статья

Дунилово. Горицы.

К истории сельских храмов.

Дунилово, по наружному устройству и местоположению своему, весьма хорошее село. Вид его, особенно с западной стороны, из-за реки Тезы, поразительный. В наружном и внутреннем устройстве его явно выражается старина.

В. Борисов, 1851 г.

Автор: Черниховский Дмитрий



К очевидным достоинствам шуйских сел Дунилова и Гориц относятся богатое историческое прошлое, наличие памятников архитектуры, сохранившаяся планировка, привлекательность для паломников и туристов. При более близком знакомстве на первом месте оказывается удачное в художественном отношении расположение старинных храмов среди живописных ландшафтов вдоль реки Тезы. Нельзя не согласиться со словами шуйского историка В. Борисова.
Интерес к Дунилову и Горицам значительно возрос с конца 1990-х гг. Тогда на окраине Дунилова был основан женский монастырь, которому были переданы почти все церкви двух сел. О Дунилове и жизни женского монастыря было снято несколько передач, показанных по телевидению. В последние годы Дунилово и Горицы постоянно попадают в поле зрения блогеров, туристов, ценителей старины. Виды дуниловских храмов в разных ракурсах, в разное время года и в разное время суток привлекают художников и фотографов.
В насыщенной событиями истории двух сел достоверные факты сочетаются с легендами. Определенное место в жизни Дунилова и Гориц отводится местным храмам и монастырям. Все сельские храмы, построенные до революции, уцелели. История и архитектура многих храмов представляет интерес, а имеющиеся знания об их появлении, строительстве, благоустройстве постепенно пополняются.

По сравнению с позднесоветским периодом, когда большинство дуниловских и горицких храмов стояли заброшенными, за последние годы произошли явные изменения. Часть храмов восстановлена и в них проходят службы, в Дунилове основан женский монастырь, внутри которого появился целый комплекс хозяйственных и жилых построек. Но впереди еще много работы. В некоторых церквях восстановительные работы, начатые в 2000-х гг., были остановлены.

Суздаль в миниатюре


Фраза «Суздаль в миниатюре», часто используемая при кратком описании этих двух сел, во многом справедлива.
Можно воспринимать ее буквально и тут не будет противоречий – и Суздаль и Дунилово с Горицами в настоящее время представляют собой небольшие провинциальные поселения, без признаков индустриализации 19-20 вв. и крупных современных построек. И там и там основными достопримечательностями являются храмы, окруженные невысокой частной застройкой.
Примечательно, что и Суздаль и Дунилово с Горицами пережили свой экономический расцвет (памятью которого стали каменные храмы) в прошлом. И Суздаль, и Дунилово с Горицами могли измениться до неузнаваемости, если бы через них в середине 19 века прошла железная дорога. Дунилово и Горицы при определенном стечении обстоятельств вполне могли превратиться в поселок или даже город с многоэтажными домами и фабриками. Примеров тому в Ивановской области достаточно (Иваново, Кохма, Фурманов, Комсомольск, Южа, Вичуга, Приволжск). Выходцами из Дунилова и Гориц были династии выдающихся текстильных промышленников – Посылиных и Балиных, внесших значительный вклад в экономику региона. Посылины связали свою деятельность с Шуей, Балины фактически построили новый фабричный город из села Южи.
В период экономического расцвета Дунилова (18 – сер. 19 вв.) через село проходил губернский почтовый тракт из Владимира в Кострому – наиболее важная и благоустроенная дорога в шуйских окрестностях. В Указателе дорог Российской Империи 1804 г. эта дорога имела №485. Протяженность дороги составляла 248 верст. Промежуточными пунктами, где были построены почтовые станции, являлись (по направлению от Владимира к Костроме) г. Суздаль, Золотниковская пустынь, д. Кобылиха, г. Шуя, с. Дунилово, с. Спас-Назоги, с. Армёнки, г. Нерехта, д. Чёрный двор. С незначительными изменениями та же дорога описана под №31 в Указателе губернских и уездных почтовых дорог Российской Империи 1836 г.
От села Иванова на Восток есть два села не малыя, село Дунилово и село Горицы, село Дунилово господ Лопухиных с целою волостию, коя волость просто называется Мардас, в том селе два прихода весма предовольны, обыватели онаго села большая часть имеются торговые, в Сибири, в Польше, в Малороссии, в Риге, и в других местах торг немалый содержащий.
В помянутом селе Дунилове при Благовещенской церкви прежде имелся девич монастырь, на содержании вотчинном, a ныне за оскудением монахинь празден, токмо пребывают женск пол и довольствуются подаяниемь, також и своими трудами.
Подъ темь селомъ Дуниловымъ река немала, протекает Теза именем, по другую сторону реки подъ селениемъ на запад село Горицы, вотчина разных помещиков, обыватели того села болшая часть торговые.
От показанных сел в полнощ разстоянием версты с две есть монастырь мужеской, именуемый Воробьевская пустыня имеющий начальствующаго строителя, содержащийся коштом села Дунилова обывателей, також и подаяниемъ села Гориц жителей довольствующийся, место безмолвное и от селения уединенное, на берегу реки Тезы около луга и рощи имеющи и кроме объявленныхъ сел довольствия небольшое число пашни и лесныхъ покосов имеется, от которого как строитель, так и братия потребную себе получают пищу и довольство.

(Анания Федоров. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале, 1754 г.)

Покровская церковь


Покровская церковь считается первым приходским храмом Дунилова. Она расположена в центральной части села на небольшом холме у пересечения древних дорог из Шуи и Нижнего Новгорода. Парадная западная сторона церковного комплекса обращена к торговой площади, располагавшейся прямо у ворот церкви вдоль дороги на Шую. На шатровой колокольне Покровской церкви прежде висели часы, обращенные к центру села (сейчас на месте часов – плоский участок каменной кладки с северо-западной стороны шатра).

Ансамбль Покровской и Всесвятской церквей с северо-западной стороны.
Ансамбль Покровской и Всесвятской церквей с северо-западной стороны.
Фото из паспорта памятника архитектуры Покровской церкви (1975). С сайта Культурное наследие России — Путеводитель Викигид Wikivoyage

Покровская церковь до закрытия
Покровская церковь до закрытия. Фото с сайта http://history.pravorg.ru/

Одно из преданий рассказывает о том, что на месте Покровской церкви в дохристианский период стоял языческий идол, которому поклонялись местные жители, принадлежащие племени мордва (с мордвой связывают название небольшой речки Мардас и прилегающей территории – Мардасской волости, много лет административно относящейся к Дунилову). После принятия местными жителями христианства на месте идола была поставлена первая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Комплекс сооружений Покровского прихода с многообразными кирпичными узорами, нарядными наличниками, стройной колокольней и изящными главами, оградой с воротами и башенками, подобен сказочному городку. Мастера, строившие Покровскую церковь, через тщательно подобранные пропорции объемов здания, колокольни и куполов, сочетание и расположение каменных узоров, смогли придать церкви торжественный вид, создающий радостное праздничное настроение. Воображение легко позволяет представить Покровскую церковь в праздничной атмосфере шумных и пестрых сельских ярмарок, знакомой по картинам Б.М. Кустодиева. Такой нарядный и торжественный храм на главной площади Дунилова четко обозначал деловой центр села, привлекал внимание и притягивал к себе и местных жителей и многочисленных проезжих торговцев.
Торговля в Дунилове в 17-19 столетиях велась достаточно активно и была представлена еженедельными торгами и крупными ежегодными Покровскими ярмарками. Тогда Дунилово было волостным центром для пятидесяти окрестных деревень, находилось на пересечении оживленных дорог, дуниловские и горицкие купцы активно участвовали в экономической жизни страны. В середине 18 века Анания Федоров про жителей Дунилова отмечал: «…обыватели онаго села большая часть имеются торговые, в Сибири, в Польше, в Малороссии, в Риге, и в других местах торг немалый содержащий».
Одним из распространенных направлений торговли была оптовая закупка местными торговцами привозных товаров с последующей их розничной реализацией на еженедельных базарах. Товары хранились в каменных палатках, построенных вдоль торговой площади. Примечательно, что в самой Покровской церкви было несколько каменных палаток, которые сдавались в аренду местным купцам и приносили церкви неплохой доход.
Комплекс построек Покровской церкви включает два храма – Покровский (летний) с шатровой колокольней и Всехсвятский (зимний), обнесенные оградой с угловыми башенками и воротами. Западной стороной комплекс выходит на бывшую торговую площадь. Входы в обе церкви и главный вход на церковную территорию отмечены портиками с колоннами.

