнюю переписку, а потому Консистория полагала бы: репорт о. Благочинного … оставить без последствий[17].

Поэтапное строительство церкви в Студенцах и употребление в литературе двух наименований – Сергиевской и Ильинской все же привело к путанице. В некоторых источниках ошибочно отмечалось, что в селе существовало две отдельные церкви, одна из которых была уничтожена в советское время.



Колокольня


Строительство колокольни выполнялось на заключительном этапе строительства (1875-1879). Купец В.К. Рубачев, выделивший значительные средства на строительство и обустройство Ильинского придела, а также на содержание причта, не сразу согласился финансировать еще и строительство колокольни. Прихожане на собранные деньги купили часть материалов для строительства колокольни, но на этом возможности местной общины были исчерпаны.
Благочинный Григорий Вишняков докладывал епископу Муромскому Якову 18 января 1875 г. о сложившихся обстоятельствах с просьбой выдать крестьянам очередную книгу для сбора пожертвований[18]:

«…не построена еще колокольня, на сооружение которой у нас уже приготовлена половина материала, а именно: камень для бута, куплена у крестьянина нашего села каменная палатка, в которой находится более 50-ти тысяч кирпича и несколько пудов железа для связей на покупку которой употреблена… сумма, которой имелось до пятидесяти рублей; более же сих средств в нашей церкви к постройке оной не имеется. Главный строитель нашей церкви, который обещался привести в исполнение всю церковную постройку, теперь пришел в упадок, так что совершенно на него нет надежды, и приход один не в состоянии построить оную

…приход сего села Студенцов состоит всего из 300 душ и состояние его небогатое…
В настоящее время для внутреннего устроения главного храма благодетельствует от своих средств шуйский купец Василий Киприанович Рубачев, который ныне устрояет в нем новый иконостас… и который на другие необходимые достройки не изъявляет желания и согласия…

Благочинный также добавляет, что «настоящая колокольня на деревянных столбах непрочна и уже с подпорами».
Со временем прихожане смогли уговорить В.К. Рубачева выделить деньги и на возведение колокольни. Так в «ведомости об оконченной постройкой колокольни Ильинской церкви села Студенцов», составленной причтом и старостой 30 октября 1879 г., приведена итоговая сумма затрат. Большая часть средств (1818 руб. 45 копеек) от общей суммы затрат (2823 руб. 94 коп) получена от пожертвований В.К. Рубачева. Остальные деньги составили пожертвования прихожан деньгами и вещами (540 руб 40 коп) и церковная сумма (306 руб 9 коп). В перечне закупленных материалов и выполненных работ отмечены покупка каменной палатки у крестьянина села Студенцов Якима Афанасьева Чернышева (74 руб.), разборка палатки крестьянином села Студенцов Логином Якимовым (30 руб.), ковка и поправка связей из купленной палатки для устройства связей колокольни (13 руб.).
Приемку работ по строительству колокольни производили исправляющий должность благочинного 1-го благочиннического округа священник с. Афанасьевского Андрей Никольский, священник с. Студенцы Никон Миловский и церковный староста. На освидетельствование, происходящее 11 июля 1879 г., прибыл подрядчик по каменным работам – крестьянин деревни Максимовки Балахнинского уезда Нижегородской губернии Яков Федорович Коровин, производивший кладку колокольни.


Благочинный отмечал про построенную колокольню[19]:
1.    Что она построена согласно плану и фасаду, - в основании своем имеет 9 ¼ аршин в длину примыкая к церкви и 8 ¾ аршин в поперечнике, и 30 аршин в высоту и с шатром;
2.     Кладка оной производилась с мая 1875 по октябрь 1878 года;
3.    Бут углублен в землю на 3 аршина, поверх земли фундамент в аршин высотою весь кругом выстлан из белого камня; на протяжении 30 аршин высоты положены внутри стен кругом четверы железные связи, и к перекрестным перекладам, на коих должны висеть колокола, прикреплены толстые железные полосы, соединённые с внутренними связями.
4.    Вес большого колокола 70 пудов, а всего весу в колоколах 120 пудов. Означенный мастер Коровин, хорошо известный знанием своего дела в г. Шуе, ручается за прочность своей работы.
По сим обстоятельствам новую колокольню я нахожу устроенную хорошо и прочно…

Василий Киприанович Рубачев[20]


Добиваясь в 1865 г. от епископа Феофана дозволения на устройство нового прихода крестьяне деревни Студенцов указывали, что они уже собрали на постройку каменной церкви 1500 рублей и, в случае получения разрешения на строительство церкви, «имеют в виду таких людей, которые по своему усердию к храмам Божиим, готовы оказать значительную помощь»[21]. Подразумевали ли они тогда возможное участие в строительстве именно В.К. Рубачёва, или иных меценатов – неясно.

