исторические факты
Дуниловское и Горицкое старообрядчество Мардаской волости
Движение старообрядцев (староверов) возникло в середине XVII века в результате раскола, вызванного реформами, проводимыми патриархом Никоном, поддержанных царем Алексеем Михайловичем Романовым
Очень мало изучено старообрядчество в с. Дунилово и с. Горицах, ибо здесь устои этого религиозного течения были довольно крепкими. На старинной карете России 1700 года обозначено старообрядческое кладбище за территорией Свято-Успенского женского монастыря (Воробьева пустынь) и рядом с деревней Овсянниково. Местное население имело крепких сторонников в старообрядческой среде, к которым принадлежали, прежде всего, местные купцы, зажиточные текстильные крестьяне. Группа местных единоверцев старообрядческого направления, обычно доверяла денежные накопления наиболее предприимчивым выборным лицам. Таким образом, возникал капитал оборотных денег. Умение приумножать доходы привело к появлению в Дунилово текстильного магната Балина, купца Дудина, а в с. Горицы успешных текстильных фабрикантов Посылиных, купцов Кобелькова, Антонова и др. вернемся к возникновению данного церковного раскола к канонической православной церкви. Русская православная церковь отказалась признавать решение Флорентийского собора 1438-1445 годов об унии (объединение) католической и православной церквей. Собор епископов в Москве провозгласил автокефалию (независимость) Русской церкви. В 1589 году на Руси утверждено патриаршество. Вследствие, церковной реформы 1656-1667 годов произошло разделение РПЦ на «никониан» (сторонников официальной церкви и «старообрядцев»). Реформа началась на рубеже 1653-1654 годов. Бывший крестьянин нижегородского села Вельдеманово Никита Минин становиться (ближним) другом царя Алексея Михайловича, верховодит им, и церковью, и всею Русью, а в 1652 году становиться патриархом Никоном. Причиной церковной реформы стола стремление церковных и светских властей сблизить богослужебные обряды и книги Русской церкви с обрядами других православных церквей, в первую очередь с Греческой церковью.
Никон родился в 1605 году, выучился грамоте, стал сельским священником. Став монахом, прошел закалку пустынножительства в северных монастырях. Н.И. Костомаров пишет о Никоне, как о человеке с чрезмерной сильной волей, жаждой немедленной деятельности, ему желаннее была жизнь в напряжении, тревоге. Все это способствовало тому, что в 47 лет он принял сан патриарха. Лидерами в борьбе с «Никонианами» стали Аввакум-Петров, Иван Неронов, священник Лазарь, дьякон Федор. Никон и Аввакум, возглавили борьбу по разные стороны церковных, государственных баррикад в период укрепления самодержавия. Нововведения включали в себя много аспектов. Сокращалась литургия, а также чины крещения, покаяния, миропомазания, тексты некоторых молитв. Двуперстное крестное сложение заменялось троеперстным, хождение вокруг алтаря по солнцу, заменялось на хождение против солнца, вместо написания «Исус» водилось «Иисус» все эти нововведения вызвали резкий протест среди части священнослужителей и простых верующих. Старообрядцы оценили нововведения, как «порчу веры», отказались признавать духовенство Русской церкви. На церковных соборах 1666-1667 гг. старообрядчество было передано анафеме. В 1685 г. указом царевны старообрядчество раздробились на десятки течений «толков» и «согласий».