В статье В. Борисова «Исторические сведения о селе Дунилове Шуйского уезда» приводится выписка из писцовой книги 1632 и 1633 гг. Якова Кондырева и Ивана Чернецова:
«В Суздальском уезде на реке на Тезе село Дунилово, а в нём церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы древяна верх шатровая, а в церкви Божия милосердия образов: образ местной Покрова Пресвятыя Богородицы на золоте, у него прикладу шестнадцать венцов, да образ местной пречистыя Богородицы Одигитрия на золоте, да образ местной Никола Чудотворец, дейсус на девятнадцати цках на празелени, праздников на семи цках, да образ Пресвятая Богородица напрестольная на золоте…. Да придел во имя Иоанна Богослова, а в приделе образ местной Иоанн Богослов на золоте…, да образ Пресвятая Богородица напрестольная на золоте …. Да придел Вход во Иерусалим, а в приделе образ местной вход во Иерусалим на золоте, да образ Пречистыя Богородицы напрестольныя на празелени…. Да церковь теплая древяна клецки во имя Всех Святых, а в церкви Божия милосердия образов: образ местной всех святых на золоте, да образ Никола Чудотворец на золоте, да образ Козьмы и Дамиана на золоте, Дейсус на одиннадцати цках на празелени, Пресвятая Богородица напрестольная на празелени…» (В. Борисов. Исторические сведения о селе Дунилове Шуйского уезда. ВГВ, 1856, №24).
Отмечается, что тогда при Покровской церкви жили два священника, дьякон, пономарь и просвирница. Также на церковной земле было пятнадцать бобыльских дворов. Из этого описания следует, что наименования главных престолов обеих церквей с 1632 г. не изменились – после строительства каменных храмов в начале 18-го столетия летняя церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы, зимняя – в честь Всех Святых. Но в летней церкви исчезли придельные храмы Иоанна Богослова и Входа Господня во Иерусалим, указанные в 1633 г.
Относительно точной даты постройки Покровской церкви имеются разночтения – в книге В. Борисова «Описание города Шуи и его окрестностей» указан 1685 г., в большинстве источников – 1704 г. В некоторых работах указаны обе даты (первая – начало, вторая – завершение строительства). В выписке из отказной книги приказа большого дворца подьячего Кузьмы Губарева указано, что Покровская церковь в 1689 г. уже была каменной.
Основная роль в строительстве и обеспечении Покровской церкви отводится владельцу села – Федору (Иллариону) Абрамовичу Лопухину. Считается, что в 17-м веке в нашем крае не было своих мастеров и сложившихся строительных традиций. Сохранившиеся каменные постройки, как правило, возводились мастерами из других регионов. Скорее всего, именно Ф. Лопухин прислал в Дунилово мастеров для строительства Покровской церкви.

Архитектуру Покровской церкви в Дунилове характеризуют следующие фразы:

«Исключительно нарядный и выразительный по композиции памятник в стиле нарышкинского барокко» (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Т. 3, 2000).

«Покровская церковь – наиболее ранний образец бесстолпного храма на территории Ивановской области, каким он сложился в первой половине XVII века в Москве. Московские постройки этого типа отличаются стройностью объемов, ажурностью глав, виртуозным ковром декора и невероятными по тонкости каменной кладки пирамидами кокошников, закрывающих высокий свод, что и закрепило за этими сооружениями наименование «каменное узорочье»… Московским образцам и следовали строители Покровской летней церкви села Дунилова. Они украсили углы ее высокого четверика пучками полуколонок, завершили его сложным карнизом из полочек, поребрика и городков. Над карнизом расположили два ряда кокошников, закрывающих свод. Кокошники утоплены в кирпичной кладке, что несколько утяжеляет верх храма. А наличники с рваными завершениями показывают, что зодчие были знакомы с самыми последними образцами московской архитектуры» (Л. Шлычков. Листая времени страницы, 1983).

Покровская церковь. Портал главного входа (2006).

Покровская церковь представляет собой традиционное по структуре сооружение, включающее высокую шатровую колокольню, трапезную, высокий двусветный четверик с пятиглавием и боковыми крыльцами входов с севера и юга и алтарную часть. Отличительными чертами Покровской церкви являются пышное декоративное убранство четверика, два ряда декоративных кокошников под пятиглавием, удачные пропорции колокольни и храма, тщательно проработанные детали оформления.
Близкими по архитектуре и времени строительства к дуниловской Покровской церкви считаются Спасская церковь в с. Спасское (Приволжский район Ивановской области) и Богоявленская церковь в пгт. Мстера (Вязниковский район, Владимирская область). Можно отметить, что все упомянутые церкви строились на средства высокопоставленных заказчиков, явно знакомых с современными московскими храмами. Заказчиком церкви в Дунилове был тесть Петра Первого ближний боярин (до 1689 г. – стольник) Ф.А. Лопухин, в Спасском – стольник И.И. Протопопов, во Мстёре – князья Фёдор, Андрей и Михаил Ромодановские.
Какие именно мастера привлекались для строительства Покровской церкви и какой храм послужил образцом для нее – неизвестно. Но определенно благодаря усердию вотчинника Ф.А. Лопухина в Дунилове высококвалифицированными зодчими был построен яркий и нарядный храм в новом для здешних мест стиле. Позднее – в середине 18-го столетия, когда каменное строительство уже получило массовый характер, а разнообразие внешних форм храмов значительно возросло, в нескольких окрестных торговых селах были построены церкви, подобные Покровской.

В Покровской церкви сохранились росписи, относящиеся к первой половине 19-го века. Местами сквозь последний слой фресок проступают более ранние росписи с другими сюжетами. Искусствовед Александр Евгеньевич Александров обратил внимание на редкие для местных храмов изображения Богородицы, используемые при росписи Покровской церкви – Донская, Чистоховская (Ченстоховская), Старорусская и Умиление. Эти изображения находятся над проемами окон четверика.

Фрагменты росписей стен и оконных проемов четверика Покровской церкви
На колокольне Покровской церкви до 1930-х гг. находился колокол весом в 600 пудов, отлитый в память победы в Отечественной войне 1812 г. Колокол был украшен патриотическими стихами:
В сей грозный год Галл дерзновенный,
Собрав врагов от всей вселенной,
Россию тщился разорить,
Низвергнуть трон и покорить…
Москва во пламени пылала;
Страна сия в слезах рыдала;
Повсюду были трепет, страх.
Но Бог, живущий в небесах,
Внял воплям и моленьям.
И не по нашим согрешеньям
Благую помощь ниспослал:
Врагов рассыпал, покарал;
Вознес Россию на верх славы;
Смирил премногие державы.
Толь дивны блага созерцая,
Делам монарха подражая,
Во славу всех Царя царей,
Мы памятник воздвигли сей;
Да возвестит он в дальни роды, –
Кто мир дает, хранит народы.

Среди утраченных в советский период церковных реликвий Покровской церкви были две иконы, присланные в Дунилово из Москвы в дар от царской фамилии. Это иконы покровителей Петра Великого и его первой супруги Евдокии – Святых Апостолов Петра и Павла и Святой Евдокии, а также икона Христа Спасителя. Также в церкви хранились два старинных богослужебных сосуда. Один был пожертвован архимандритом Троице-Сергиева монастыря, второй – стольником Абрамом Федоровичем Лопухиным.
Настоятель Покровской церкви священник Василий Семеновский, заполняя церковную метрику в 1887 г., указал наличие в церкви двух местночтимых икон – резной чудотворной иконы Святителя и Чудотворца Николая Можайского, а также иконы Ахтырской Божией Матери.

