исторические факты

Дореволюционная история сел Дунилово и Горицы текстильного Ивановского края

Какие древние люди, из какого местного или пришлого племени и в какое время положили начало этим двум уникальным селам, пока неизвестно. История заселения людьми нашего в будущем текстильного края насчитывает несколько тысячелетий

Первые поселения человека на территории Ивановской области археологи относятся к VIII-VI тысячелетиям до нашей эры или эпохе мезолита (средний каменный век). Полностью земля Ивановского края была заселена в период неолита (нового каменного века). Этот период представлен более чем сотней стоянок, расположенных на всей территории нашей области. Самые примечательные стоянки, открытые археологами, это у озера «Сахтыш», а также у д. Гоголи (Верхнеландеховский район), у д. Рыбино на реке Лух (Палехский район). К сожалению, на территории Мардаской дворцовой волости таких археологических открытий не произошло. Поэтому, будем пользоваться трудами великого нашего земляка-краеведа В.А. Борисова и другими документальными источниками. Само оригинальное название с. Дунилово имеет ряд предположительных толкований. Привожу все высказывания по поводу названия с. Дунилово.

Название с. Дунилово произошло от древнего дубового леса, на месте которого возведено селение, и поэтому ранее село называлось Дубнилово. Второй предположительный источник названия: в месте, где расположено с. Дунилово, Горицы, Введенье, Большие Пупки жило мордовское племя, а в Дунилове находился храм язычников и их идол – Дубнило. Третий вариант относится к ремеслу местных жителей – то есть выделка и дубление шкур, как вид заработка местных жителей.

В. А. Борисов опубликовал с 1840 г. по 1856 г. ряд статей в «Владимирских Губернских Ведомостях» о двух родных ему селах Горицах и Дунилове. Село Дунилово, как и Горицы, Введенье, Чернцы древнее поселения с высокими православными и текстильными традициями. В первой половине XVI в. село принадлежало князю Михаилу Горбатову, который в 1535 году завещал с. Дунилово своей жене Анне. «Село Дунилово с деревнями и со всеми угодьями, и с хлебом своей жене Анне до ея живота, а после ея живота в том селе и в деревнях ведает Бог да Государь». После смерти Анны, семья была бездетной, с Дунилово перешло в дворцовое ведомство. Издавна на Руси «статус» сельских деревень определялся наличием храма. Есть храм – село; нет храма – деревня. В с. Дунилово с тех пор не один, не два, а десять храмов, обеспечивающих селу гордое название «Суздаль в миниатюре».

Из описания с. Дунилово писцом Я. Кондышевым в 1630 году сообщается: «В Суздальском уезде, Матнинского стана, дворцовое с. Дунилово на р. Тезе, а в нем церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы деренянна, да церковь теплая деревянна во имя Всех Святых, да церковь Благовещения Христово с кельями, а в них живут 16 черноризниц. Всех дворов 178 из них 120 крестьянских каменных. На площади ряд 37 лавок, 7 амбаров, 40 навесов,16 полков, 2 харчевни, 4 кузнецы, 3 солодовни». (В.А. Борисов т. 1 стр. 155-156) Дуниловская дворцовая волость управлялась Московским приказом большого Дворца. Из документов видно, что дуниловцы доставляли для царского двора в Москву хлеб, лесные орехи, соленые грузди, губки, рыжики, мед, рыбу, воск, скот, а из рукоделия – сукно, холст, крашенину, пестрядь и шубы. Нередко крестьян из с. Дунилово посылали в Москву – косцами, садовниками, плотниками. Дуниловское управление было так значительно, что в заведование его выбранных голов были волости и села Острецово, Парское, Филисово, Горицы, Семеновское, а также ярмарки и базары этих сел. В 1685 г. с. Дуниловос волостью было пожаловано Петром I в вотчинное владение боярину Федору Абрамовичу Лопухину вместе с около полутора тысяч крестьян, населявших эти земли. Постепенно деревянные церкви прихожане и благодетели заменили каменными строениями. Перечислим эти Богоугодные церкви, существующие в с. Дунилово и посей день. Благовещенская церковь – 1675 г., Казанской Божьей Матери – 1888 г., Покрова Пресвятой Богородицы – 1685 г., Всех Святых – 1743 г., Женский Успенский монастырь -1819 г., зимняя Покрова Пресвятой Богородицы – 1848 г., церковь Крестовоздвиженская – 1828 г., Преображения Господня 1832 г. Сохранилась единственная часовня «Николая Чудотворца» построенная в начале 19 века в честь победы 11 февраля 1609 года над польско-литовскими захватчиками. Выдержка из документа В.А. Борисова: - «Костромитин Федька Бобарикин с товарищами, Шуйского холопе, февраля в 11 числа; и бой господине, у нас с ними в селе Дунилово был, с первого часу до обеда, … и на бою, господине, казаки дрогнули, и дворян, Суздальцев и Лушан, и иных побили, а иных ранили». Такое жалобное письмо послал, изменник Ф. Плещеев юрьев-польскому воеводе Болотникову. Патриархально – производственный с крестьянским хозяйством, домашним и фабричным ткачеством. Быт жителей с. Дунилово сохранился без особых изменений до революции. В 90-х годах XIX века существовали раздаточные скорняжные конторы – мастерские В.П. Антонова и П. А. Антонова, Я.И. Кокина, М.Г. Дудина и других более мелких ремесленников. Только в 1904 году в с. Дунилово была построена В.Д.Гуськовым ткацкая фабрика на 440 станка, в последствии принадлежала В.Д.Гуськову и А.В. Рубачеву.

