Архипастыри текстильно-скорняжного края Дуниловской волости.

Села Горицы и Дунилово славились на весь Шуйский уезд не только изготовлением в домашних условиях текстильных изделий, выделкой шубных душегреек (жилеты), зайчих шкур, но и высочайшим христианских духом.

Это воочию видно и в XXI веке по величайшим памятникам церковной архитектуры, сохранившейся до наших дней. Село Горицы стало родиной двух — архиепископов - это довольно необычно для провинциального села. Будущий непримиримый борец с раскольниками родился в с. Горицы. О детстве, юности и продвижению по церковной стезе мне, к великому сожалению мало, что известно. По годам жизни архиепископа Нижегородского и Алатырского Питирима (1665-1738 гг.) видно, что это годы непримиримой борьбы между приверженцами патриарха Никона и его ярого противника протопопа Аввакума. Будучи воспитанным на местных Горицко-Дуниловских раскольничьих традициях архиепископ Питирим, стал непримиримым идеологом борьбы с расколом. За активные и жесткие действия против раскольников, он списал на этом поприще любовь и расположение императора Петра I. Архиепископ Питирим добился царского указа, согласно которому фанатично настроенные старообрядцы могли подвергаться смертной казни.
Регулярно согласовывал действия по борьбе с раскольниками с Петром I. Питирим часто сам возглавлял карательные экспедиции против раскольников в центральных губерниях России. История знает немало эпизодов, когда целые семьи и поселения староверов подвергли себя самосожжению, лишь бы не оказаться в руках властей. В родных краях архиепископа Питирима таких зверств и гонений история не зафиксировала. Хотя большинство жителей с. Горицы и с. Дунилово были на то время староверами. В 1800 году в России возникла Единоверческая церковь. Полная свобода религиозной деятельности старообрядцам была предоставлена только в 1905 году. На период 73 летней жизни архиепископа нижегородского Алатырского Питирима в селах Горицы и Дунилово развивалась ручная текстильная работа по изготовлению льняных полотен, простыней, полотенец и других необходимых в домашнем хозяйстве вещей. Через 150 лет в с. Горицы родился другой будущий архиепископ Тверской и Кашинский Савва (в миру Иван Михайлович Тихомиров 15. 03.1819 – 13.10. 1896 г.). Об этом уникальном человеке мы узнаем намного больше так как имеется возможность использовать исторические данные из «Автобиографической записи высокопреосвященного Саввы», архиепископа Тверского и Калининского, печатающиеся в «Богословском Вестнике» (1897-1898 г.).

Детство высокопреосвященного Саввы протекало в 20-х годах XIX в. с Горицы Дуниловской волости Шуйского уезда. Какая была его изначальная фамилия данных нет, ибо фамилию Тихомиров он получил в духовном училище по фамилии двоюродного брата И.П. Тихомирова, женатого на родной сестре архиепископа Волынского. Родился Ваня в селе Горицы у церковного служителя – пономаря Рождественской церкви умершего до рождения младшего сына. Местная духовная власть предоставила его матери место по изготовлению и выпеканию просфор. Пети-шести лет мальчик захотел учиться читать и писать. В бедном доме матери был только один календарь: окружающие ребенка лица были неграмотные. Ваня со слуха изучал буквы русской азбуки от родной тетки, которая слышала от своих детей. Затем ребенка отдали в ученье «мастеру» 1-ого декабря 1826 года дьячку села Горицы в день святого пророка Наума. У дьячка уже были три ученика их местных крестьян, сам он подрабатывал сапожным делом и учил церковнославянской азбуки с чтением «Часослова» «Псалтыри». Чистописанию будущий архипастыря учился в Дуниловской «Пустыне» у пономаря.