В северной части церковного комплекса расположена теплая церковь во имя Всех Святых, перестроенная в камне в 1742 г. (ранее теплая церковь была деревянной). В настоящее время Всехсвятская церковь с обвалившейся кровлей находится в полуруинированном состоянии и представляет собой своеобразный лабиринт из бывших церковных и подсобных помещений. Основная часть здания – церковь Всех Святых отмечена одной главой на невысоком четверике, к которому примыкает прямоугольная трапезная, почти скрытая поздними пристройками. С южной стороны церкви (внутри церковного двора) пристроен придел Николая Чудотворца, отмеченный небольшой главкой. Никольский придел был освящен благочинным Шуйской округи – священником села Гориц Матвеем Васильевым 10 июня 1817 г.

Многочисленные подсобные помещения Покровской церкви использовались в качестве складов и сдавались в аренду местным купцам, торгующим на прилегающей базарной площади. С западной стороны Покровской церкви были пристроены две каменные палатки, под церковью – два подвала. При Всехсвятской церкви находилась каменная сторожка с двумя палатками. Напротив церкви, через дорогу расположена каменная часовня, при которой также была каменная палатка, принадлежащая Покровской церкви.

Покровская церковь закрыта решением Ивановского облисполкома от 17 мая 1941 года. Около полувека помещение использовалось в складских целях (овощехранилище, зернохранилище). Внутреннее убранство и церковные реликвии не сохранились. Исчезли железные решетки и ворота церковной ограды. В 1995 г. комплекс Покровской и Всехсвятской церквей передан дуниловскому Успенскому женскому монастырю. Начались работы по консервации церквей. Заменена кровля, обновлены кресты, покрытия куполов и колокольни Покровской церкви. В последние годы работы остановлены.

Ансамбль Покровской и Всехсвятской церквей является памятником архитектуры Федерального значения (постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624). Расположенная через дорогу Никольская часовня, отремонтированная в 2010-х гг., относится к выявленным объектам культурного наследия (распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009).

Благовещенская церковь


Про историю дуниловского Благовещенского женского монастыря известно немного. Он упоминается в 1632 г. в писцовой книге Якова Кондырева и Ивана Чернецова:
«Да в сележ Дунилове монастырь церковь Благовещение Христово древяна верх шатровая, а в церкви Божия Милосердия образов: образ Благовещения Христово на золоте…да образ Пречистыя Богородицы Казанския на празелени, да образ Троица Живоначальная на золоте, да образ Никола Чудотворец на золоте, дейсус на четырнадцати цках на празелени, Пречистая Богородица напрестольная на золоте…».
(В. Борисов. Исторические сведения о селе Дунилове Шуйского уезда. ВГВ, 1856, №24)
 На церковной земле тогда жили священник, дьякон, пономарь, просвирница. В одиннадцати кельях жили шестнадцать монахинь. Также на церковной земле было двадцать три двора бобылей.

Время возникновения Благовещенского монастыря в Дунилове неизвестно. Существует версия о том, что само Дунилово возникло как поселение при Благовещенском монастыре. Также возможно, что монастырь при старинной приходской церкви возник после польско-литовского разорения.
В 1741 г. в ведомости о монастырях и монашествующих по епархиям Святейшего правительствующего синода Благовещенский монастырь отнесен к «девичим безвотчинным» монастырям (к такой же категории из небольших местных женских монастырей, упраздненных в 1764 г., относились Введенский в с. Введенье, Рождественский в с. Лежнёво, Спасский в Шуе, Воздвиженский в с. Иванове, Троицкий в Холуйской слободе). Тогда в монастыре имелась одна церковь с четырьмя престолами. Обитель управлялась начальницей, в монастыре проживало семь монахинь. В церкви служили два белых священника, дьякон и дьячок.
В книге В.В. Зверинского «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи». Т. 3, 1897. указано, что Благовещенский женский монастырь, вероятно, был упразднен еще до 1764 г., поскольку в книге Анании Федорова, составленной в 1754 г., монастырь упоминается уже в прошедшем времени:
«В помянутом селе Дунилове при Благовещенской церкви прежде имелся девич монастырь, на содержании вотчинном, a ныне за оскудением монахинь празден, токмо пребывают женск пол и довольствуются подаянием, також и своими трудами» (А. Федоров, 1754).
Существует легенда о том, что в дуниловский Благовещенский монастырь приезжала из Суздаля первая жена Петра I Евдокия Лопухина, сосланная в суздальский Покровский монастырь.
Последнее упоминание о бывшем женском монастыре связано с тем, что в 1831 г. сгорели бывшие игуменские кельи.

Благовещенская церковь является самым древним каменным сооружением Дунилова. Виды Благовещенской церкви очень популярны среди фотографов. Наиболее распространенными местами съемки служат мост через Тезу, дорога на Фурманов, оба берега Тезы к северу от церковного комплекса. В определенных ракурсах ансамбль построек Благовещенской церкви, возвышающийся над плоскостью реки и обнесенный оградой с декоративными башенками, напоминает небольшой укрепленный городок или монастырь.

Благовещенская церковь примечательна в архитектурном отношении – это крупный пятиглавый двустолпный храм соборного типа. К кубообразному четверику с двух сторон примыкают небольшие симметричные приделы, отмеченные главками. С востока к четверику примыкает ряд из пяти алтарных апсид. Окна второго света украшены наличниками с килевидными завершениями.
Известно, что церковь начинали строить ярославские зодчие – подмастерья каменного дела Назар Борисов и Иван Исаев «с товарищи» из села Печёлок Ярославского уезда. Специалисты указывают, что Благовещенская церковь изначально была ниже – исходная высота четверика отмечена поясом поребрика. С переходом села во владение Ф.А. Лопухина Благовещенская церковь была надстроена на его средства на один ярус. Из-за надстройки церкви даты завершения её строительства, указанные в разных источниках, отличаются. Более ранняя дата – 1675 г. Более поздняя – 1685 г.
В конце 19 века в церкви сохранялась стенная надпись:
«освятися храм сей в лето от сотворения мира 7183, от воплощения Бога Слова 1675 года марта 21 дня на память пр. отца нашего Иакова исповедника, при Благоверном Государе, Царе и Великом Князе Алексие Михайловиче, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержце, при Преосвященном Епископе Стефане Суждальском и Юрьевском»

(В. Березин, В. Добронравов. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 5, 1898).

Не вполне ясно – что могло послужить причиной возведения крупного каменного храма в небольшом безземельном монастыре, не имеющем постоянных источников дохода? Небольших полустихийных монастырей-общин, часто существовавших при обычных приходских церквях, после Смутного времени были десятки. Но после 1764 г. практически все из них прекратили свое существование и были обращены в приходские церкви. Стоит отметить, что строительство Благовещенской церкви началось до перехода Дунилова в вотчину Лопухиных на средства прихожан. И из двух сельских храмов первым каменным храмом стала не Покровская церковь, расположенная в центре села на торговой площади, а Благовещенская, расположенная на удалении. Возможно, на строительство каменного храма был сделан крупный вклад в женский монастырь. Также можно предположить, что Благовещенская церковь в тот период была в первую очередь приходской, а к монастырю относились только некоторые постройки (возможно, отдельный храм или придел) на церковной земле. В таком случае состоятельные прихожане Благовещенской церкви могли первыми в селе (даже первыми в ближайшей округе) решиться на строительство каменной церкви.

Для всей Ивановской области Благовещенская церковь в Дунилове представляет ценность не только как выдающийся архитектурный памятник. На столбах церкви сохранились фресковые росписи 17 в. – самые ранние произведения древнерусского искусства на территории Ивановской области, относящиеся к живописи ярославского круга.

Небольшая одноглавая теплая Казанская церковь в 1888 г. была пристроена к древней шатровой колокольне (построенной одновременно с Благовещенской церковью). История теплой церкви не вполне ясна. В 1632 г. Казанская церковь не упоминается вовсе. В построенной в 1675 г. Благовещенской церкви было три престола – главный Благовещенский и придельные – Святителя и Чудотворца Тихона Амафунтского и Святителя и Чудотворца Николая (в ревизии Синода 1741 г. у Благовещенской церкви указано четыре престола). Но в одном из указов 1718 г. упоминается каменная Казанская церковь. Когда именно появилась отдельная Казанская церковь и почему о ней до 1888 г. нет упоминаний, предстоит разобраться. Возможно, появление в селе в начале 19-го века двух новых церквей, приписанных к Благовещенской, – кладбищенской Преображенской и Крестовоздвиженской у переправы через Тезу было отчасти связано с трудностями проведения зимних служб в Казанской церкви (с ее теснотой или непригодностью). Для всей Ивановской области Благовещенская церковь в Дунилове представляет ценность не только как выдающийся архитектурный памятник. На столбах церкви сохранились фресковые росписи 17 в. – самые ранние произведения древнерусского искусства на территории Ивановской области, относящиеся к живописи ярославского круга.

