исторические факты

Село Дунилово

Благовещенский приход

Свято-успенский женский монастырь

История храмового комплекса Благовещенский собор и Казанская церковь необычная даже для такого старинного села, как Дунилово. Расположен комплекс на небольшом холме над высоким обрывистым берегом р. Теза, вдоль которой проходит улица села в бывшей небольшой д. Щемиловка.

История храмового комплекса Благовещенский собор и Казанская церковь необычная даже для такого старинного села, как Дунилово. Расположен комплекс на небольшом холме над высоким обрывистым берегом р. Теза, вдоль которой проходит улица села в бывшей небольшой д. Щемиловка. К югу от церковной ограды протекает заросшая ивняком речушка Киселевка с перекинутым через нее старинным кирпичным мостом. Собор Благовещенский – основное архитектурное сооружение храмового комплекса и наиболее древний из сохранившихся исторических памятников села Дунилово. В.А. Борисов (т. 1 стр. 109) указывает, что «Благовещенская церковь, пятиглавая, огромная, Византийско-Русской архитектуры, расположена на крутом берегу р. Тезы». В книге В. Березина и В. Добронравова «Описание церквей и приходов Владимирской Епархии» за 1898 г.; имеются данные о Благовещенском приходе с. Дунилово. «В этом приходе две каменные церкви: холодная - Благовещенская и теплая - Казанская». Задолго до каменного строительства церквей в с. Дунилово это замечательное по красоте место облюбовали первые православные христиане и построили деревянные одноименные церкви.

Документы сообщают, что Благовещенская церковь построена вместо бывшей деревянной церкви того же наименования и освящена в 1675 г., как сообщает о том стенная надпись: «Освятился храм сей в лето от сотворения мира 7188, от воплощения Бога Слова 1675 г. марта 21 дня на память пр. отца нашего Иакова исповедника, при Благоверном Государе, Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче, всей Великой и Малой и Белой Руси Самодержце, при Преосвященном Епископе Стефане Суздальском и Юрьевском». В XVII столетии при этой церкви, как видно из описи писца Якова Кондырева, здесь находился женский монастырь. В каком году собирали местные прихожане, разбогатевшие на мануфактурном и скорняжном производстве, нужную сумму денег для начала строительства – неизвестно. Известно только то, что артель каменщиков из села Пчелки Костромской губернии, под руководством Назара Борисова и Ивана Исаева возвели к 1675 г. крупный пятиглавый Благовещенский собор. До 1831 г. при церкви существовали монашеские кельи и келья игуменьи того монастяря. Поскольку кельи были деревянные, то их в этом же 1831 г. истребил очередной дуниловский пожар. Преданье говорит, что в кельях этого женского монастыря несколько времени жила монахиня Елена (Евдокия Лопухина), бывшая супруга Петра Великого, специально приезжавшая сюда из Суздаля. Престолов в церкви три: главный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельные: во имя Святителя и Чудотворца Тихона Амафуитского и во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Из старинных священных вещей в церкви сохранялись до революции: 1) Серебряная панагия; 2) резной наперстный, в серебряной оправе крест; 3) две звезды с надписью: «польза, честь и слава» - и медное паникадило с двуглавым орлом – вклад монахини Елены (Царицы Евдокии Лопухиной). Теплая Казанская церковь с оградою построена в 1888 г. усердием прихожан. Престол в ней один – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Церковь Казанская и более древняя колокольня (1685 г.) состоит из двух разновременных объемов. Высокая и стройная шатровая колокольня, построенная над Святыми воротами Благовещенского монастыря на средства владельца с. Дунилово боярина Ф.А. Лопухина. По преданию иконостас Благовещенского собора заказан был женой Петра I Евдокией Лопухиной. После упразднения монастыря в 1764 г. его собор был превращен в летний приходской храм. Казанская теплая церковь выполнена в формах русского стиля, принадлежит к типу скромных одноглавых храмов с полукруглой апсидой и небольшой трапезной. В углах трапезной, по сторонам арочного проема в четверик, первоначально находились печи. Казанской церкви принадлежали: каменная церковная сторожка и две деревянные часовни в деревнях Борячиха и Батырево. При церкви 36 десятин земли; копии метрических книг с 1803 г. и исповедальных росписей с 1829 г. хранились в целости. Притча по штату положено два священника, дьякон и два псаломщика. Дома притч имеет собственные на церковной земле. На содержание притч получает в год 920 рублей. Приход в селах - 134 двора и деревни Пырьевка, Дворишки большие и малые, Высоково, Орлиха, Савкино, Батырево, Семейкино, Иванино, Торопиха, Михонино, Лаврово, Владышнево, Калинино, Анаксино, Грабиха, Обухово, Воронеж, Качалово, Борячиха и Никульниково. Деревни от церкви находятся на расстоянии от 6 до 11 верст. Домов в приходе 452, душ мужского пола 1685 и женского пола 1747 душ; в том числе раскольников: мужского пола 227 и женского пола 238 душ. При этой церкви имеются школа грамоты и земское народное училище. К Благовещенской церкви приписаны Кресто-воздвиженская церковь и кладбищенская Преображенская. (В. А.Борисов т. 1 стр. 107, Березин, Добронравов 1898 г. стр. 85-86. Шлыгов 1983 г. стр. 126-130).