Пришло время определить Ваню в Шуйское духовное училище. В Шуе Горицкий мальчик жил на квартире вместе с 7-8 учениками. Спали зимой на полу, у каждого был свой войлок и подушка. Стол питания для учеников общий, капуста для щей, квас, соль – хозяйские. Сверх этого – еженедельная баня и стирка постельного белья так же от хозяйки. За все такое проживание Горицкая семья платила по 15 рублей ассигнациями. Из, автобиографических записок преосвященного Саввы видно, что в детстве жизнь его была несладкой. После смерти отца на руках у матери осталось четверо детей. «Чтобы не быть в тягость другим – пишет он - и не быть тунеядцем, я старался и почти обязан был зарабатывать для себя насущных хлеб теми и другими трудами». В Горицах помогал двоюродным сестрам ткать красную пестрядь для платков, салфеток, покрывал, заготавливал для них цевок и т.п. На Дуниновской «Пустынке» я разделся с затем и сестрой их земледельческие труды: жал хлеб, возил с поля на гумно снопы, молотил. Иван всегда был первым учеником по классу, и как лучшего ученика и притом сироту все его начальники и учителя «дарили полным своим вниманием» вспоминает преосвященный Савва. За успехи в учении ежегодно на торжественном собрании получал похвальные листы и, принося их, домой в Горицы доставлял не малое удовольствие матери и сестрам, но и об одной своей детской, сладости нюхать табак. После внушительной беседы хозяйки дома Александры Ивановны эта зарождавшаяся привычка была резко прекращена навсегда. Кроме рассказанного единичного факта, во все время детства преосвященного Саввы ним не случилось ничего, чтобы он мог помнить лихом. В 1834 г. Иван Михайлович окончил Шуйское духовное училище, а уже в 1840 г. поступил во Владимирскую духовную семинарию. По окончании ее некоторое время работал учителем в Шуйском уезде, затем был рукоположен священником и направлен на службу в г. Муром. После смерти жены в 1846 г. поступил учиться в Московскую духовную академию, которую окончил магистром в 1850 г. и ушел в монастырь. Дальнейшее служение на церковном поприще было весьма успешным и плодотворным, его карьера богата званиями чинами начиная с различного Синодальной ризницы Московского кремля, 1855 год Савва возведен в сан архимандрита. 1859 год – назначен ректором Московской духовной семинарии, 1861 год – ректор Московской духовной академии, 1862 год – епископ Можайский, викарий Московской митрополии, 1866 год – епископ Полоцкий в г. Витебске, 1874 год – епископ Харьковский,1879 год – архиепископ Тверской и Кашинский.


Гражданское служение Саввы так же было заметным: Член-корреспондент Императорского Русского археологического общества, 1860 год действительный член Московского археологического общества, 1865 год почетный член Московского Императорского общества истории и древностей Российских, 1866 год почетный член Московского общества любителей духовного просвещения, 1870 год почетный член греческого филологического общества в г. Константинополе, 1892 год почетный член Православного Братства равноапостольного князя Владимира в г. Берлине, 1894 год – доктор церковной истории. Главные ученые труды Ивана Михайловича Тихомирова: «Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей Московской синодальной библиотеки», «Указ для обозрения Московской патриаршей ризницы», «Собрание мнений и писем Московского митрополита Филарета» и многое другое. Заслуги И.М. Тихомирова, как ученого, были отмечены весьма престижной в прошлом Демидовской премией Академии Наук России. Архиепископ Тверской и Кашинский Савва в конце своей жизни решил помочь построить на родине сельскую школу. Пожертвовал на ее устройство 6 тысяч рублей. Крестьянское общество села Горицы выделило под строительство школы 2 десятины земли на том месте, где когда-то стояли деревянные «дворцы» князей Василия и Дмитрия Горбатых. Школа в Горицах последнее детище архиепископа Саввы на родной ему земле, ибо его земной путь завершился в 1896 г. а школу открыли в 1900 г. Рассчитана она была на 120 приходских учеников. Двухэтажное здание школы на каменном фундаменте имело 4 классные комнаты, библиотека, столовая, кухня, кладовая, на втором этаже 3 спальни, гардеробная, 3 учительских 2-комнатных квартиры и общая кухня для учителей. Попечителем школы был Горицкий купец Сергей Иванович Кобельков. К сожалению данная школа поздней осенью 1935 г. в 2 часа ночи сгорела ее место обозначено диким садом. Еще будучи архимандритом, Савва посетил родные края, отслужил молебен в храме Шуи, Юрчакове, Горицах, Введенье, Дунилове. И многие воспоминания детства и отрочества нахлынули на него. Светлая память архиепископу Савве нашему земляку.


Справочная литература:

1. Александров А.Е. «Историко-краеведческий сборник» Из-во Санкт-Петербург 2012 г.
2. Сурин Г.И. «Жемчужина России» Из-во г. Шуя 2009 г.
3. Шаповал В.Г. «История сел Дунилово, Горицы в лицах» Из-во г. Шуя 2016 год.
4. Борисов В.А. «О.Г.Ш.» т.1 Из-во МИК г. Иваново 2002г.