В метрике, составленной в 1887 г., священник Благовещенской церкви Иоанн Семиренский отмечал следующие факты. Паперть Благовещенской церкви, соединяющая главный вход с оградой, пристроена в 1816 г. Колокольня построена одновременно с храмом, надписей на колоколах из древности было не разобрать. Старинный пятиярусный иконостас с тяблами и резьбою был сделан из дуба. Живопись в храме выполнена в 1831 г. (видимо, кроме столбов, которые были расписаны в конце 17-го века). В церкви находилась местночтимая икона Священномученика Антипа Епископа Пергамского.
Благовещенская церковь закрыта решением Ивановского облисполкома от 14.03.1939 г. и использовалась в качестве складского помещения.

В настоящее время территория Благовещенской церкви относится к Благовещенско-Казанскому подворью Успенского женского монастыря. Благовещенская и Казанская церкви снаружи отремонтированы, вокруг церквей сооружена новая кирпичная ограда.

Ансамбль Благовещенской церкви – памятник архитектуры Федерального значения (постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624).

УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ


Предыстория появления Успенского женского монастыря в Дунилове связана с существовавшими в разное время на его месте мужским монастырем и единоверческим приходом. С конца 17 столетия до 1764 г. тут находился небольшой мужской монастырь – Воробьева пустынь с деревянными храмами и постройками. В 19 веке на месте упраздненного монастыря был образован первый во Владимирской губернии единоверческий приход, построены каменные храмы, сохранившиеся до наших дней. В советское время в бывших церквях и постройках единоверцев располагался психо-неврологический интернат. В 1991 г. на территории бывшего единоверческого прихода основан Успенский женский монастырь.

Комплекс Успенского монастыря напоминает со стороны жилой городок или промышленное предприятие с многочисленными жилыми и служебными постройками, дымящимися трубами, вечерней подсветкой. Церкви и постройки монастыря окружены оградой с башенками и расположены среди живописной равнинной местности в долине реки Тезы. Монастырский комплекс удачно смотрится при приближении к Горицам со стороны Фурманова, с автомобильного моста через Тезу, с колокольни с. Горицы, даже от дуниловского кладбища. 624).

Ансамбль Успенского женского монастыря со стороны дороги на Фурманов (2008).

Воробьевская пустынь

«От показанных сел (Дунилова и Гориц) въ полнощ растоянием версты с две есть монастырь мужской, именуемый Воробьевская пустыня имеющий начальствующаго строителя, содержащийся коштом села Дунилова обывателей, також и подаяниемъ села Гориц жителей довольствующийся, место безмолвное и от селения уединенное, на берегу реки Тезы около луга и рощи имеющи и кроме объявленных сел довольствия небольшое число пашни и лесныхъ покосов имеется, от котораго как строитель, так и братия потребную себе получают пищу и довольство».

(Анания Федоров, 1754)

Краткие сведения про мужской монастырь Воробьевскую пустынь, располагавшийся в километре к северо-востоку от центра Дунилова, приведены в ряде дореволюционных источников.
В основном при кратком упоминании монастыря в справочных и энциклопедических изданиях использовались сведения В. Борисова из книги «Описание города Шуи и его окрестностей». Более полные сведения о Воробьевой пустыни, дополненные анализом архивных данных Суздальской духовной консистории, приведены в книге Н.В. Малицкого «Из прошлого Владимирской епархии» (вып. III, 1912).
Считается, что основателем и основным вкладчиком монастыря был стольник Илларион (Федор) Абрамович Лопухин, тесть Петра Первого. Отмечается, что обитель была основана Лопухиным еще до того, как он породнился с царем, а сам Лопухин стал первым игуменом монастыря. Эти сведения требуют подтверждения. Документально Дунилово перешло в вотчину Лопухина в 1689 г. Сам И.А. Лопухин в 1680-х гг. находился на государственной службе с ответственными поручениями в разных частях страны (Москве, Киеве, Верхотурье), занимал высокие должности, был женат, управлял имениями. Вряд ли при таком образе жизни он мог неожиданно пренебречь государственными и личными интересами, принять монашество, основать новый монастырь в дворцовом селе Дунилове и стать его игуменом.

Упоминание Воробьевско-Успенской пустыни в книге В.В. Зверинского Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 2, 1892.
Монастырь Воробьева пустынь впервые упоминается в документах в апреле 1684 г., когда его настоятель игумен Илларион возглавил расследование поведения архимандрита Шуйско-Троицкого монастыря Никона. Судя по тому, что игумену небольшого и малоизвестного монастыря поручили дисциплинарное расследование поведения архимандрита, можно заключить, что настоятель Воробьевской пустыни обладал достаточным авторитетом в церковных кругах (но это не указывает на то, что игумен Илларион и стольник Илларион Абрамович Лопухин – одно лицо).
Считается, что Ф.А. Лопухин, как владелец Дунилова, пожаловал монастырю пашни и лесные покосы, а также оказывал ему значительную материальную поддержку. Также Н. Малицкий обратил внимание на то, что «жизнь обители вначале поставлена была на более широких началах, чем впоследствии, на что указывает и предстояние в обители игумена, а не строителя». Гонения на Лопухиных со стороны Петра Первого и отправка главного вкладчика монастыря Федора Лопухина на воеводство в Тотьму в 1797 г., вероятно, подорвали материальное благосостояние обители. Возможно, на процесс угасания Воробьевой пустыни в 1720-х гг. повлияла передача Дунилова из вотчинного владения Лопухиных в дворцовое ведомство в 1718 г. (позже село было возвращено Лопухиным).
В 1720 г. в соборной церкви случился пожар. В 1721 г. строитель Воробьевой Пустыни Дионисий с братией обращался к епископу Суздальскому Варлааму с просьбой о выделении денег: «В прошлых Государь годах, волею Божиею от печи Успения Пресвятой Богородицы иконы местныя и Деисус погорели, и ныне местные иконы построены, а Деисус и праздники построить нечем, потому что та пустынь скудная и нежалованная, скитаемся в мире и кормимся Христовым именем, и взять на то строение негде...».
Воробьевскую пустынь впервые упразднили в 1724 г. по причине малообеспеченности, последние семь иноков со скудным имуществом несколько раз переходили в другие монастыри (Николо-Шартомский в Введенье, Архангельский в Юрьев-Польском). В 1727 г. монастырь был снова возобновлен, но уже в 1730-е гг. снова пришел в упадок и окончательно был упразднен в 1764 г.
В середине 18 века в монастыре находились две деревянные церкви – одноглавая соборная церковь Всемилостивого Спаса с колокольней и теплая Успенская с приделом Святой преподобной мученицы Феодосии. На колокольне Спасской церкви было три больших колокола – по 11, 6 и 3 пуда и шесть маловесных. Пустынь была обнесена деревянной оградой со святыми вратами. Над святыми вратами возвышалась глава с деревянной чешуёй. На самих вратах был образ Всемилостивого Спаса с предстоящими и несколько других образов. В монастырской ограде рядом с церквями располагались другие деревянные постройки – настоятельская и монашеская кельи, соединенные сенями, келарская, погреб, два сенных сарая, житница. Постройки были крыты дранью и в 1764 г. считались, по словам Н. Малицкого, «в высшей степени убогими и ветхими».
В документах сохранились имена некоторых настоятелей Воробьевой пустыни. В 1684 пустынь возглавлял игумен Илларион, далее строители- иеромонахи: 1730 - Моисей, 1731 - Авраамий (эконом, прежде был начальником Георгиевского монастыря Дубовые церкви), 1732 – Моисей, 1744 - Макарий, 1750-е гг. - Герасим, 1759 - Никодим, 1760 - Иоанн, 1764 - Евтихий.
Воробьевская пустынь в 1741 г. была отнесена по сведениям ревизии Синода к монастырям и пустыням «за которыми вотчин и крестьян також никаких денежных и хлебных доходов и расходов не имеется и в определении прежде сего Монастырского Приказа не бывали и платежа в Коллегию Экономии никакого и жалованья монахам не имеется и положить жалованья не откуда, а пропитание имеют от подаяния христолюбцев, також и монашествующие от подаяния мирского». К такой же категории мужских монастырей, упраздненных в 1764 г., относились также Покровский монастырь в с. Иванове, Борковская пустыня при Холуйской слободе, Святоезерская пустыня при с. Нижний Ландех, Козмодемьянская пустынь около с. Лежнёво. На момент ревизии 1741 г. Воробьевской пустынью управлял строитель, кроме него в пустыни жили два монаха.
В 1764 г. Воробьевская пустынь была упразднена, как малообеспеченная, содержащаяся только в счет доброхотных подаяний. При упразднении пустыни священники Благовещенской дуниловской церкви приняли под расписку монастырское строение и имущество. Постройки и храмы были признаны совершенно обветшавшими. К движимому имуществу относились две коровы, две телицы, один бык, два хомута, две узды, седло, вожжи, две телеги, двое саней. Лучшие предметы богослужения были посланы в Суздальскую соборную церковь в ризницу на хранение. Старинные грамоты в монастыре на момент закрытия отсутствовали (РГИА, ф.834, оп. 3 д. 1920).
Постройки пустыни несколько лет стояли пустыми, затем, по мнению известного шуйского историка В. Борисова были сожжены «по-обычаю». Н. Малицкий в своей работе выразил сомнение в существовании такого обычая: «нам кажется, сообщение это, со ссылкою на обычай является одним предположением автора». Тем не менее, подобные обычаи по сжиганию церквей встречаются в документах. Объяснение сжигания остатков ветхих и неиспользуемых церквей связано с исключением их возможного осквернения или передачи старообрядцам.