Село Горицы Шуйского уезда Мараской (Дуниловской) волости имеет свою историю. Расположено оно на правом берегу реки Тезы, напротив села Дунилово, на горе, поэтому и носит такое название Горицы. Существует предание, что изначально с. Горицы называлось с. Вознесенским по имени находившемуся здесь Вознесенскому женскому монастырю.

В 1553 году царь Иван Грозный в своей духовной грамоте упоминает, что село Горицы принадлежит Суздальским удельным князьям братьям Дмитрию и Василию Горбатым, которые жили в Горицах, и там стоял их дворец на «Поляне», рядом с Вознесенской горой. После смерти бездетных князей Горбатых, неизвестно почему, село стало Горицы перешло во владение князя А.И. Шуйского. С пересечением рода Шуйских село перешло в число государственных имений.

В 1615 году царь М.Ф. Романов пожаловал с. Горицы братьям Коробьиным за «Московское осадное сиденье» в период смуты. В смутное время с. Горицы потерпело большое разорение. Сохранился исторический документ … «В прошлом – де1608 г, как шел Пан Лисовский со многими Литовскими людьми, в том с. Горицы крестьян многих побили и дворы пожгли и мельницы разорили, и с того 1608 г. те мельницы стоят пусты». В 1624 году братья В.В. и И.В. Коробьины на месте ветхого храма постройки 1535 г. поставили деревянную церковь «Рождества Богородицы». Позднее в 1760 г. богатый горицкий крестьянин А. Ф. Игуменов, прозванный Холщевниковым, вместе с богатым крестьянином Цыгановым возводят кирпичную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, ставшей доминантной с. Горицы.

В 1800 году к югу от нее построена прихожанами зимняя церковь «Вознесения Господня». Я. В. Холщевников один из первых в Горицах стал заниматься набивкой по холсту масляными красками им в 1766 г. был зачислен в гильдию купцов, выкупившись у графини А.П. Апраксиной. Он с семьей переехал в г. Шуя, где завел одну из первых полотняных фабрик.

Особенно бурное развитие с. Горицы переживало в начале XIX в. в нем насчитывалось более 160 дворов, в том числе 20 домов купеческих и мещанских. В 1817 г. местный купец Посылин построил здесь первую в Ивановском текстильном крае прядильную фабрику, работавшую на привозном бухарском хлопке. Некоторые местные жители занимались тканьем миткаля, пестряди, холстинок бумажных в домашних условиях, особенно зимой. Однако наибольшее распространение получает скорняжный промысел. Для сравнения: выделка различных звериных шкур в год давало доходу в 200 тысяч рублей ассигнациями, а в выработка различных тканей 60 тысяч рублей. Средние цены на начало XIX в. по Ф.Г. Журову такие: лошадь – 24 рубля, шуба – 3 рубля 20 копеек, корова – 12 рублей 80 копеек, мед 16 кг – 4 рубля 50 копеек, телега – 3 рубля 20 копеек, овца – 85 копеек. В основном весь товар с. Горицы сбывался на Нижегородской, Ирбитской и Ростовской ярмарках. В самом с. Горицы каждый год 8 сентября, проходила Рождественско-Богородская ярмарка, которая известна была привозом племенных жеребят, привозом красного теса и различных продуктов питания. Скорняжный промысел в Горицах, как и в Дунилово, находился в руках раздаточных контор и скупщиков. Раздаточная контора и мастерская И.Е.Кобелькова 12 человек вырабатывала в год на сумму 22 500 рублей, М.С. Юдиной на 9 000 рублей, а доходы купца Парамонова неизвестны. В селах Горицы и Дунилово обычным делом было в зимние дни домашняя выделка зайчих шкурок для мужчин и подростков, а женщины занимались ручным ткачеством. Выделка шкур приносила неплохой доход от 1 000 до 2 500 рублей за рабочий сезон. Статистический очерк г. Арсеньева по с. Горицы за 1849 г. показывает, что в селе 20 скорняжно-меховых заведения и вырабатывали они продукции на 82 800 рублей. (В.Г.В. за 1830-1917г.). Такой примерно крестьянско-производственной жизнью встретили горицкие жители 1917 год.

Справочная литература:
1.    А.А. Борисов г.з. Из-во г. Иваново МИК 2005 г.
2.    А.Е. Александров «Дунилово-Горицы» Из-во Санкт-Петербург 2012г.
3.    В.Г. Шаповал «Дунилово, Горицы образовательная история» Из-во г. Шуя 2014 г.
4.    Арсеньев В.Г.В. (1830-1917г.)