Из предыдущих очерков об истории с. Дунилово и деятельности боярина Ф.А. Лопухина известно, какой вклад он внес в церковное строительство на селе. На северной стороне села Лопухин построил деревянный мужской монастырь Успенья Пресвятой Богородицы, в народе прозванный Воробьевой пустынью. Большого духовного подвижничества в данном мужском монастыре историей не зафиксировано. В 1764 г. Успенский монастырь был упразднен, а все его деревянные постройки были сожжены. Обратимся к трудам В.А. Борисова (т. 1 стр. 109) «На месте существования некогда Воробьевской пустыни была построена Единоверческая каменная церковь во имя Успенья Пресвятой Богородицы. Она построена в 1819 г. усердием московской купчихи Ефимии Егоровны Каретниковой с дуниловскими попечителями Балиными. Е.Е. Каретникова – родная сестра матери В.А. Борисова – умерла 09.03.1823 г. после смерти ее Борисовы унаследовали дом в с. Горицы и, по-видимому, капитал. (В. А. Борисов т. 1 стр. 324). В 1848 году при этой же церкви построена, вместо бывшей деревянной, теплая каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Усердием другой жительницы с. Горицы, почетной гражданки города Шуя, Марии Ивановны Посылиной и другими доброхотными людьми. Успенская Единоверческая и Покровская церкви получили наименования престолов те же, какие были в старину. В 1831 г. при храме была сооружена колокольня, где два четвериковых яруса прорезаны высокими стрельчатыми арками, обрамленными пилястровыми портиками. Дуниловский текстильный фабрикант А.Я. Балин и местный купец Т.Я. Дудин из старообрядческих духовных воззрений принимали самое активное участие в обустройстве храмовых комплексов на месте некогда существовавшего мужского монастыря.

Вернемся к деятельности этих, некогда первых людей села Дунилово. С. Дунилово к концу XVII в. началу XVIII в. больше походило на торговый городской поссад, превосходивший по своим размерам поссад г. Шуя. Здесь жили и работали мясники, калочники, скорняки, кузнецы, ткачи, портные, сапожники, плотники, серебрянники и даже скоморохи. Особенно славили дуниловцы производством льняного холста, миткаля, сукна и скорняжной продукции. Ткачество миткаля начиналось по большей части с осени и продолжалось до Пасхи. Миткаль ткали в крепких крестьянских семьях мужчины и женщины с 14 до 60 лет. Одним из местных строителей и попечителей храмового комплекса Успенской и Покровской церквей на месте Воробьевой пустыни были представители купеческой семьи Дудиных. Гаврии Яковлевич Дудин (1815-1890 гг.) происходил из крестьянской семьи, исповедующий старообрядчество. Предприимчивый, смекалистый, трудолюбивый, он вскоре становиться купцом 2-й гильдии. Доходы от ткачества и скорняжного производства позволили ему претендовать на такое высокое звание среди купцов – односельчан. Купец Г.Я. Дудин, дуниловский текстильный фабрикант А.Я. Балин, московская купчиха Е.Е. Каретникова, Горицко-Шуйская фабрикантша М.И. Посылина и другие прихожане, активно участвовали во обустройстве единоверческого храма в с. Дунилово. Единоверие – это воссоединение старообрядцев с официальной церковью с сохранением за старообрядцами права совершать богослужения и таинства по старопечатным дониконовским книгам, по своим обрядам при условии принятия ими священно служителей от православных архиереев и подчинение им. Дуниловский единоверческий храм был построен на отдалении от села, где в настоящее время находится красиво обустроенный Свято-Успенский женский монастырь.

Справочная литература:
  1. В.А. Борисов т. 1. Из-во г. Иваново Мик 2002 г.
  2. В. Березин, В. Добронравов «Описание церквей и приходов Владимирский Епархии» 1898 г.
  3. В.Г. Шаповал «История сел Дунилово и Горицы в лицах» Из-во г. Шуя 2016 г.