В память об упраздненном мужском монастыре до конца 19-го столетия место, где он находился, среди жителей села именовалось Пустынькой. В единоверческой церкви, построенной в 1830-х гг. на месте Воробьевой пустыни, были два престола с теми же наименованиями, что и в монастырских храмах – Успения Пресвятой Богородицы и Всемилостивого Спаса (те же престолы есть и сейчас в Успенском женском монастыре).

Единоверческий приход


История старообрядчества в нашем крае пока недостаточно изучена. Имеется множество архивных документов и публикаций по данной теме, в последние десятилетия выполнено несколько новых исследований, посвященных истории местного раскола, но до полной картины еще далеко.
Дунилово было одним из известных старообрядческих центров Шуйского уезда. В самом Дунилове и окрестных селениях проживали старообрядцы разных течений. В начале 19-го века в Дунилове был основан первый во Владимирской губернии единоверческий приход, сыгравший важную роль в истории местного раскола. К дуниловским старообрядцам в 18-19 вв. было приковано пристальное внимание властей – сохранились рапорты благочинных, доклады владимирских епископов в синод, десятки прошений о переходе из раскола в единоверие, доносы об уклонении в раскол, выявлении и закрытии старообрядческих часовен и молелен.

Основание единоверческого прихода

Среди дуниловских старообрядцев-поповцев в 1818 г. произошел раскол, связанный с желанием части староверов перейти в единоверческую церковь. Следствием этого раскола стала борьба обеих групп за деревянную часовню, расположенную на территории села. Сохранилась переписка старообрядцев с церковными властями.
Первое прошение об освящении деревянной старообрядческой часовни в единоверческую церковь и предоставлении для этой церкви священника поступило владимирскому епископу Ксенофонту 17 июля 1818 г. от старообрядца Семёна Балина с 37 единомышленниками, среди которых были шуйские купцы и мещане. Старообрядцы мотивировали свое желание перейти в единоверие отсутствием священников для ведения служб и проведения таинств. Редкие нелегальные визиты в село старообрядческих священников из иргизских монастырей сторонников Семёна Балина не устраивали – «некоторые родившие женщины остаются немалое время без омолитвования, умершие без должного перед кончиною христианского напутствия». Примерами для подражания дуниловские старообрядцы видели первые единоверческие приходы Москвы и Нижнего Новгорода – «с общего их старообрядцев согласия смеют для отправления службы, и совершения таинств по старопечатным книгам иметь особенную старообрядческую церковь и священника, на таком же положении на каком позволено иметь особенные старообрядческие церкви и священников нижегородским и московским старообрядцам».
Старообрядцы брали обязательство построить через три года новую каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы рядом с часовней. Но при этом они выдвигали церковным властям свои требования – просили, чтобы предоставленный им священник жил при часовне, постоянно служил и не общался со священниками и мирскими Великороссийской церкви, даже своими родственниками.
В скором времени (29 июля 1818 г.) к владимирскому епископу обратилась другая группа дуниловских и шуйских старообрядцев (44 человека), не согласных вступать в единоверие и отдавать часовню. Они, в свою очередь, сообщали, что часовня «построена и снабжена образами и утварью общим всех старообрядцев усердием… есть много вкладчиков не только Шуйской округи, но и разных губерний, вотчин, округов, которые также на принятие благословенной церкви … несогласны». Оказалось, что три человека – шуйские купцы Иван Тельников и Михаил Афанасьевич Игумнов, а также дуниловец Алексей Тютин поддержали и тех, и других.
Далее представители первой группы – дуниловские крестьяне Василий Телегин и Семён Балин с товарищами сообщили епископу, что о строительстве церкви близ часовни передумали, поскольку «ныне усмотрели в том великие неудобства как по тесноте местоположения, так и по близости… частных обывательских домов и других построек, на оном месте строить не смеют, и избрали для сего место приличное и пространное несколько к полю в расстоянии от селения на 150 сажень, где была прежде упраздненная Воробьевская пустынь пространство земли». Старообрядцы просили разрешить перенесение деревянной часовни на место Воробьевской пустыни, освятить часовню в церковь, а также разрешить им начать строительство новой каменной единоверческой церкви. Относительно стремления «оппозиции» отстоять часовню Семён Балин отмечал, что на строительство и обустройство часовни «жертвовали все добровольно и объявлять своей собственностью молитвенный дом не могут». Также С. Балин сообщил, что его противники убеждены чтецами старообрядческой часовни, теряющими доходы в случае обращения часовни в церковь.
Епископ Ксенофонт побывал в Дунилове, осмотрел часовню и отметил «упоминаемая деревянная часовня по личному моему усмотрению оказалась во внутренности довольно пространна, и к помещению народа в значительном количестве удобна». Ксенофонт узнал, что часовня была построена примерно в 1790-х гг. купцом Семёном Балиным с дозволения помещицы Астафьевой.
В Синоде доношение Ксенофонта было рассмотрено 17 октября 1819 года. Епископу указали начать диалог со старообрядцами с целью смягчить их строгие требования относительно изоляции священника. Также Ксенофонту предписывалось собрать и доложить более подробные сведения о дуниловских старообрядцах, желающих перейти в единоверие.
Ответ от епископа Ксенофонта был заслушан в Синоде 22 марта 1821 года. Ключевой вопрос (об исключении пункта о том, что священник не должен общаться ни с родственниками, ни с другими священниками) был решен голосованием. «За» исключение данного пункта проголосовало 24 человека, «против» – 4 человека, 6 человек были в отъезде, шуяне Пётр и Дмитрий Игумновы присоединились к православной церкви, крестьянин Герасим Серебряков умер. Выбор места для строительства новой церкви и переноса часовни был признан законным – помещик Павел Нарышкин уступал участок земли «где была прежде упраздненная Воробьевская пустынь» размером 100 на 85 сажен (приблизительно 213 на 181 м). Группу старообрядцев представлял московский мещанин (ранее – шуйский купец) Семён Балин, проживающий в Дунилове. Перейти в единоверческую церковь на первых порах пожелали 155 помещичьих крестьян из Дунилова, Гориц, Кохмы, Иванова, а также 45 купцов и мещан Дунилова, Гориц, Шуи (всего 104 лиц мужского и 96 женского пола). Прошение дуниловских старообрядцев во главе с Балиным было одобрено Синодом и подписано 24 апреля 1821 года. Владимирскому епископу предписывалось регулярно (раз в полгода) рапортовать в Синод о состоянии дел с единоверческой церковью в Дунилове.