История XVII-XVIII веков знает немало эпизодов, когда целые семьи и поселения староверов подвергали себя самосожжению лишь бы не оказаться в руках властей. По некоторым не подтвержденным данным таким образом погибло более 20 тысяч человек. Вполне естественно, что такие ремесленные села, как Дунилово и Горицы, реформа и последовавшие за ней раскол не обошли стороной. Во Владимирских Епархиальных ведомостях (№ 5 от 1 марта 1898 года) в неофициальной части опубликована статья, в которой содержится материал беседы православных со старообрядцами с. Дунилово и нескольких деревень этого же прихода, они расколом были заражены очень сильно. Для беседы со старообрядцами были посланы преподаватель духовной семинарии г. Прозоров, миссионер г. Матвеев и выпускник семинарии г. Никольский. 13 ноября 18889 года состоялась беседа в помещении народного училища с. Дунилово. Старообрядцы, которые были оповещены через волостного старшину, явились в качестве 115 человек, с тремя начетчиками, принадлежащие к последователям Австрийского священства. Вступительную речь произнес протоиерей Соловьев, а затем г. Прозоров изложил все православные семь таинств из Великого катехизиса гл. 72 Церковь есть общество верующих, основанное самым Господом нашим Иисусом Христом и находиться под управлением трех иерархических чинов – епископов, священников, и дьяков. Христовой церковью не усматривается старообрядчество без совершения таинства хиротонии. Один из присутствующих старообрядцев заявил – «Истинная церковь у нас, мы догматы не изменили, а Греко-российская церковь догматы изменила, молиться щепотью, а надо молиться двумя перстами. При этом он поднял руку, сложивши, двуперстие и закричал: «Вот так надо молиться! Кто не молиться так все погибнут!» Дальнейшая дискуссия между представителями православного духовенства и Дуниловскими старообрядцами проходила бурно, но без эксцессов. В 1800 году в России возникла Единоверческая церковь. Это был способ ликвидировать раскол со старообрядцами: старообрядцы-единоверцы сохраняют в неприкосновенности дониконианские обряды и богослужения, но относятся к РПЦ.
Постоянно гонения на старообрядцев приутихли, но полная свобода религиозной деятельности им была предоставлена только в 1905 году. В с. Дунилово на месте «Воробьевской пустыни» стараниями московской купчихи Е.Е. Каретниковой и местных попечителей купцов Балиных, Дудиных в 1819 г. была построена Успенская церковь с единоверческим приходом. В 1831 году при храме сооружается величественная колокольня, а в 1848 году на средства Посылиной возвели теплую церковь Покрова. К концу ХХ века и начала XXI в. эти здания были отреставрированы, в которых находится Дуниловский Свято-Успенский женский монастырь. В журнале №7 В.Г.В. от 15 февраля 1870 года в неофициальной части опубликован этнографический материал из жизни старообрядцев, и значении необходимых в их молитве таких принадлежностей, как подручник и листовка ст. И.А. Голышева. Подручник – это небольшая тонкая, ровная подушка, набитая ватой с петелькой для вешания на стену. Шьется подручник из разной материи, разноцветных клинышков расположенных угольниками. Девицы, выходя замуж за единоверцев, должны иметь в приданном не менее двух подручников и двух лестовок, разумеется, искусной работы. Лестовка происходит от слова лествица. Это четки из узкого кожаного ремня, величиной с аршин, на конце которого прикреплены четыре небольших треугольника из кожи, составляющие как бы кисть. По всему ремню нашиты тонкие, круглые, обтянутые коже палочки – заменяющие шарики на монашеских четках. Обыкновенно, какие лестовки делятся на 100 или 200 зубчиков, что означает 100 или 200 полонов. Лестовка заключает в себя счет поклонам во время молитвы, подручник кладется на пол впереди молящегося для земных поклонов, чтобы лоб молящегося не касался пола. В каждом доме старообрядцев рядом с иконами, весели искусно сработанные подручники и лестовки. Лестовки имели не только религиозное значение, но употреблялись и для воспитания детей. Если непослушный ребенок попадал под вину, то старшие наказывали его лестовкой. Наказание лестовкой значительно тяжелее, нежели березовыми розгами. Дети испытывали панический ужас, едва им напоминали о лестовке.
Известно, что у старообрядцев почитается и культивируется твердость духа и характера, нравственная чистота и достоинство, трудолюбие и решительность, трезвость. Они не брали в рот спиртного, не курили, не сквернословили, отличались поразительной бытовой чистоплотностью. У каждого для еды непременно была своя миска, чашка и ложка. Многие семьи имели по две бани: зимнюю и летнюю. Был у них подлинный культ естественной красоты, национальной, глубоко традиционной. Такой уклад старообрядческой жизни существует и в нашем 21 веке. Многие из них возвращаются в современную Россию на дольний Восток, Алтайский край и другие удаленные места. В Приморском крае старообрядческие села и скиты не изменили свой уклад, быт и повседневная жизнь в этих селах не изменилась до наших дней. Известная на всю страну последняя из семьи старообрядцев Лыковых – Агафья. Она, хранительница старой веры своих родителей, все предложения воссоединиться с миром – отвергла; тверда духом и характером, верна избранному таежной семьей пути. Беседа 13.11.1889 г. в с. Дунилово представителей православия и старообрядцев закончилась пением молитвы «Достойно есть».