статья
Дунилово. Горицы.
К истории сельских храмов.
Дунилово, по наружному устройству и местоположению своему, весьма хорошее село. Вид его, особенно с западной стороны, из-за реки Тезы, поразительный. В наружном и внутреннем устройстве его явно выражается старина.
В. Борисов, 1851 г.
Автор: Черниховский Дмитрий
Суздаль в миниатюре
(Анания Федоров. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале, 1754 г.)
Покровская церковь
Покровская церковь считается первым приходским храмом Дунилова. Она расположена в центральной части села на небольшом холме у пересечения древних дорог из Шуи и Нижнего Новгорода. Парадная западная сторона церковного комплекса обращена к торговой площади, располагавшейся прямо у ворот церкви вдоль дороги на Шую. На шатровой колокольне Покровской церкви прежде висели часы, обращенные к центру села (сейчас на месте часов – плоский участок каменной кладки с северо-западной стороны шатра).
«Покровская церковь – наиболее ранний образец бесстолпного храма на территории Ивановской области, каким он сложился в первой половине XVII века в Москве. Московские постройки этого типа отличаются стройностью объемов, ажурностью глав, виртуозным ковром декора и невероятными по тонкости каменной кладки пирамидами кокошников, закрывающих высокий свод, что и закрепило за этими сооружениями наименование «каменное узорочье»… Московским образцам и следовали строители Покровской летней церкви села Дунилова. Они украсили углы ее высокого четверика пучками полуколонок, завершили его сложным карнизом из полочек, поребрика и городков. Над карнизом расположили два ряда кокошников, закрывающих свод. Кокошники утоплены в кирпичной кладке, что несколько утяжеляет верх храма. А наличники с рваными завершениями показывают, что зодчие были знакомы с самыми последними образцами московской архитектуры» (Л. Шлычков. Листая времени страницы, 1983).
В Покровской церкви сохранились росписи, относящиеся к первой половине 19-го века. Местами сквозь последний слой фресок проступают более ранние росписи с другими сюжетами. Искусствовед Александр Евгеньевич Александров обратил внимание на редкие для местных храмов изображения Богородицы, используемые при росписи Покровской церкви – Донская, Чистоховская (Ченстоховская), Старорусская и Умиление. Эти изображения находятся над проемами окон четверика.
В северной части церковного комплекса расположена теплая церковь во имя Всех Святых, перестроенная в камне в 1742 г. (ранее теплая церковь была деревянной). В настоящее время Всехсвятская церковь с обвалившейся кровлей находится в полуруинированном состоянии и представляет собой своеобразный лабиринт из бывших церковных и подсобных помещений. Основная часть здания – церковь Всех Святых отмечена одной главой на невысоком четверике, к которому примыкает прямоугольная трапезная, почти скрытая поздними пристройками. С южной стороны церкви (внутри церковного двора) пристроен придел Николая Чудотворца, отмеченный небольшой главкой. Никольский придел был освящен благочинным Шуйской округи – священником села Гориц Матвеем Васильевым 10 июня 1817 г.
Многочисленные подсобные помещения Покровской церкви использовались в качестве складов и сдавались в аренду местным купцам, торгующим на прилегающей базарной площади. С западной стороны Покровской церкви были пристроены две каменные палатки, под церковью – два подвала. При Всехсвятской церкви находилась каменная сторожка с двумя палатками. Напротив церкви, через дорогу расположена каменная часовня, при которой также была каменная палатка, принадлежащая Покровской церкви.
Ансамбль Покровской и Всехсвятской церквей является памятником архитектуры Федерального значения (постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624). Расположенная через дорогу Никольская часовня, отремонтированная в 2010-х гг., относится к выявленным объектам культурного наследия (распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009).
Благовещенская церковь
Благовещенская церковь является самым древним каменным сооружением Дунилова. Виды Благовещенской церкви очень популярны среди фотографов. Наиболее распространенными местами съемки служат мост через Тезу, дорога на Фурманов, оба берега Тезы к северу от церковного комплекса. В определенных ракурсах ансамбль построек Благовещенской церкви, возвышающийся над плоскостью реки и обнесенный оградой с декоративными башенками, напоминает небольшой укрепленный городок или монастырь.
