исторические факты

Горицкий храмовый комплекс Рождества Богородицы

Его строители и попечители

На правом берегу реки Тезы, напротив, села Дунилово, на прекрасном и возвышенном месте находиться село Горицы. По месту положению оно и носит свое название.

Верхняя часть села, на которой красуются каменные храмы Божии, обведенные каменною обширною оградою, пленительна. В документе В.А. Борисова (т. 1, стр. 118) указывается на новую каменную летнюю церковь во имея Рождества Пресвятой Богородицы. Расположена она на Вознесенской горе выдвинутой мысом в пойму р. Тезы. Состоит церковный горицкий комплекс из летней церкви Рождество Богородицы, возведенной на средствах разбогатевших крестьян Цыгановых и Холщевниковых (Игумновых) в 1760 г., и зимней церкви Вознесения Господня, построенной в 1800 г. усердием местных прихожан. Выразительный по силуэту комплекс играет ведущую роль в формировании панорамы села. Контрастные по объемной композиции сооружения создают исключительно живописный архитектурный ансамбль, типичный для крупных торговых сел Мардасской волости Шуйского уезда. Начало этому грандиозному храму Рождества Богородицы было заложено в глубокой древности. В документе № 181 В.А. Борисова сообщается, что в феврале 1615 г. государевою грамотой царя Михаила Федоровича пожаловано с. Горицы «За Государеву службу и Московская осадное сиденье» в вечное владение дворянам Василию и Ивану Васильевичам Коробьиным.

В 1624 г. Коробьины на месте ветхого деревянного храма поставили новую деревянную церковь Рождества Богородицы. Интересна сама по себе история дворянского рода Коробьиных, попавших волею судьбы Горицко-Дуниловские края начала XVII века сразу же после смутного времени на Руси. История рода Коробьиных начинается от выехавшего великому князю Ф.О. Рязанскому из Большой Орды татарина Кичибея, по крещении, названном Василием. У сего Василия родился сын Иван Васильевич, по прозванию Коробья. Потомки которого, Коробьины, многие Российскому Престолу служили дворянские службы в стольниках, стряпчими и иных чинах и жалованы были от государей поместьями. Первым, серьезно отличившимся перед московским князем, был сын Ивана Коробьина Семен Иванович. Он предал Рязанского князя и помог Василию III вызвать князя в Москву, а там его заточили в темницу. Василий Коробьин при царе Михаиле Федоровиче, возвращаясь из Персии, вывез ризу Господню, которая всенародно принята была с великой честью, радостью и украшенная поставлена в соборной церкви Москвы. Все это подтверждается справкою Разрядного Архива, в копии, с определения Рязанского дворянского собрания о внесении рода Коробьиных в дворянскую родословную книгу, в 6-10 ее части, древнего дворянства. Потомки Гаврилы Коробьина обусловили состав владельцев с. Горицы на весь XVII век. Исторических документов о богатой крестьянской семье Цыгановых из с. Горицы не сохранилось, и фамилия такая в XXI веке отсутствует. Только документ В.А. Борисова констатирует: «Построена настоящая каменная церковь усердием богатых крестьян сего села Цыгановых и Холщевниковых. Вся утварь и колокола – усердием тех же крестьян. На колокольне один колокол и досель слывет под названием «Цыганова». Крестьянская семья Холщевниковых принадлежала Шереметьевым. Предприимчивый крепостной крестьянин Игумнов (Холщевников) начал одним из первых текстильных надомников в с. Горицы заниматься набивкой по холсту льняному масляными красками.

Последняя владелица капитолийскими крестьянами Ф.А. Шереметьева по закладной передала их бригадирше графине А.П. Апраксиной. Апраксиной Холщевниковы были не нужны, и она охотно позволила им выкупиться на волю в 1765 г. Хозяин семьи Я. В. Холщевников 1766 г. был зачислен в гильдию купцов. Через некоторое время он с семьей покинул родные Горицы и переехал в Шую, где и завел одну из первых полотняных фабрик. По всей видимости, капиталы богатых горицких крестьян постепенно складывались от текстильного и скорняжного производства. К этим знамениты фамилиям относятся Посылины, Холщевниковы, Цыгановы, Юдины, Кобельковы, Борисовы и др. В.А. Борисов, в документе № 185, стр. 120, т.1, указывает, что в Горицах выделка шкур приносила доход на 65 000 рублей серебром. А текстильное производство пестряди, холста, постельного белья, наматрацников, простынь и др. Давало дохода в год на 15 000 рублей серебром – на то время это большие доходы. В Горицах у храма Рождества Богородицы в день рождения Пресвятой Богородицы существовала ярмарка около 200-х лет. Светлую память о себе оставили, нам потомкам, обыкновенные верующие крестьяне с. Горицы Цыгановы и Холщевниковы ввиде величественного храма Рождества Богородицы. Церковь Рождества Богородицы в селе Горицы является одним из замечательных памятников Шуйского района Ивановской текстильной области с традиционной композицией объемов и богатым изразцовым убранством. Принадлежит к типу бесстолпных храмов с трапезной и колокольней, продолжающих формы Владимирско-Суздальского зодчества XVII века.