Перенесенная на место Воробьевской пустыни из Дунилова деревянная старообрядческая часовня была освящена в единоверческую церковь 31 июля 1821 г. священником Козьмою Васильевым, определенного властями к единоверческой церкви (этот священник служил при единоверческой церкви в Дунилове с 1821 по 1842 г.).

В архивах владимирской духовной консистории хранятся десятки прошений о присоединении старообрядцев к единоверческой церкви в Дунилове.

Фрагмент из «Хронологической описи дел о расколе…» за 1828 г., в котором упоминается дуниловская единоверческая церковь (Хронологическая опись дел о расколе, хранящихся в архивах губ. г. Владимира, 1905).

Обозначение Успенской единоверческой церкви как Пустоши старообрядцев на фрагменте карты А.И. Менде
Место, где располагался единоверческий приход с двумя церквями, богадельней, домами священника и церковнослужителей на карте Владимирской губернии, составленной А.И. Менде в середине 19-го века, обозначено как «Пустошь старообрядцев (именуем Пустынь)». Территория единоверческой церкви и в конце 19 века оставалась обособленной и именовалась среди дуниловцев «Пустынькой». Неясно – было ли такое наименование связано с давно исчезнувшей Воробьевской пустынью, или же оно закрепилось за местом из-за замкнутости и строгости старообрядцев, желавших отгородиться от внешнего мира.
Стоит отметить, что расположение единоверческой церкви на удалении от центра села не делало его абсолютно изолированным и скрытым от посторонних глаз. В то время рядом с церковью проходила дорога из Дунилова к селу Никульскому, и, далее на Вичугу и Кинешму. По противоположному берегу Тезы напротив единоверческой церкви проходила дорога через с. Колбацкое к Волге.

Успенская церковь


Вопрос о строительстве новой каменной единоверческой церкви рядом с деревянной Покровской впервые был поднят и одобрен Синодом в 1821 году. Предполагалось закончить строительство за три года. Первые шаги в этом направлении были сделаны. Так 1 марта 1822 года церковный староста Семён Иванович Балин подал во Владимирскую консисторию прошение от прихожан единоверческой церкви на строительство каменной церкви. Храмозданная грамота на строительство каменной единоверческой церкви Успения Пресвятой Богородицы с приделами Нерукотворного Спаса и Рождества Пресвятой Богородицы была подписана во владимирском Архиерейском доме 4 мая 1822 года и выдана Семёну Балину.

По мнению исследователя Михаила Юрьевича Бутова, далее строительство церкви приостановилось по причине смерти её главной устроительницы Евфимии Егоровны Каретниковой в 1823 г. Возобновление строительства последовало, когда стали поступать деньги от шуйской почетной гражданки Марии Ивановны Посылиной и других жертвователей. В феврале 1831 года строительство церкви было завершено. По просьбе прихожан освящение Успенской единоверческой церкви провел архимандрит Высоковского единоверческого монастыря Костромской губернии Зосима. Престолы Успенской церкви были освящены 20, 21 и 23 сентября 1831 г. Считается, что колокольня была построена тогда же. Вероятно, в 1890-х гг. был сделан переход между трапезной и колокольней.

Внешне Успенская церковь отличается от более ранних храмов Дунилова и Гориц выраженной классической архитектурой. Специалисты отмечают оригинальный прием – размещение пятиглавия на яйцевидном куполе ротонды. В окрестностях Дунилова в тот же период было построено несколько храмов с подобными завершениями (Успенская кладбищенская церковь в с. Васильевском, Троицкая кладбищенская церковь в Шуе, Ильинская церковь в с. Воробьеве около Иванова). Можно предположить, что автором исходного проекта был губернский архитектор Е.Я. Петров, а в каждом отдельном случае строители вносили в проект определенные изменения.

Значительную художественную ценность представляли фресковые росписи Успенской церкви, выполненные в 1830-х гг. тейковскими братьями-живописцами Медведевыми. Исследователь творчества Медведевых М.Ю. Бутов пишет: «Предположительно, роспись храма вели две артели, каждая под руководством одного из братьев-живописцев Медведевых из села Тейково. Предположительно, собственно церковь расписывала артель старшего брата Тимофея Алексеевича Медведева… Алтарь был расписан артелью Епифана Алексеевича Медведева... Эти росписи являются повторением росписей алтаря в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Парском. Трапеза была расписана также Епифаном Медведевым…» (М.Ю. Бутов. Братья Медведевы - живописцы из Тейкова, 2016). При проведении ремонтных работ в Успенской церкви в 1990-х гг. оригинальные росписи Медведевых были признаны непригодными для восстановления, скопированы и уничтожены. В настоящее время фрески Медведевых воссозданы заново.

Покровская церковь

Теплая деревянная Покровская церковь (бывшая старообрядческая часовня, освященная в единоверческую церковь в 1821 г.) прослужила до середины 1840-х гг. В 1846 г. во владимирскую консисторию поступило прошение «О дозволении Шуйской округи единоверческой, что при селе Дунилове церкви, вместо деревянной теплой церкви выстроить вновь каменную». Каменная теплая однопрестольная Покровская церковь была построена и освящена в 1850 г. Церковь строилась на средства почетной гражданки Шуи Марьи Ивановны Посылиной и «других доброхотных дателей». Покровская церковь состоит из невысокого четверика с одной главой, к которому примыкает вытянутая трапезная.

Со времен существования Успенского единоверческого прихода также сохранялись корпуса богаделен и сторожки при въезде (в настоящее время часть корпусов перестроена, часть снесена). В книге «Описание церквей и приходов Владимирской епархии» отмечено, что «при богадельнях имеется кладбище на земле, купленной у крестьян села Дунилова попечителями Дудиными». В настоящее время кладбище полностью уничтожено. Успенская единоверческая церковь закрыта постановлением президиума Ивановского облисполкома от 8 декабря 1930 г. Сначала здание использовалось как склад, с 1939 г. – под общежитие дома инвалидов, затем на ее территории размещался психоневрологический интернат.

Успенская и Покровская церкви относятся к выявленным объектам культурного наследия (распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70).

Женский монастырь


Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 18 июля 1991 года на месте бывшей Успенской единоверческой церкви был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. Покровская церковь была освящена в 1993 г. Освящение главного престола холодной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы состоялось 25 декабря 2007 года. Престол правого придела в честь Нерукотворного Образа Спасителя освящен 24 июля 2008 года. Престол левого придела в честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен 4 декабря 2008 года.
При обители устроен детский приют и Православная гимназия, в которой в 1995 г. освящен храм святой равноапостольной княгини Ольги. Устроена часовня-купальня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».
Успенский женский монастырь в Дунилове 20 августа 1993 года посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.


Преображенская (кладбищенская) церковь


Преображенская церковь находится в центре сельского кладбища на юго-восточной окраине Дунилова. Кладбище расположено на небольшом холме и окружено остатками каменной ограды с въездными воротами. По сравнению с другими сельскими храмами, Преображенская церковь почти незаметна в окружающем ландшафте – она почти полностью скрыта кронами старых деревьев, а само кладбище удалено от оживленных дорог. Можно предположить, что обзорность кладбищенской церкви до революции была лучше. Как правило, деревья и кусты, загораживающие вид храмов, удалялись. Прежде при кладбищенской церкви была колокольня, а рядом с кладбищем проходила оживленная дорога на с. Васильевское и, далее, на Лух, Кинешму, Пучеж, Мыт, Пестяки и Нижний Новгород.
Преображенская церковь на кладбище была построена в 1830-х гг. Она была приписана к Благовещенскому приходу.
Определенных сведений о времени постройки, заказчике и изначальном внешнем облике Преображенской церкви пока не установлено. Во Владимирском архиве имеется указание на несколько дел (О построении в селе Дунилове на кладбище каменной церкви 1825 года; Об освящении храма в с. Дунилове 1830 года; Об освящении Шуйской округи села Дунилова новоустроенной кладбищенской церкви 1839 года), но сами дела либо отсутствуют, либо текст документов полностью утрачен.
В книге В. Березина «Статистическое описание церквей…» указано, что Преображенская церковь построена в 1821 г. «усердием прихожан». Главный престол в честь Преображения Господня, придельные – Боголюбской иконы Божией Матери и во имя Святых Жен Мироносиц. В Паспорте памятника архитектуры и в книге В. Борисова «Описание города Шуи…» указан 1832 г. постройки. В Своде памятников архитектуры Ивановской области упоминаются обе даты (постройка в 1821 г., расширение в 1832 г.).