(В. Березин, В. Добронравов. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 5, 1898).
Для всей Ивановской области Благовещенская церковь в Дунилове представляет ценность не только как выдающийся архитектурный памятник. На столбах церкви сохранились фресковые росписи 17 в. – самые ранние произведения древнерусского искусства на территории Ивановской области, относящиеся к живописи ярославского круга.
Небольшая одноглавая теплая Казанская церковь в 1888 г. была пристроена к древней шатровой колокольне (построенной одновременно с Благовещенской церковью). История теплой церкви не вполне ясна. В 1632 г. Казанская церковь не упоминается вовсе. В построенной в 1675 г. Благовещенской церкви было три престола – главный Благовещенский и придельные – Святителя и Чудотворца Тихона Амафунтского и Святителя и Чудотворца Николая (в ревизии Синода 1741 г. у Благовещенской церкви указано четыре престола). Но в одном из указов 1718 г. упоминается каменная Казанская церковь. Когда именно появилась отдельная Казанская церковь и почему о ней до 1888 г. нет упоминаний, предстоит разобраться. Возможно, появление в селе в начале 19-го века двух новых церквей, приписанных к Благовещенской, – кладбищенской Преображенской и Крестовоздвиженской у переправы через Тезу было отчасти связано с трудностями проведения зимних служб в Казанской церкви (с ее теснотой или непригодностью). Для всей Ивановской области Благовещенская церковь в Дунилове представляет ценность не только как выдающийся архитектурный памятник. На столбах церкви сохранились фресковые росписи 17 в. – самые ранние произведения древнерусского искусства на территории Ивановской области, относящиеся к живописи ярославского круга.
В настоящее время территория Благовещенской церкви относится к Благовещенско-Казанскому подворью Успенского женского монастыря. Благовещенская и Казанская церкви снаружи отремонтированы, вокруг церквей сооружена новая кирпичная ограда.
Ансамбль Благовещенской церкви – памятник архитектуры Федерального значения (постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624).
УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Комплекс Успенского монастыря напоминает со стороны жилой городок или промышленное предприятие с многочисленными жилыми и служебными постройками, дымящимися трубами, вечерней подсветкой. Церкви и постройки монастыря окружены оградой с башенками и расположены среди живописной равнинной местности в долине реки Тезы. Монастырский комплекс удачно смотрится при приближении к Горицам со стороны Фурманова, с автомобильного моста через Тезу, с колокольни с. Горицы, даже от дуниловского кладбища. 624).
Воробьевская пустынь
(Анания Федоров, 1754)
В память об упраздненном мужском монастыре до конца 19-го столетия место, где он находился, среди жителей села именовалось Пустынькой. В единоверческой церкви, построенной в 1830-х гг. на месте Воробьевой пустыни, были два престола с теми же наименованиями, что и в монастырских храмах – Успения Пресвятой Богородицы и Всемилостивого Спаса (те же престолы есть и сейчас в Успенском женском монастыре).
Единоверческий приход
Основание единоверческого прихода
Среди дуниловских старообрядцев-поповцев в 1818 г. произошел раскол, связанный с желанием части староверов перейти в единоверческую церковь. Следствием этого раскола стала борьба обеих групп за деревянную часовню, расположенную на территории села. Сохранилась переписка старообрядцев с церковными властями.Перенесенная на место Воробьевской пустыни из Дунилова деревянная старообрядческая часовня была освящена в единоверческую церковь 31 июля 1821 г. священником Козьмою Васильевым, определенного властями к единоверческой церкви (этот священник служил при единоверческой церкви в Дунилове с 1821 по 1842 г.).