Династия фабрикантов Рубачевых внесла значительный вклад в строительство и благоустройство шуйских храмов. Священник-краевед Евлампий Правдин в 1884 г. писал о деятельности Василия Киприановича Рубачева[22]: «один сельский храм он выстроил и обеспечил единственно почти на одни свои средства, на устройство других храмов жертвовал большие суммы; в некоторых бедных приходах, по реформе подлежавших закрытию, улучшил содержание причтов и тем предотвратил закрытие самых храмов». В феврале 1884 В.К. Рубачев был назначен почетным блюстителем шуйского духовного училища. Узнав о назревшей потребности строительства училищной церкви, Рубачев В.К. оперативно согласовал вопросы проектирования церкви, организовал в рекордные сроки само строительство и полностью обеспечил новый храм всем необходимым[23].

Сын Василия Киприановича – шуйский потомственный почётный гражданин, купец первой гильдии, совладелец «Товарищества мануфактур братьев Михаила и Василия Рубачёвых» Василий Васильевич Рубачев[24] стал крупнейшим вкладчиком и основным строителем шуйского единоверческого Всехсвятского монастыря. Во многом стараниями и средствами В.В. Рубачева за небольшой промежуток времени (с 1883 по 1891 г.) вокруг небольшой единоверческой церкви, перестроенной из жилого дома, вырос выразительный архитектурный комплекс с крупным собором, занимающий территорию свыше 4 га. Монастырский комплекс, окруженный каменной оградой, включал две церкви, часовню, трапезную, церковно-приходское училище, несколько каменных и более десятка деревянных жилых домов с хозяйственными постройками, садом и огородами.

Участие шуйского купца Василия Киприановича Рубачева в судьбе недостроенной церкви в Студенцах стало определяющим. Как изначально и предполагали скептики, из-за малочисленности прихожан, а также из-за их невысокого достатка, процесс строительства церкви через несколько лет застопорился и грозил прерваться на неопределенное время. Была успешно построена и освящена центральная (теплая) часть церкви с двумя приделами. Затем строитель церкви – крестьянин деревни Студенцов Александр Иванович Козлов разорился и отказался от своего дальнейшего участия в строительстве[25]. К финансированию сельской церкви был привлечен В.К. Рубачев.
Факт участия в строительстве церкви в Студенцах Рубачев какое-то время не афишировал. В переписке отмечается[26]:

…как из дела о постройке церкви во владимирской духовной консистории, так и из вышепоказанных письменных документов, до самого освящения вышесказанной настоящей церкви не было видно, что именно и какую сумму пожертвовал купец Рубачев, - это зависело от смиренного желания жертвователя, означенного Рубачева, быть неизвестным благотворителем до окончательного вполне устройства настоящего Ильинского Храма, а потому же и в отчетах не упоминалось его имени, а только объяснялось в своем месте, что постройки производятся на счет прихожан и доброхотных подаяний…»
На устройство каменной церкви в Студенцах В.К. Рубачев пожертвовал 5695 руб., позднее на строительство колокольни 1818 руб. 45 коп., а также на содержание процентами причта 2000 руб. За пожертвование В.К. Рубачевым значительных средств на строительство церкви в Студенцах епархиальные власти инициировали перед Синодом его награждение золотой медалью с надписью: «За усердие» для ношения на шее на Владимирской ленте.

Церковь Сергия Радонежского в Студенцах закрыта постановлением Ивановского облисполкома от 8 декабря 1930 г., были планы переоборудовать здание под культурно-просветительское учреждение (школу крестьянской молодежи)[27].
Внутреннее убранство и росписи полностью утрачены, часть сводов трапезной обрушилась.
Церковь в Студенцах является выявленным объектом культурного наследия (Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70). Здание передано Русской Православной Церкви и постепенно восстанавливается.

Черниховский Д.