Преображенская церковь представляет собой пятиглавый двусветный четверик, к которому с востока примыкает алтарная апсида, с запада широкая трапезная с двумя приделами, с южной и северной сторон – портики с колоннами и столбами. Церковь построена в традициях позднего классицизма. Колокольня утрачена. Приделы трапезной отмечены отдельными главками. В последние годы на белых стенах храма яркими цветами выделяют отдельные архитектурные элементы (пилястры, карнизы, ниши) и кресты.

Преображенская кладбищенская церковь закрыта постановлением президиума Ивановского облисполкома от 8 декабря 1930 г. Утварь и внутреннее убранство не сохранились.
В настоящее время Преображенская церковь восстановлена. В ней образован сельский приход, регулярно проходят службы (остальные храмы сел Дунилова и Гориц относятся к монастырскому благочинию и являются приписными к Успенскому Дуниловскому женскому монастырю).

Преображенская церковь относится к выявленным объектам культурного наследия (распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70).

Крестовоздвиженская церковь


Небольшая краснокирпичная Крестовоздвиженская церковь с колокольней расположена в довольно оживленном месте – около автомобильного моста через реку Тезу. Мимо нее проходит дорога, ведущая из Шуи к Фурманову (и, далее – к Костроме). Колокольня Крестовоздвиженской церкви часто попадает в панорамы Дунилова, но занимает в них подчиненное место, уступая более ярким и крупным храмам. До революции Крестовоздвиженская церковь была приписана к Благовещенской.
Крестовоздвиженская церковь сооружена на месте старинной каменной часовни, построенной в память умершим от холеры в 1654 году. Как выглядела сама часовня неизвестно. Прихожане дуниловской Благовещенской церкви на свои средства перестроили часовню в теплую церковь, а в январе 1821 г. обратились с прошением о ее освящении к епископу Владимирскому и Суздальскому Ксенофонту.
В прошении говорилось: «Новоустроенная во имя воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, в селе нашем теплая церковь ныне приведена к окончанию и снабжена всем церковным имуществом». Прихожане просили разрешения освятить новую церковь 23 января благочинному села Гориц священнику Матвею Васильеву. Разрешение на освящение церкви было получено, также было дано распоряжение о выдаче антиминса.
В справке владимирской Консистории, составленной в 1863 г., про эту церковь говорилось: «церковь во имя Животворящего Креста… построена в 1821 году тщанием прихожан, зданием каменная с таковою же небольшою колокольнею и оградою, крепка, однопрестольная, утварью достаточна».
В 1860-х гг. по инициативе шуйского купца 1-й гильдии Асигкрита Яковлевича Балина к церкви была сначала пристроена новая колокольня, а затем была перестроена и сама церковь.
Переписка о перестройке Крестовоздвиженской церкви начинается прошением А. Балина, которое слушалось во Владимирской Духовной Консистории 21 июля 1864 года.
«В селе нашем 1821 года к существовавшей издавна каменной часовне с небольшою колокольнею, составляющую верх ея с благословения Епархиального Преосвященного пристроена во имя Животворящего Креста церковь и приписана к самостоятельной Благовещенской. В настоящее время тесная колокольня ея от давности времени пришла в ветхость и угрожает разрушением. Прихожанам церкви нашей и жителям села Бог вложил мысль, разобрав до свода церковного прежнюю колокольню, близ западной церковной стены, построить вновь с почвы отдельную колокольню, по рисунку снятому с существующей колокольни при Борисоглебской церкви во Владимире и представленном мною Г. Архитектору Артлебену…».
По какой причине А. Балин в качестве образца выбрал именно колокольню Борисоглебской церкви во Владимире можно только гадать (может быть, данная церковь была связана с его деловыми поездками в губернский центр, или в ней происходили события, связанные с родственниками купца, возможно, на выбор повлияли рекомендации других сельчан). Во Владимирской Консистории прошение о строительстве колокольни приняли к сведению, но запросили проект от архитектора. Епархиальный архитектор Н. Артлебен по каким-то причинам не поддержал предложенный А. Балиным проект колокольни по примеру Борисоглебской церкви Владимира и предложил собственный проект. Балин согласился и в следующем прошении написал:
«…построить вновь с почвы по представляемому при сём рисунку, составленному Г. Архитектором Артлебеном отдельную колокольню…».
Далее проект колокольни был рассмотрен и одобрен Строительной и Дорожной Комиссией, затем Консисторией, заключившей: «Согласно прошению шуйского купца Асигкрита Балина, дозволить ему построить колокольню в селе Дунилове на его собственный счёт, при пособии посторонних благотворителей, по утвержденному Строительною и Дорожною Коммисиею проекту под наблюдением Епархиального Архитектора…».
Сведения о завершении строительства колокольни незначительно разнятся. В прошении о расширении церкви, поданном в Консисторию в июле 1866 г., А. Балин отмечает, что колокольню за его счет построили год назад. В докладе благочинного с. Дунилова священника Владимира Покровского в Консисторию от 28 ноября 1866 г. говорится, что Балин «окончательно в настоящем году достроил новую колокольню».
В июле 1866 г. А. Балин подал в Консисторию прошение о расширении Крестовоздвиженской церкви.
«В прошедшем году с разрешения Вашего Преосвященства я, на свой счет устроил в селе Дунилове при Воздвиженской церкви каменную колокольню. Ныне и самую церковь эту, устроенную на базарной площади из часовни, весьма тесную, я желаю в память избавления от угрожавшей опасности Государю Императору 4-го Апреля, расширить тоже на свой счет. Губернский Архитектор Г. Артлебен нашел ее к тому удобновозможною; а потому покорнейше прошу Ваше Преосвященство дозволить мне приступить к прописанной церковной перестройке».
По неясным причинам разрешение на строительство было получено только через три года. Судя по переписке, промедление было связано с несоблюдением необходимых формальностей при согласованиях. Так продолжительное время в консисторию не могли передать проект расширения церкви от архитектора Н. Артлебена, затем при рассмотрении проекта в строительном отделении оказалось, что не хватает пояснительной записки, плана местности и не объяснены некоторые тонкости строительства. Недостатки были устранены. В протоколе заседания владимирской консистории от 11 сентября 1869 года было отмечено:
«Согласно прошению купца Асигкрита Балина дозволить ему на его счет разширить и перестроить Крестовоздвиженскую села Дунилова церковь с тем, чтобы работы производились под наблюдением Епархиального Архитектора, без малейшаго отступления от утвержденнаго Строительным отделением проэкта и с употреблением хороших материалов».

На основании перечисленных документов и единообразного архитектурного облика храма и колокольни можно заключить, что существующее здание Крестовоздвиженской церкви в Дунилове построено по проекту епархиального архитектора Н.А. Артлебена (сам проект в архивной переписке отсутствует).
Николай Андреевич Артлебен (1827-1882) был выдающимся и неординарным человеком. Выпускник Московского Дворцового Архитектурного Училища, имел звание «назначенного» в академики Академии Художеств. Служил владимирским епархиальным архитектором и архитектором строительного отделения Владимирского губернского правления, секретарем Владимирского губернского статистического комитета, заведовал неофициальной частью «Владимирских губернских ведомостей». Николай Андреевич проявил себя как археолог, зодчий, писатель, ученый-реставратор, знаток древностей и любитель старины. Значительный вклад Н.А. Артлебен внес в разработку основ научной реставрации и исследование Владимиро-Суздальской архитектуры. Архитектор занимался изучением архитектуры и истории Владимирского края, принимал участие в многочисленных реставрациях и осмотрах памятников. Внес значительный вклад в спасение древнейших памятников Северо-Восточной Руси.
Как зодчий, состоящий в должности епархиального архитектора, Н.А. Артлебен за 25 лет службы участвовал в строительстве и перестройках большинства церквей, колоколен, трапезных во всей Владимирской епархии за период с 1857 по 1882 годы. К сохранившимся церковным постройкам архитектора относятся Спасо-Преображенский собор и Федоровская церковь в Коврове, колокольня в Киржаче, Георгиевский придел Успенского собора во Владимире (придел расположен между колокольней и древним собором).