Успенская церковь
По мнению исследователя Михаила Юрьевича Бутова, далее строительство церкви приостановилось по причине смерти её главной устроительницы Евфимии Егоровны Каретниковой в 1823 г. Возобновление строительства последовало, когда стали поступать деньги от шуйской почетной гражданки Марии Ивановны Посылиной и других жертвователей. В феврале 1831 года строительство церкви было завершено. По просьбе прихожан освящение Успенской единоверческой церкви провел архимандрит Высоковского единоверческого монастыря Костромской губернии Зосима. Престолы Успенской церкви были освящены 20, 21 и 23 сентября 1831 г. Считается, что колокольня была построена тогда же. Вероятно, в 1890-х гг. был сделан переход между трапезной и колокольней.
Значительную художественную ценность представляли фресковые росписи Успенской церкви, выполненные в 1830-х гг. тейковскими братьями-живописцами Медведевыми. Исследователь творчества Медведевых М.Ю. Бутов пишет: «Предположительно, роспись храма вели две артели, каждая под руководством одного из братьев-живописцев Медведевых из села Тейково. Предположительно, собственно церковь расписывала артель старшего брата Тимофея Алексеевича Медведева… Алтарь был расписан артелью Епифана Алексеевича Медведева... Эти росписи являются повторением росписей алтаря в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Парском. Трапеза была расписана также Епифаном Медведевым…» (М.Ю. Бутов. Братья Медведевы - живописцы из Тейкова, 2016). При проведении ремонтных работ в Успенской церкви в 1990-х гг. оригинальные росписи Медведевых были признаны непригодными для восстановления, скопированы и уничтожены. В настоящее время фрески Медведевых воссозданы заново.
Покровская церковь
Теплая деревянная Покровская церковь (бывшая старообрядческая часовня, освященная в единоверческую церковь в 1821 г.) прослужила до середины 1840-х гг. В 1846 г. во владимирскую консисторию поступило прошение «О дозволении Шуйской округи единоверческой, что при селе Дунилове церкви, вместо деревянной теплой церкви выстроить вновь каменную». Каменная теплая однопрестольная Покровская церковь была построена и освящена в 1850 г. Церковь строилась на средства почетной гражданки Шуи Марьи Ивановны Посылиной и «других доброхотных дателей». Покровская церковь состоит из невысокого четверика с одной главой, к которому примыкает вытянутая трапезная.
Успенская и Покровская церкви относятся к выявленным объектам культурного наследия (распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70).
Женский монастырь
Преображенская (кладбищенская) церковь
Преображенская церковь представляет собой пятиглавый двусветный четверик, к которому с востока примыкает алтарная апсида, с запада широкая трапезная с двумя приделами, с южной и северной сторон – портики с колоннами и столбами. Церковь построена в традициях позднего классицизма. Колокольня утрачена. Приделы трапезной отмечены отдельными главками. В последние годы на белых стенах храма яркими цветами выделяют отдельные архитектурные элементы (пилястры, карнизы, ниши) и кресты.
Преображенская церковь относится к выявленным объектам культурного наследия (распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70).
Крестовоздвиженская церковь
Архитектурный облик церкви, построенной в псевдорусском стиле, своеобразен – одноглавый несколько тяжеловатый по объему и декоративному оформлению кубовидный четверик со срезанными углами увенчан одной небольшой главой. Фасады четверика разделены на два яруса декоративным поясом с балясинами. Окна первого яруса отмечены килевидными наличниками, во втором ярусе с юга и с севера имеется только по одному маленькому окну. Церковь без колокольни и купола напоминает купеческую палатку для хранения товаров. Учитывая, что изначально в 1820-х гг. Крестовоздвиженская церковь перестраивалась из старинной каменной часовни, чтимой местными жителями, можно предположить, что заказчик мог просить архитектора отразить в новой церкви формы и пропорции снесенной часовни.
Крестовоздвиженская церковь является выявленным объектом культурного наследия (Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18.06.2009 № 70).
Горицы
(В. Борисов. Село Дунилово в 1632 и 1842 годах. ВГВ, 1842, №46)
(В. Борисов. Село Горицы. ВГВ, 1845, №45)
(В. Борисов, 1851)