[1] В. Березин, В. Добронравов Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирский епархии. Выпуск 5. Шуйский, Ковровский, Вязниковский, Гороховецкий уезды. - Владимир: Типо-лит. В. А. Паркова, 1893-1898.
[2] ГАВО, Ф. 556. Оп. 1. Д. 2404.
[3] Л. 6.
[4] Л. 24.
[5] Л. 25, 25об.
[6] Николай Михайлович Соловьев (1815-1896) – священник погоста Ильинского-Телешова Шуйского уезда. Автор исторического описания погоста Ильинское-Телешово (Соловьев Н. Летопись об Ильинской церкви Шуйского уезда погоста Ильинского-Телешова // Владимирские епархиальные ведомости, 1881 №10, 15, 21; 1882 №19, 20; 1883 №14; 1884 №4, 6).
[7] Л. 17-18 об.
[8] Николай Андреевич Артлебен (1827-1882) – российский архитектор, археолог, писатель, искусствовед, краевед, реставратор. Окончил Московское дворцовое архитектурное училище в 1849 г. С 1851 по 1860 гг. служил архитектором владимирской казённой палаты, с 1857 по 1882 г. – владимирским епархиальным архитектором. Внес значительный вклад в разработку основ научной реставрации и исследование Владимиро-Суздальской архитектуры. Участвовал в строительстве и перестройках большинства церквей, колоколен, трапезных во всей Владимирской епархии за период с 1857 по 1882 годы.
[9] Л. 98, 99.
[10] Л. 16, 16об., 20.
[11] Подобный подход при строительстве храмов (когда возможностей строительства всего храма в сжатые сроки не было) в Шуйском уезде практиковался. Таким же образом была построена Никольская церковь в с. Мельничном (в первую очередь – теплая трапезная, затем главный холодный придел, почти через тридцать лет – колокольня).
[12] Л. 45, 45об.
[13] Л. 98, 98об.
[14] Упоминаемые крыльца с железными решетками по бокам и железными навесами не сохранились.
[15] Известно, что шуйский мастер мещанин Егор Осетров в 1848 г. изготовил иконостас в стиле рококо для теплой церкви в с. Ильинское-Телешово (Владимирские епархиальные ведомости, 1881, №21, с. 647-349).
[16] Л. 102-103.
[17] Под отрицательным заключением консистории другим почерком добавлено «И на оном резолюция Его Высокопреосвященства таковая: Именоваться означенной церкви Ильинскою» (с. 103).
[18] Л. 87-87об.
[19] Л. 122, 122об.
[20] Рубачев Василий Киприанович – шуйский купец, потомственный почетный гражданин. В 1845 г. основал в Шуе ситце-набивную фабрику (в 1888 г. на ней трудилось 317 рабочих). Занимал должность волостного головы Пупковской волости, состоял старостой при Вознесенской церкви села Пупков, Шуйского уезда, несколько раз избирался гласным шуйской городской Думы. Похоронен в Шуе на Троицком кладбище (умер 01.03.1895 в возрасте 78 лет).
[21] Л. 1, 1об.
[22] Е. Правдин. Двукратное посещение гор. Шуи Высокопреосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским, и закладка при Шуйском духовном Училище церкви // Владимирские епархиальные ведомости, 1884-17, с. 532-533.
[23] Е. Правдин Храм при шуйском духовном училище (история постройки храма и освящение его) // Владимирские епархиальные ведомости, 1885-22, с. 645 – 658.
[24] Рубачев Василий Васильевич – шуйский потомственный почетный гражданин, купец первой гильдии, совладелец «Товарищества мануфактур братьев Михаила и Василия Рубачевых». Являлся старостой Всехсвятской единоверческой церкви, при которой в 1889 г. был учрежден Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Похоронен на шуйском Троицком кладбище (умер 02.05.1917 в возрасте 76 лет).
[25] Известно, что в процессе строительства церкви А.И. Козлов потратил 918 руб 14 ½ коп. собственных средств на оплату работ и закупку материалов, но не смог их получить обратно. Также он стал получать от поставщиков материалов требования к взысканию с него денег за неуплату. В прошении архиепископу Владимирскому и Суздальскому Антонию от 11 августа 1870 г. А.И. Козлов просил его произвести расчет потраченных на строительство и поступивших денег, далее собирался подавать иск на сельское общество.
[26] Л. 116.
[27] Ставровский Е.С. Храмы Шуйской округи: Краткая история и списки священнослужителей. – Шуя, 2015. – 76 с.