История Отечества
Бояре Лопухины в истории Отечества и села Дунилово
Многие жители Ивановского текстильного края знают или слышали о трагической истории жизни первой жены императора Петра I, Евдокии Федоровны Лопухиной (Романовой). Следует познакомиться с родом бояр Лопухиных, чья дочь вошла в историю, как волевая и несгибаемая женщина патриархального воспитания.
У истоков рода Лопухиных стояли сын касожского князя-рыцаря и дочь русского князя, который в первой половине XI века владел половиной Киевской Руси, деля ее с Ярославом Мудрым. Касоги – это старинное русское название известных в народе черкесов или адыгов, которые тысячелетиями жили в горах и предгорьях Кавказа. Многие руководители из стран Ближнего и Среднего Востока – Ирак, Иран, Сирия, Пакистан, Египет – набирали себе, особенно личную охрану, мамлюкское войско (так назывались отборные черкесские конные отряды). Через некоторое время начальники мамлюков провозглашались правителями той или иной страны. Для примера: мамлюкские султаны Египта и Сирии, правившие с 7 по 16 век, были черкесами. 47 из 53 султанов того периода были выходцами из Черкесска. Вернемся в предгорья Кавказа, где состоялся знаменитый поединок между русским князем Мстиславом Владимировичем из его княжества «Тмутаракань» и князем касогов Редедя. Рыцарский поединок двух владетельных князей, видимо, произвел большое впечатление на современников, (примерно 1050 г.) да и на последующие поколения. Этот редкий частный эпизод из княжеской жизни был подробно описан в официальных летописях. Упоминается данный поединок через 150 лет в поэме «Слово о полку Игореве». В древнейшей нашей поэме XII век упоминается «храбрый Мстислав, поразивший Редедю перед полками касожскими», но гибель в поединке вождя ни в коем случае не могла привести к тому, чтобы сложили оружие его воины. Сын черкесского князя Роман, женившись на дочери Мстислава, несомненно был видным членом княжеской дружины своего тестя. Это одна из двух изначальных линий рода Лопухиных, но обе они ведут к тому же князю касогов Редеде. Разумеется, о первых нам мало, что известно, но боярин Великого Князя Иоанна I (Калиты) уже оставил след в писанной истории Российского государства. Дальнейшая судьба будущих бояр потомства касогов и русских связана с Великим Новгородом. В конце XIV и начале XV веков мы находим в Новгороде двух представителей интересующего нас рода – один из них Василий Варфоломеевич Лаптев по прозвищу Лопуха. Так впервые появилось прозвище, ставшее вскоре фамилией. Лопухины принадлежали к новгородскому боярству и были крупными земледельцами. Большой и сильный клан Лопухиных, понимал неизбежность присоединения Новгорода к Москве, что и произошло в 1475 году при Великом Князе Московском Иоанне III Васильевиче. В 1494г. шестеро Лопухиных с семьями, пожитками, запасами и многочисленными домочадцами выехали в Москву. Семейное придание Лопухиных сохранило легенду о предсказании некой ворожеи не углях о будущем рода. «Не будет вас в Новгороде. Вижу вас под многими золотыми куполами. Большие люди, большие дела, большие тяготы, большая слава». Исполнилось предсказание: не стало вольного Новгорода, выехал в Москву клан Лопухиных. Во времена Смуты в Москве незаметно произошла смена правящих элит. На место боярских родов новые элитные кланы носили фамилии: Стрешневы, Нарышкины, Милославские, Лопухины, Языковы, Толстые и т. д. Несколько слов о выдающихся Лопухиных XVII столетия, которые верно служили Русским Царям из династии Романовых на протяжении 70-и лет – это отец и сын Илларион Дмитриевич, Леонтий Илларионович Лопухины. Последнего Царь Михаил Федорович пожаловал его московским дворянином и назначил стрелецким головою, затем его талант был востребован в дипломатических посольствах Московского государства. Единственный сын И. Д. Лопухина в 1648 году получил должность Государева стряпчего, а затем стал Царским стольником с пожалованием множества вотчин и поместий. Задолго до рождения будущей Царской невесты и ее Августейшего жениха, Лопухины прочно утвердились в верхнем слое иерархического общества Русского государства и были хорошо известны Всероссийским Самодержцам.
Отец будущей молодой царицы Евдокии, Федор Авраамович Лопухин родился в 1638 г., а через 31 год родилась Е.Ф. Лопухина. Мать Петра I Царица Наталья Кирилловна, урожденная Нарышкина, рассчитывала на серьезную опору из клана Лопухиных в борьбе за власть с правящей Царевною Софьей Алексеевной из рода Милославских, род Лопухиных, на то время, насчитывал несколько десятков мужчин, многие из которых занимали важные посты в московском государстве. Вскоре после свадьбы 1689 г. Евдокии Лопухиной и Петра Алексеевича за весьма короткое время сразу шесть братьев Лопухиных, - получили высшие на Руси достоинство, став боярами с самыми высокими должностями. В русской истории не было примера одновременного прихода в боярство стольких представителей из одной семьи. Эти назначения не понравились другим представителям сановной элиты. Интриги начались сразу, но к печальному для Лопухиных результату привели через несколько лет. Исторические годы с 1690-го по 1965-й г. в анналах России можно с уверенностью назвать Лопухиными. Интриги, направленные на отстранение Лопухиных от высших в государстве должностей, продолжались. Царь Петр, видимо, все больше склонялся к подковерным советам, тем более, что отношения в семье Петра и Евдокии не складывались. После кончины в 1694г. Н.К. Нарышкиной (Романовой) он резко переменился к царице Евдокии, и это сразу же сказалось на его отношение к родственникам царицы. Петр I лично допрашивал и пытал оговоренных двух братьев Лопухиных, которые скончались во время царского «пыташного дознания». Остальных дядьев царицы, наложив на них опалу, удалили из Москвы и назначили воеводами в дальние города. Отца Евдокии, Федора Авраамовича сослали в г. Тотьму.
Следующие большие церковные строительства владельца села Дунилово относятся к Благовещенскому собору. В 1675 г. вместо деревянного Благовещенского женского монастыря артелью каменщиков из с. Пчелки Костромской губернии под руководством Назара Борисова и Ивана Исаева был построен пятиглавый Благовещенский собор. В 1685 г. на средства вотчинного владельца боярина Ф.А. Лопухина собор был надстроен на один ярус. Тогда же и была построена высокая шатровая колокольня. В настоящее время XXI века Благовещенский церковный комплекс и церковь Покрова Пресвятой Богородицы производят огромное впечатление на всех посещающих туристов с. Дунилово. Внутри обновлённой церковной ограды вокруг Благовещенского собора и высокой стройной шатровой колокольни (1685 г.), поставленной над Святыми воротами монастыря: пристроена с высока небольшая зимняя церковь Казанской Божьей Матери (1888 г.). такой исторической церковной архитектурой отметился в с. Дунилово, бывший первый боярин при Петре I, Ф.А. Лопухин, отец Е.Ф. Лопухиной (Романовой). Отец царицы позже вернулся из г. Тельмы, целиком отдавшись управлению своими вотчинами, строительству храмов и основанию монастырей. В документах 1705 г. Ф. А. Лопухин показан среди бояр, которые живут не в столице, а в своих деревнях. Интересно бы видеть памятные мраморные доски об именах тех создателей, попечителей церковных строений села Дунилово.