Особый, запоминающийся образ храму придает завершение двусветного четверика двумя ярусами кокошников. Верхние окна заключены в наборные наличники с гребешковыми завершениями, состоящими из рельефных и гладких полихромных изразцов с изображениями херувимов, символов страстей, и растительным орнаментом. Эти изразцы сохранились с 1760 г. до наших дней. Через 40 лет на Вознесенской горе усердием местных прихожан была сооружена вторая церковь – Вознесения Господня с двумя престолами: в честь Вознесения Господня и в пределе в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Церкви и колокольня обнесены обширной каменной с железными решетками оградой, внутри которой находится приходское кладбище. В летней церкви имелась древняя, особо чтимая прихожанами, икона Рождества Пресвятой Богородицы, по преданию, писанная с подлинника, находившегося в Переславле-Залесском Горицком монастыре братьями Коробьиными и приложенная ими в построенную ими в 1624 г. деревянную церковь. В этой же церкви хранилась старинная бархатная священническая риза – вклад Преосвященного Питирима, архиепископа Нижегородского. На 1895 г. притча при церкви положена: священник и псаломщик. На содержание притча дохода получается до 600 рублей. Дома притч имеет собственные на церковной земле. Приход: с. Горицы, д. Темофеевка и д. Бородино – обе в одной версте от церкви. Домов в приходе 145, душ мужского пола 455 и женского пола 474 души (В. Березин. «Описание церквей и приходов Владимирской Епархии». 1898 г.).

Попечителями Горицкого ансамбля церквей на вознесенской горе, естественно, были местные разбогатевшие капитолийские крестьяне, перешедшие в купечество. Одним из таких надомных производителей текстильных тканей и изделий из них был дед В.А. Борисова – Егор Анисимович Баранов (1748г. 1825г.), купец II гильдии с. Горицы. В Горицах проживала вся эта довольно богатая текстильная семья: родители, братья и сестры. Сестры состояли в браке с видными Горицкими купцами Игумновыми и Каретниковыми. Двоюродная сестра матери Борисова жила в Шуе, будучи замужем за одним из самых богатых текстильщиков города, выходцем из с. Горицы, купцом I гильдии С.И.Посылиным (1769-1834 гг.). Думаю, что подрядчики строительства грандиозного ансамбля церкви Рождества Богородицы в с. Горицы, Холщевниковы и Цыгановы, разбогатели на производстве текстильных изделий, таких как постельное белье, наматрацники, пододеяльники, наволочки, полотенца и др. Жили в с. Горицы и другие богатые попечители церквей, например: Анна Никитична Юдина (Ясюнинская 1808-1844 гг.) жена жителя с. Горицы, друга детства Борисова П.Г. Юдина (1808 – 1850 гг.) старшая сестра текстильных фабрикантов с. Кохма Василия и Евстахия Ясюнинских. 7 ноября 1868 г. братья Ясюнинские и их двоюродный брат из Гориц образовали торговый дом под фирмою Ясюнинские. Контора торгового дома будет находиться на ситценабивной фабрике, стоящей при с. Кохма.

В 1870 г. заведение Ясюнинских характеризовалось следующим образом: ситценабивная фабрика, основанная в 1822 г., вырабатывала в год 81 000 кусков ситца на сумму 840 000 рублей. На фабрике имелось 12 паровых машин, 2 печатные машины, 2 каландра, 5 мытильных, 28 сушильных барабанов. Рабочих до 400 человек. После Октябрьской революции фабрика стала государственной. До сих пор она работает по существу в тех же стенах.

Справочная литература:
1.    В. Березин, В. Добронравов «Описание церквей и приходов Владимирской Епархии» 1898 г.
2.    В.А. Борисов «Описание г. Шуи и его окрестностей» т.1 и т. 3 из-во г. Иваново Мик 2002-2005 г.
3.    А.Е. Александров «Дунилово-Горицы» историко-краеведческий сборник. Из-во Санкт-Петербург 2012 г.