Из переписки о строительстве Крестовоздвиженской церкви в Дунилове стоит отметить два примечательных факта. Первый – посвящение расширения церкви памяти избавления Александра II от выстрела революционера-террориста Дмитрия Каракозова у ворот Летнего сада 4-го Апреля 1866 г. Второй – участие в перестройке церкви известного архитектора Н. Артлебена.

Архитектурный облик церкви, построенной в псевдорусском стиле, своеобразен – одноглавый несколько тяжеловатый по объему и декоративному оформлению кубовидный четверик со срезанными углами увенчан одной небольшой главой. Фасады четверика разделены на два яруса декоративным поясом с балясинами. Окна первого яруса отмечены килевидными наличниками, во втором ярусе с юга и с севера имеется только по одному маленькому окну. Церковь без колокольни и купола напоминает купеческую палатку для хранения товаров. Учитывая, что изначально в 1820-х гг. Крестовоздвиженская церковь перестраивалась из старинной каменной часовни, чтимой местными жителями, можно предположить, что заказчик мог просить архитектора отразить в новой церкви формы и пропорции снесенной часовни.

Церковными реликвиями Крестовоздвиженской церкви были два старинных креста – один в память об эпидемии холеры 1654 г., второй был приложен владельцем села Ф.А. Лопухиным.
Крестовоздвиженская церковь была закрыта постановлением президиума Ивановского облисполкома от 8 декабря 1930 г. Использовалась как складское помещение. Церковная утварь полностью утрачена. Каменная ограда 1871 г. полностью разобрана.
В настоящее время церковь относится к Успенскому женскому монастырю. Храм отремонтирован, обнесен новой каменной оградой с железной решеткой. В нем совершаются богослужения, а также требы для жителей села.

Крестовоздвиженская церковь является выявленным объектом культурного наследия (Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70).

Горицы


К лучшему украшению местности Дунилова много служит село Горицы, находящееся на противоположном берегу реки Тезы и соединяющееся с Дуниловым длинным деревянным мостом

(В. Борисов. Село Дунилово в 1632 и 1842 годах. ВГВ, 1842, №46)

Ближайшие окрестности города Шуи представляют места, довольно приятные своими видами и положениями и нередко обильные историческими воспоминаниями. Такое место занимает промышленное село Горицы. Местоположение его весьма приятно для взора: оно лежит на неровной и крутой возвышенности, а особенно картинна нижняя его часть, примыкающая к реке Тезе, на которой красуются два каменных храма Божиих – один из них во имя Рождества Богоматери, другой во имя Вознесения Господня. Храмы сии обведены весьма пространною каменною оградою, изнутри коей чрез Тезу представляется взору обширное село Дунилово.

(В. Борисов. Село Горицы. ВГВ, 1845, №45)



На правом берегу реки Тезы, напротив Дунилова, на прекрасном и возвышенном месте, находится село Горицы. По местоположению, оно и носит свое название. Верхняя часть села, на которой красуются каменные храмы Божии, обведенные каменною обширною оградою, пленительна.

(В. Борисов, 1851)

Богородице-Рождественская церковь в Горицах расположена на возвышенном речном берегу. С южной стороны к пятиглавой церкви с шатровой колокольней примыкает сельское кладбище, обнесенное каменной оградой с железными решетками, угловыми башенками со шпилями и воротами. Внутри территории, ближе к реке расположена небольшая пятиглавая теплая Вознесенская церковь. Северной стороной Богородице-Рождественская церковь обращена к центральной части села, отмеченной пересечением дорог из Шуи, Введенья и Фурманова. Прежде тут располагалась торговая площадь, на которой проходили регулярные ярмарки и базары.
Шуйский краевед В. Борисов в статье «Село Горицы» приводит предание о том, что село изначально располагалось на возвышенности, называемой Вознесенской горой, где существовал женский монастырь. Но никаких подтверждений данному преданию пока нет.
Первое упоминание о Богородице-Рождественской церкви относится к 1535 г. Существующая летняя каменная церковь с шатровой колокольней построена в 1762 г. (этот год, со ссылкой на имеющуюся надпись об освящении церкви, указал в церковной метрике 1887 г. священник Александр Яковлевич Невский). В церкви был один престол – Рождества Пресвятой Богородицы. Храмоздателями были шуйские купцы Цыгановы и Холщевниковы, живущие в Горицах. Образцом для каменной церкви заказчики выбрали Покровскую церковь в Дунилове. Богородице-Рождественская церковь состоит из шатровой колокольни, трапезной, двусветного бесстолпного четверика с пятиглавием и алтарной апсиды. Также, как и дуниловская церковь, Богородице-Рождественская церковь украшена рядами кокошников, нарядными наличниками и полосами декора в стиле русской архитектуры 17-го века. Перед северным входом устроено нарядное крыльцо. Кроме того, при оформлении церкви в Горицах использованы изразцы, что является редкостью для Шуйского района. Так изразцами выложены наличники окон второго света, отдельные изразцовые вставки есть на барабанах глав.
Богородице-Рождественская церковь. Изразцовый наличник на южном фасаде (2009).
В церкви был чугунный пол, отлитый в 1819 г. Четырёхъярусный иконостас завершался скипетром и короною. Стены храма были расписаны в 1842 г. На стенах пред окнами вверху изображены Великие Князья Владимир, Георгий, Андрей, Глеб, Александр Невский в древних костюмах с коронами. Среди местночтимых икон были отмечены иконы Рождества Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы Чистоховской. Последняя была привезена из Риги рижским купцом, проживающим потом в Горицах. Отмечалось, что к этим двум иконам «много ходят богомольцев». Икона Рождества Пресвятой Богородицы по преданию была написана с подлинника, находящегося в Горицком монастыре Переславля-Залесского владельцами села – братьями Василием и Иваном Гавриловичами Коробьиными и приложена ими в церковь в 1624 г.
К реликвиям церкви относилась древняя бархатная риза «со времен Патриархальных», подаренная в церковь Гориц архиепископом Питиримом, уроженцем села.
До настоящего времени в церкви сохранились фрагменты фресковой росписи.
Небольшая теплая Вознесенская церковь расположена в глубине сельского кладбища. При осмотре церковного комплекса на первый план выходит яркая и представительная Богородице-Рождественская церковь с колокольней. Но главные ворота церковного комплекса с западной стороны (Посадской улицы) ориентированы прямо на вход в теплую церковь. Четверик церкви венчает пятиглавие из маковичных глав на тонких барабанах. Вознесенская церковь с приделом Владимирской иконы Божией Матери освящена 13 января 1803 г. протопопом шуйского Воскресенского собора Алексеем Никитинским.
В 1932 г. Богородице-Рождественская церковь передана обновленцам. Церковь закрыта решением Ивановского облисполкома от 15.05.1941 г. «под культурно-просветительские цели». В 1970-х гг. церковь использовалась под склад зерна. С 1995 г. храмы села находятся в ведении Успенского женского монастыря (с. Дунилово) и постепенно восстанавливаются.
При проведении работ по восстановлению Богородице-Рождественской церкви в начале 2000-х гг. вместо прежней побелки часть стен была оштукатурена и выкрашена желтой краской с выделением отдельных элементов белым цветом. Выполнен ремонт кровли, куполов и колокольни. Также заменена кровля и обновлены купола Вознесенской церкви. В настоящее время работы приостановлены.
Панорама церквей Дунилова и Гориц открывается с вершины плоского холма, расположенного в полях за жилой застройкой с. Горицы. Это место недавно отмечено поклонным крестом с надписью: «Всем святым новомученикам земли Российской».
Ансамбль Богородице-Рождественской церкви в Горицах является памятником архитектуры федерального значения (постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624).