исторические факты
Село Дунилово в истории Отечества 1609г. «Смутное время».
В Отечественной истории красивейшего села Дунилово Шуйского уезда Мардасской волости имеется место куда с поклоном приходят местные жители и гости
Это отреставрированная к 400 летию битвы с польско-литовскими захватчиками большая часовня «Николая Чудотворца». В осени 2008 г. стараниями игумене Ольги, настоятельницы «Свято-Успенского» женского монастыря село Дунилово; были проведены реставрационные работы и защитные бетонные ограждения от транспортной дороги. В «Смутное время», наступившего после смерти Б. Годунова и убийства Лжедмитрия I на Московском престоле оказался Василий Шуйский (1606-1610 года). Отряды польских шляхтичей, казаков, остатки болотниковцев и других авантюристов потянулись под знамена Лжедмитрия II. Воеводы нашего края Федор Плещеев из Суздаля и Андрей Просовецкий из Луха стали опорными базами для набегов поляков, литовцев и русских изменников на местных жителей в городах и селах. Шуяне в начале, не разобравшись в обстановке, присягнули Лжедмитрию II, которого приняли за законного наследника престола.
В декабре 1608 года они все же отреклись от самозванца и присягнули В. Шуйскому. Об этом узнал суздальский воевода Плещеев и двинулся со своим отрядом, чтобы наказать непокорных Шуян. Вскоре он хвастливо описывал гетману Сапоге о том, что г. Шую они взяли «посады Шуйские полегли». При этом в письме упоминается, что защитники города «бились с нами на смерть». Конец 1608 года и первая половина 1609 года оказались особенно насыщенными событиями, связанными с иноземной интервенцией в нашем текстильном крае. Бесчинство поляков, тушинцев и примкнувших к ним казаков вызвало справедливое возмущение местного населения. Никоновская летопись сообщает: «Вложи Бог мысль добрую во всех черных людей, и начаша забираться по городам и волостям, в Юрьево Полском сообиращася с сотником, с Федором красным, да еще с крестьянином Григорием Лапшой…на Холую Илейка Деньгин». Характерно, что этот официально составленный документ особо подчеркивает народный характер движения. Важным центром движения сопротивления захватчикам стал г. Кинешма под руководством местного воеводы Ф. Боборыкина. Из г. Шуя через с. Дунилово проходила торговая дорога в г. Кинешму. Эта дорога стала главной линией сообщения народных ополчений с Верхним Поволжьем. С тем чтобы отрезать Шую от Поволжья и начать на нее новое наступление, интервенты в начале февраля захватили с. Дунилово.
В ночь на 11 февраля 1609 года народные ополченцы: из Кинешмы, Шуи, Луха, Дуниловцы, из Гориц и другие подошли к селу со стороны «Воробьевой пустыни». Дорогу на Шую, по которой захватчики могли бы бежать из села, местные жители загородили поваленными деревьями у деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Днем началась битва Федор Боборыкин во главе Кинешемских ополченцев напал на отряд Ф. Плещеева. Бой продолжался несколько часов, принес победу местным патриотам. Плещеев с остатками недобитого войска бежал через р. Тезу, прямо на Кохму и не останавливаясь до Суздаля. Из Суздаля Плещеев отправляет жалобное письмо в Юрьев-Польскому воеводе Болотникову, пугая его тем, что противник находиться в 20 верстах и прямит на Суздаль. «Госпадину Федору Миничу Федор Плещеев челом бьет. Стоял, господин, в Суздальском уезде, в селе в Дунилово, для обречения Шуйских мест и от Суздальских от государственных изменников; и от воры многих городов понизовых, собрався, многими людьми пришли на нас со всех сторон, лыжники и конные. Косторомитин Федька Боборыкин с товарищами, Шуйсково холопи, февраля 11 числа, и бой, господине, у нас с ними в селе Дунилово был с первого часу до обеда, и люди нам пришли многие люди не в силу, и на бою, господине, казаки дрогнули, и дворян, Суздальцев и Лушан, и иных побили, а иных ранили. И мы отошли в Суздаль, а людей с нами, одних Суздальцев человек со ста да Лушан человек тридцать; и нам с теми людьми против государевых изменников стояти было не с кем; … ты бы однолично прислал голову с сотней тот час; а которые у тебя в Юрьеве Литва и казаки и воякие люди, и ты бы их выслал ко мне в Суздаль наспех».
