территория Ивановского текстильного края

Архаичные верования в камни «следовики» Верхневолжья

«Памятником каменосечного искусства древних славян остались большие гладкие обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и прочее» Н. М. Карамзин

Первые поселения других людей на территории Ивановского текстильного края, археологи относят к эпохе среднего каменного века или мезолита. Это районы раскопок в г. Плесе, поселков Лух, Холуй и озера Ламна. Найдены студенческими и школьными экспедициями остатки жилищ в виде землянок с кострищами, примитивными костяными и кремневыми ножами, скребками, наконечниками стрел. Полностью земли нашего уникального края были заселены в период нового каменного века или неолита. Ученый Е.Рябинин из г. Санкт-Петербурга, основывались на археологических данных, определил Иваново-Вознесенский край, как место «контактной зоны» между славянскими и финноязычными племенами. Это подтверждают названия местных рек: (Теза, Шахма, Шомохта, Молохта) и поселений (Шуя, Кинешма, Решма, Кохма, Палех, Лух, Холуй, Пучеж). На берегах рек нашего лесного края находились в далекой древности городища и селища племен: марийцев, меря, мурома, финнов и пришлых славян. Основными и единственным путем переселения древних племен на новые места проживания были реки и бесчисленные протоки, которые расходились на север и юг, восток и запад. Пробираются по руслу реки одна или другая семейная общность, приглянется им место, останавливаются, поживут, проверят как добывается пища, достаточна ли она на зиму, нет ли опасностей, если все хорошо - устраивают незатейливое жилище и живут до следующего становища. Опыт показал, что селиться безопасно по высоким берегам рек или у озер, чтобы весной в половодье жилища не заставило водой. Первые поселенцы, наших Дунилово-Горицких мест дальновидно облюбовали горицкие берега р. Тезы, и в наши дни видно, как круты были в те давние времена ее берега, то же можно наблюдать у д. Овсянниково. Примером более длительного и обширного проживания на всхолмленной террасе р. Тезы древнее поселение IV-V веков н.э. – археологические раскопки так называемого Иванова городища.

Одна из дачниц с. Горицы у себя на огороде нашла каменный скребок эпохи неолита с правильными сколами, что подтверждает древность данного поселения. Вернемся к истории камней «следовиков» на территории Ивановской и других рядом расположенных областей. Самое распространенное, в дохристианской и в ранний период христианства на Руси, мнение об этих камнях со знаками было, что они – «дивьи» т.е. особенные, чудесные, обладающие магической силой «Дивьи камни» лежат в лесной чащобе, в глухомани, спрятанные от людских глаз. Нет к ним ни прямых дорог, ни хоженых троп, а ведет лишь одна единственная стежка-дорожка. Иногда у таких камней обретались монахи-отшельники, которые строили часовни и скиты. Некоторые поэты-краеведы отображали в стихах об утрате «камней следовиков». Усердием мирян в старину воздвигали возле камня церковь Божью. Все поросло быльем – мы к старине глухи: И камня нет, и церкви нет более». Зачастую «культовые» камни известны с древних времен. Местные жители приходили к нему с дарами и просьбами помочь при болезни, при трудных родах, а то и просто в дальней дороге. Люди приходили к нему и оставляли записки, ленточки, тряпочки и свято верили в его чудодейственную силу и помощь. В XXI веке часть людей обращаются не к чудесному камню, а к экстрасенсам, колдунам за большие деньги и так же свято верят, что это поможет. Недалеко от с. Горицы в лесной низине, по направлению д. Котюрево, местная жительница в конце 90-х ХХ в. показала плоский вулкан, красивой расцветки и больших размеров, но извлечь его без техники было техники было невозможно. В этом же селе существует каменный валун из розового шпата около дома местного жителя. Размеры его длина 80 см, ширина 40 см, высота 35 см, а в центре находиться несквозное абсолютно круглое углубление 5 см диаметром 3 см. Камней - следовиков на территории Ивановского текстильного края на сегодняшний день, насчитывается не более тридцати. Дуниловские два камня – следовика не представляют собой, валунов огромных размеров. Размеры одного из них высота приметно (ширина 20 см, 60 см и толщина 50 см). На нем изображается нерукотворный желоб в виде некачественного креста с размерами: центральный желоб длинной 50 см, верхняя перекладина 10 см, нижняя 15 см, глубина этих линий от 0.3 см до 0.5 см. На другом валуне из черного гранита с аналогичными размерами по контуру, природа изобразила голову птицы из белого гранита с глазом. Длинна туловища с клювом 27 см, ширина 11 см, высота белого гранита 0.5 см.