Эти события не на шутку встревожили поляков и самого Лжедмитрия II уже через несколько дней после сражения в Дунилове, он отправил грамоту гетману Сапеге с требованием послать на помощь Плещееву одного из лучших польских полководцев пана А. Лисовского. Вскоре 6 марта 1609 года оправившись после разгрома в Дунилове, поляки нанесли поражения отряду патриотов возле Холуя, затем сумели снова овладеть Лухом. В мае пан Лисовский неожиданно появился под Кинешмой с большим отрядом регулярных конных и пеших войск. Битва состоялась в двух верстах от города. Отрицательную роль сыграло то, что в ходе битвы, пан отважный Кинешемский воевода Федор Боборыкин. На следующий день поляки ворвались в Кинешму. Лисовский 10 дней грабил город, затем двинулся разорять окрестные земли. Помощь Кинешемцам пытался оказать отряд из Юрьевца, однако и Юрьевчане были разбиты и вынуждены были отступать. Поляки пошли на Юрьевец. Но всё население города, прихватив с собой скарб, переплавились на противоположный берег Волги. Интервенты с изменниками захватили Юрьевец, но это был последний успех «непобедимого» пана Лисовского. Его войско, засевшее рядом с Юрьевцем, на островах посреди реки Волги, застигли в врасплох местные войны и рать на судах из Нижнего Новгорода. Летопись сообщает о печальной участи захватчиков «Побили их до конца, а иные и в Волге истопша. Лисовский же учете с малыми людьми». Лисовский и его сторонники несколько лет занимались разбоем в пределах будущего текстильного края нашей страны.
В частности, в 1615-ом, 1616, 1619 годах г. Шуя, села Дунилово, Горицы, Пупки, Николо-Шартомский монастырь несколько раз терпели разорение от набегов грабителей поляков, литовцев, Возглавляемых паном Лисовским. Память о героических событиях февраля 1609 года в селе Дунилово местные жители свято хранили на протяжении столетий и до нашего XXI века. На месте боевого победоносного сражения прихожане села возвели часовню-церковь в честь Святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийский чудотворец родился предположительно в 260 году, в городе Патары области Ликий в Малой Азии (современное Турция). Никогда при жизни не связанный с Россией, святой Николай Чудотворец, считается первым, самым любимым покровителем и заступником каждого православного, кто с верой и мольбой прибегает к его помощи, об удачном замужестве, о помощи, в путешествии и плавании, о стойкости во времена гонения на христиан и помощи в разных бедах. Святитель Николай мирно отошел ко Господу около 345 г. в 1087 г. его мощи были переселены в Итальянский город Бар, где почивают и по ныне.
Некоторые сведения о необыкновенной часовне Николая Чудотворца в селе Дунилово. Расположена часовня в южной части торговой площади. Построена в начале 19 века, как часть комплекса Покровской церкви. (ГАИФО-Ф862. ОП1). Именно это часовня является храмом-памятником. Позади нее на склоне Покровской горы, находиться захоронение воинов-ополченцев. Федора Боборыкина и дуниловцев, примкнувших к отряду и погибших в сражении с польско-литовскими захватчиками и войсками Лжедмитрия II 11 февраля 1609 года. Каменная часовня Николая Чудотворца скорее церковь, потому что имеет алтарную часть, построена на месте бывшей деревянной часовни. В документах Министерства культуры СССР от 03.04.1975 г. зафиксировано, что данное место сращения является памятником борьбы за независимость русского государства от польско-литовских интервентов. Место сражения представляет собой луга, частично застроенные жилыми строениями. Памятное место битвы не увековечено. Согласно преданиям, село Дунилово и Горицы находится под благодатным покровительством Святого Николая. Именно здесь в конце XVIII века был явлен образ Чудотворца Святителя Николая, как защитника церкви: в одной руке у него маленький храм в другой - меч. Николай Можайский, найденный в Дунилове, был ка, все «Можайские» образы культурным, что является редкостью для местной иконописной традиции. От этого образа совершалась много чудес, и все жители села очень любили его и почитали. На крестные хода собирались много людей, служили молебен. После революции храмы стали закрывать и разорять, но Николая Чудотворца долго не решались трогать. Уже в 30-х годах убрали его из часовни с помощью трактора.