По летописным данным и археологическим раскопкам на территории Ивановского края видно, что на рубеже V-VI веков нашей эры коренным населением стали финно-угорские язычные племена меря и мурома. Об этом записано в русской летописи «Повести временных лет» XII век. Они были родственны современным венграм, эстонцам, финнам, мордве, марийцам. В языческий период времени люди нуждались в поддержке зримых божеств в виде необыкновенных камней – следовиков, необыкновенных деревьев и других природных явлений. Например, к культовым и чудодейственным относятся камень-валун похожий на спину медведя. Слияние Селивановского ручья и Волки. К этому камню с апреля по октябрь ходят люди с разными просьбами: помощь в личной жизни, избавиться от болезни. Подойдут к нему с восточной стороны, положат руки сверху на спину камня-медведя и просят здоровья, обратившись лицом на запад минут 30-40. Древние люди из неолита в нашей Мордаской волости с Дунилово умели так обрабатывать камни, что они еще при фатьяновской культуре считались символами и парадным оружием родовой верхушке племен. Речь идет о булавовидном топоре из с. Парское Ивановской области. Булавовидные топоры встречаются в мире очень редко всего лишь шесть экземпляров, включая один топор, найденный во Франции. В. Г. Городцов «Культура бронзовой эпохи в Средней Росси» Москва 1916 г. таб. VIII. Этот шедевр каменного искусства храниться в краеведческом музее г. Шуя Ивановской области. При земляных работах еще в 1879 г. с. Парское современного Родниковского района Ивановской области этот топор был найден местным крестьянином Машковым. Его сын А.И. Машков передал его знаменитому поисковику камней следовиков С. Н. Ильину. Затем С.Н. Ильин передал булавовидный топор в Шуйский краеведческий музей, как личный дар. Прежде чем перейти к описанию булавовидного топора, познакомился с увлечением неординарного человека из текстильного города Шуя. Особым увлечением Ильина были знаки на камнях-валунах. Эти камни он находился в разных областях Нечерноземья. С 1945 г. Ильин член Географического общества СССР. В книге «Память» В. Чивилихина есть такая строка: «С.Н. Ильин вместе с местным лесничим К.П. Тихомировым нашли «Игнач-крест». Этот крест из серого известняка найден был на том месте (озеро Щербериха по пути от г. Твери до г. Торжок), от которого войско хана Батыя повернуло назад, не покорив г. Новгорода.

Вернемся к описанию ритуального булавовидного топора. Топор изготовлен древними людьми из черного камня диабаза, пронизанный тонкими прожилками кварца светло-дымчатого цвета. Его основные размеры: длинна 10.5 см, ширина 8 см, толщина 6,6 см, вес топора 0.715 кг. Проушное отверстие суживается к тыльной стороне от 3 см до 2,7 см в диаметре. Короткое дуговидное лезвие очень острое, подобно алмазу режет стекло, использование в целях украшения кварцевых прожилок придало поверхности красивую мраморовидную расцветку и выделило Парский булавовидный топор из всех найденных археологами. Парадное оформление редко встречающихся булавовидных топоров свидетельствует не только о высокой культуре обработки камня в фатьяновскую эпоху, но и социальных расслоениях, то есть выделение племенной знати, а для этого нужны внешние атрибуты с Парское Костромской губернии Мардаской волости в 1899 г. отмечало свой 500 летний юбилей. В XIV –XVII веках князья Шуйские имели в Парском «княждвор» и по преданию в село приезжала на богомолье Евдокия Лапухина.

Справочная литература:
1.    В.А. Городцов «Культура бронзовой эпохи в средней России» Москва 1916 г.
2.    В.А. Ельфин «Наши веси» г. Иваново Из-во «Талка» стр. 46
3.    «Наш край в истории отечества» г. Иваново 1995 г.
4.    В.Г. Шаповал «История сел Дунилово и Горицы» Из-во г. Шуя 2012 г.